Положение об индивидуальном учебном проекте обучающихся МАОУ ГО Заречный СОШ №3 по ФГОС ООО

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об индивидуальном учебном проекте (далее — положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО), примерной основной
образовательной программой основного общего образования (далее — ООП ООО),
основной образовательной программой основного общего образования и уставом МАОУ
ГО Заречный «СОШ № 3» (далее — школа).
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации работы
над индивидуальным учебным проектом (далее ИУП) в рамках реализации ФГОС ООО.
1.3. Настоящее положение определяет порядок создания, защиты и оценки ИУП как
основной процедуры итоговой оценки достижения метапредметных результатов
выпускников уровня основного общего образования и допуска их к государственной
итоговой аттестации.
1.4. Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания избранных
областей знаний и (или) видов деятельности и способности проектировать и осуществлять
целесообразную
и
результативную
деятельность
(учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую и иную).
1.5. Выполнение ИУП обязательно для каждого обучающегося 9-х классов, включая
обучающихся по АОП. Выбор проекта входит в компетенцию обучающегося.
1.6. Выполнение обучающимися 9-х классов индивидуальной проектной работы не
исключает их участие в групповых проектах.
1.7. Защита ИУП является одной из обязательных составляющих материалов
системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
2. Цели и задачи индивидуального учебного проекта
2.1. Целями выполнения ИУП являются:
• повышение качества образования обучающихся через формирование ключевых
компетенций, необходимых выпускнику в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
• оценка
достижения
метапредметных
результатов
освоения
основной
образовательной программы на уровне основного общего образования.
2.2. Задачами выполнения ИУП являются:
• выполнение требований ФГОС по использованию в основной образовательной
программе исследовательских, проектных, самостоятельных и групповых работ;
• обучение обучающихся мыслительным техникам практической направленности:
постановка, проблемы, целеполагание, планирование, анализ и рефлексия ситуации,
определение результатов проекта;
• формирование современных компетенций для решения конкретной задачи,
представление результатов проделанной работы, решение поставленных в проекте задач,
исполнение полученных заданий, контроль над исполнением работ, самостоятельность в
принятии решений, навыки публичного выступления;
• развитие сферы информационного образования и построение обучающимися
собственных образовательных траекторий;

•

повышение мотивации обучающегося
индивидуализации обучения.

к

учебной

деятельности,

обеспечение

3. Требования к организации работы над индивидуальным учебным проектом
3.1. ИУП предполагает его подготовку и защиту обучающимся исключительно
индивидуально.
3.2. Общее руководство работой по организации и защите ИУП осуществляется
заместителем директора по УВР.
3.3. Руководителями ИУП могут быть педагогические работники школы (учителя,
ведущие преподавание предмета, по которому выполняется проект, классные
руководители), включая педагога-психолога, социального педагога. Консультантами
могут быть библиотекарь, сотрудники иных организаций — партнеров школы, а также
родители
(законные
представители)
обучающихся,
которые
осуществляют
индивидуальную помощь в ходе работы обучающихся над ИУП. При необходимости
руководитель ИУП готовит краткий отзыв об инициативности и самостоятельности
обучающегося при создании ИУП. Классный руководитель контролирует занятость
обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта
обучающимся, координирует работу на всех этапах подготовки к защите проекта.
3.4. Руководители проектных работ:
• формулируют темы, предлагаемые для выполнения обучающимися;
• организуют индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в
процессе выполнения проектной работы (как плановые, так и по запросам
обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут
ответственность за качество представляемых на защиту работ.
3.5. Темы проектов обновляются ежегодно. Заместитель директора школы по УВР
создает общий список, из которого обучающиеся самостоятельно выбирают тему для
своих ИУП. (см. Приложение 1)
3.6. Работа обучающегося над ИУП может осуществляться, начиная с 6 класса.
3.7. Защита ИУП обучающимися 9-х классов проводится в сроки, утвержденные
приказом директора, но не позднее 1 мая (см. Приложение 2).
3.8. Публичная защита ИУП проводится комиссией, в составе которой могут быть
представители администрации школы, учителя-предметники, школьного родительского
комитета.
3.9. Результаты защиты ИУП оформляются протоколом, который подписывается
членами комиссии и утверждается приказом директора школы (см. Приложения 5, 6).
4. Требования к содержанию и направленности проекта
4.1.
ИУП может быть нескольких видов: исследовательский, прикладной
(практико-ориентированный),
информационный,
творческий,
социальный,
конструкторский, инженерный.
4.1.1. Исследовательский проект напоминает по форме научное исследование. Этот
тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части
проекта не означает отсутствия практической части.

4.1.2. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко
обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников)
проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное
пособие и т. д.
4.1.3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для
широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и
возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктом такого проекта может быть,
например, публикация в СМИ.
4.1.4. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших
усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других
людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего
запоминаются. Примером такого проекта может служить постановка спектакля,
подготовка выставки, видеофильм и т. д.
4.1.5. Социальный проект предполагают сбор, анализ и представление информации
по какой- нибудь актуальной социально-значимой тематике.
4.1.6. Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное
конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления
и применения.
4.1.7. Инженерный проект – проект с инженерно-техническим содержанием.
Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования
(инженерного решения) какого- то объекта с описанием и научным обоснованием его
применения.
4.2.
Проект должен быть посвящен актуальным проблемам научной,
культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового
сообщества.
4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельной решение
исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее
толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть
востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой
деятельности.
4.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и
средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий.
4.5. При выборе темы ИУП необходимо учитывать следующее:
• Выбор темы должен быть мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.
• Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности
обучающегося к выполнению самостоятельного задания.
• Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
• Формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное
исследование по достаточно узкому вопросу.
4.6. ИУП — это комплект материалов, подготовленный обучающимся в рамках
выбранной темы для публичной защиты, который включает в себя три составляющих:

продукт проектной деятельности, паспорт проекта и электронную презентацию,
используемую в ходе защиты.
4.7. ИУП может включать краткий отзыв руководителя проекта об инициативности,
самостоятельности, ответственности обучающегося, о соблюдении им исполнительской
дисциплины. (см. Приложение7)
4.8. Продуктом (результатом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
• письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
• художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
• материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
• отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты,
так и мультимедийные продукты;
• другие работы интегрированного характера: бизнес-план, веб-сайт, видеофильм,
выставка, газета, буклет, журнал, игра, карта, коллекция, оформление кабинета, пакет
рекомендаций, сценарий, статья, костюм, праздник, публикация, путеводитель,
справочник, серия иллюстраций и т.п.
5. Требования к отчетам индивидуальных учебных проектов
5.1. При выполнении ИУП в форме реферата продуктом (результатом) является сам
реферат, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному тексту:
наличие титульного листа, содержания, трехчастной структуры (введение, основная часть,
заключение), списка использованных источников. В дополнение к реферату обучающийся
может создать различные памятки, плакаты, брошюры и т.п.
5.2. Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о
проведении исследования и приложений, включающих таблицы, фотографии, рисунки,
диаграммы, анкеты и проч. Обязательные структурные части письменного отчета введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
определяются гипотеза, цель и задачи, адекватные предмету изучения методы
исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются
выводы о точности рабочей гипотезы.
5.3. Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его
структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта,
используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие,
буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.
5.4. Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие
структурные компоненты:
5.4.1. Структура проекта содержит в себе:
•
титульный лист (приложение 13);
•
оглавление (приложение 14);
•
введение;
•
основную часть;
•
заключение;

•
список литературы (приложение 15).
5.1.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
•
обоснование актуальности выбранной темы;
•
формулировка гипотезы;
•
постановка цели работы;
•
формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели;
•
указание методов и методик, которые использовались при разработке
проекта;
•
указание практической значимости работы; ·
•
срок работы над проектом (один или два года).
5.1.4. Основная часть проекта состоит их двух разделов. Первый раздел содержит
теоретический материал, а второй – практический (экспериментальный). Основная часть
работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы – на пункты.
5.1.5. В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым
пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи,
подтверждена или опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных
решений, актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта
деятельности).
Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным
результатом.
5.5. Паспорт ИУП объемом 1–2 машинописные страницы включает в себя:
титульный лист с указанием полного наименования образовательной организации,
названия проекта, автора и руководителя, года его выполнения; краткую пояснительную
записку, где указываются цель, задачи, назначение проекта и планируемые результаты
деятельности; описание хода его выполнения и полученных результатов; список
использованных источников.(см.Приложение 8)
5.6. Для конструкторского проекта в пояснительную записку дополнительно
включается описание особенностей конструкторских решений, для социального
проекта — описание эффектов от его реализации.
5.7. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм
и правил цитирования, ссылок на различные источники.
5.8. Список использованной в проекте литературы оформляется в соответствии с
требованиями ГОСТ. Например. Н.Величко. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.
Энциклопедия. Издательство: Аст-Пресс Книга. Москва, 2017.(см. Приложение 15)
5.9. Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с
существующими требованиями: формат листов А4; интервал – 1,5; шрифт - Times New
Roman; размер шрифта 14; отступ справа и слева – 1,5 см., нумерация страниц
(колонтитулы).
5.10. Электронная презентация, используемая обучающимся при защите ИУП,
должна соответствовать установленным требованиям (см. Приложение 9).
6. Требования к защите ИУП
6.1. Публичная защита является обязательным заключительным этапом работы
обучающихся над ИУП.
6.2. Защита ИУП осуществляется перед комиссией, состав которой утверждается
приказом директора школы.

6.3. Защита обучающимися ИУП проводится в устной форме с обязательной
демонстрацией проекта (или его фрагментов) и использованием электронной презентации.
6.4. Публичная защита ИУП должна содержать обоснование выбранной темы, цели и
задачи проекта, доказательство ее актуальности, краткую информацию о работе над
проектом и его результатах, возможностях применения продукта проекта на практике. (см.
Приложение 10)
6.5. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада (7 минут) члены комиссии задают вопросы по теме проекта. Т.к.
соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков
о6учающегося, то защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы
обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить
материалы, подтверждающие его реализацию.
7. Система оценки ИУП
7.1. Оценка ИУП осуществляется комиссией.
7.2. В ходе защиты ИУП каждый член комиссии оценивает выступление
обучающихся по критериям оценки ИУП в баллах от 0 до 3 (см. Приложение 11),
председатель комиссии составляет сводный протокол, на основе которого определяется
итоговая оценка защиты ИУП каждого обучающегося.
7.3. В ходе защиты ИУП должно быть обеспечено оценивание:
• способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
(умения поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и
обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию
(апробацию) принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и т.п.);
• сформированности предметных знаний и способов действий (умения раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой (темой) использовать имеющиеся знания и способы действий);
• сформированности регулятивных действий (умения самостоятельно планировать и
управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные
возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях);
• сформированности коммуникативных действий (умения ясно изложить и оформить
выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы).
7.4. Оценивание проектной работы происходит в соответствии с
требованиями оценочного листа проекта членами комиссии.
7.5. Защита индивидуального учебного проекта оценивается отметкой «зачёт
- незачёт». Для получения итоговой оценки «зачет» необходимо получить «зачет»
по трем и более критериям.
7.6. При получении на защите ИУП оценки «незачет» обучающемуся
предоставляется возможность доработать проект и повторно защитить его через месяц
после первой защиты.
7.7. Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования в форме
индивидуального итогового проекта фиксируется в приказе директора и в документе

государственного образца об уровне образования - аттестат об основном общем
образовании - выставляется в дополнительных сведениях.
7.8. Классный руководитель знакомит родителей (законных представителей) с
результатами защиты. (см. Приложение 12)
8. Права и ответственность сторон
8.1. Руководитель индивидуального проекта должен:
•
совместно с обучающимся определяет тему и учебный план работы по
индивидуальному итоговому проекту;
•
совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы
работы, источники необходимой информации;
•
мотивировать обучающегося на выполнение работы по индивидуальному
итоговому проекту;
•
оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов проектной деятельности;
•
контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального итогового проекта.
8.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право:
•
требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения
работы;
•
использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
•
обращаться к администрации школы в случае систематического
несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.
8.3. Обучающийся должен:
•
посещать консультации и занятия по индивидуальному итоговому проекту;
•
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
ИУП;
•
подготовить публичный отчет о проделанной работе.
8.4. Обучающийся имеет право:
•
на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом
этапе выполнения ИУП;
•
использовать для выполнения ИУП ресурсы школы.
9.

Сроки хранения итоговых индивидуальных проектов

Срок хранения итоговых индивидуальных проектов обучающихся - 1 год после
получения обучающимися аттестата об основном общем образовании.

Приложение 1
Примерные темы проектных работ для обучающихся 8–9-х классов
Предмет
Технология
(юноши)

Технология
(девушки)

Изобразительное
искусство

Музыка

Темы проектов
1. Изготовление изделия из древесины (кухонный набор, деревянная
игрушка, карандашница, полочка для телефона, вешалка для одежды,
табурет)
2. Изготовление изделия из металла и искусственных материалов
(подсвечник, подставка для горячей посуды, подставка для книги и
т.п.)
3. Декоративно-художественные изделия, выполненные на токарном
станке (матрешка, неваляшка)
4. Электротехнические работы (модель электромагнита, модель
светофора, светильник-ночник, елочная гирлянда)
5. Основы экономики и предпринимательства (проекты
«Собственное дело», «Пути получения будущей профессии»,
«Бюджет семьи»)
6. Ремонтные работы в быту (проекты «Ремонт комнаты», «Детский
спортивный уголок»)
7. Информационные технологии (мультимедийная презентация)
1. Топиарии из бумажных салфеток
2. Декоративные панно из круп и макарон
3. Подарок из бисера своими руками
4. Ночная пижама своими руками
5. Загадочный мир куклы-оберега
6. Вышивка салфетки с применением бисера
7. Известные модельеры мира
8. Школьная форма: вчера, сегодня, завтра
1. Создание объемной конструкции фонтана
2.Архитектурно-пространственное моделирование. Оформление
интерьера (проект «Молодежное кафе», «Клуб по интересам»)
3. Современные техники декоративно-прикладного искусства (панно,
изделие)
4. Садово-парковая архитектура (дизайн-проект территории
приусадебного участка)
5. Великие имена в изобразительном искусстве
6. Дизайн современной одежды
7. Дом моей мечты
8. Вещь из вещи (создание вещи с новыми функциями, новым
конструктивным смыслом)
1. Рок-музыка — позитив или агрессия?
2. Рок-музыка: субкультура или культура?
3. И песня с нами воевала
4. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»
5. Легкая и серьезная музыка
6. Жизнь дает для песни образы и звуки… (Жизнь и творчество
одного композитора)
7. Музыкальная культура родного края
8. Классика на мобильных телефонах
9. Есть ли у симфонии будущее?

10. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители
11. Авторская песня в России
12. В мире инструментов симфонического оркестра
13. В песне — душа народа
14. Моцарт — гений музыкального искусства
15. Великий классик музыки (по выбору обучающихся)
16. Виктор Цой: жизнь и творчество
17. Влияние музыки на здоровье человека
18. Влияние музыки на развитие растений и животных
19. Православная духовная музыка и ее влияние на человека
20. Военные песни Булата Окуджавы
21. Вокалотерапия — лечение пением
22. Волшебство колыбельной песни
23. Царица музыки скрипка (или история развития любого
музыкального инструмента)
ОБЖ
1. Курение: цена за желание казаться взрослым
2. Как я полезно отдыхаю (фотопроект)
3. 10 аргументов за и против сигарет
4. Вредные привычки и их профилактика
5. Ты в ответе за выбор свой, зло земли обойди стороной
6. Отношение к пьянству в России в разные исторические эпохи
7. Здоровье не купишь, его разум дает
8. Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодежи?
9. Шумовое загрязнение
10. Здоровый образ жизни нашей семьи
11. Дорога к доброму здоровью
12. Гиподинамия. Чем опасны ее последствия в будущем?
13. Активный и пассивный отдых
14. Правильно ли ты питаешься?
15. Я и компьютер
16. Наркотики — путь в никуда
17. Учимся управлять эмоциями
18. Генно-модифицированные продукты
19. Наследственные заболевания
20. Случайна ли встреча с ВИЧ-инфекцией?
21. Здоровый сон: «жаворонки» и «совы»
22. Косметика и здоровье
Физическая
1. Правильная осанка — залог здоровья
культура
2. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья человека
3. Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника
4. Мой любимый вид спорта
5. Олимпийские игры древности
6. История Олимпиад. Олимпиады в России
7. История возникновения футбола в России
8. Волейбол — игра для всех
9. История развития баскетбола в России
10. Легкая атлетика — королева спорта
11. Физическая активность — путь к здоровью
Исследовательские 1. Мой прадедушка — участник Великой Отечественной войны
работы на основе
2. Моя прабабушка — труженица тыла

краеведческого
материала

3. История возникновения моего города
4. История нашей школы (Школьные годы моих родителей)
5. Наши земляки — участники Сталинградской битвы (любого
другого сражения Великой Отечественной войны)
6. Юбилей родного края
Математика
1. Замечательные кривые
2. Взаимосвязь архитектуры и математики
3. Паркеты
4. Треугольник Паскаля
5. Золотое сечение
6. Нестандартные способы решения квадратных уравнений
7. Симметрия в природе
8. Математический бильярд
9. Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и
шитье
10. 2 300 000 загадок пирамиды
11. 7 или 13? Какое число счастливее?
12. Вектор розы ветров
13. 38 попугаев, или Как измерить свой рост?
14. Взаимосвязь геометрии и изобразительного искусства
15. Виды куполов и их некоторые математические характеристики
16. Вклад российских математиков, физиков и механиков в победу
над Германией в Великой Отечественной войне
17. Влияние «главных чисел» на характер человека
18. Геометрическая мозаика
19. Геометрические парадоксы
20. Геометрические фигуры в архитектуре башен Московского
Кремля
21. Геометрия на клетчатой бумаге
22. Графики вокруг нас
23. Графы и их применение
24. Загадочный мир шифров
25. Звездное небо и математика
26. Колдовские числа
27. Магические квадраты
28. Математика в оригами
29. Методы решения уравнений в странах Древнего мира
30. О некоторых тайнах, которые хранят числа
31. Пушкин в зеркале математики
32. Созвездия и мифы
33. Софизмы вокруг нас
34. Спирали в математике и окружающем мире
35. Страницы истории Сталинградской битвы в задачах по
математике
36. Узоры из многоугольников
37. Числа Пифагора и красота мира
38. Числовые суеверия
39. Эти удивительные кватернионы!
Иностранный язык 1. Организуем клуб любителей чтения
2. Почему английский язык так популярен?
3. Экскурсия по городам страны изучаемого языка

Биология

Химия

Психология

4. Британская монархия. Демократична ли она?
1. Определение запыленности воздуха в зимнее время
2. Правильное питание
3. Витамины и их роль
4. Динамический стереотип и навык зеркального письма
5. Режим дня школьника
1. Акварельные краски: их состав и изготовление
2. Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
3. Все тайны янтаря
4. Газированные напитки. Яд малыми дозами
5. Знаки на пищевых упаковках
6. Зубные пасты. Выбираем лучшую
7. Индикаторы в быту
8. Чипсы: лакомство или яд, вред или польза?
9. Что мы знаем и не знаем о шампуне?
10. Что нужно знать о пищевых добавках?
11. Что полезнее — чай или кофе?
12. Что такое кислотные дожди и как они образуются?
1. Социальные сети. Как не стать жертвой манипуляций?
2. Предэкзаменационный стресс: причины и профилактика
3. Правила эффективного поведения в конфликтах
4. Конструктивное общение. Как понять других людей и донести
свою точку зрения
5. Слагаемые имиджа. Как создать свой стиль?
6. Все успевать! Организация своего времени
7. Воля. Рекорды волевого поведения
8. Влияние прослушивания музыки на память подростка

Приложение2
Приказ о защите ИУП
Наименование образовательного учреждения
Приказ
«___»____ 20_ г.

№ ___

О защите индивидуальных итоговых
проектов обучающимися 9-х классов
На основании ФГОС ООО, в соответствии с образовательной программой основного
общего образования, положением об индивидуальном итоговом проекте
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести защиту индивидуальных итоговых проектов обучающихся 9-х классов
«__»__ 20__ года.
2. Создать комиссии по оценке индивидуальных итоговых проектов в следующем
составе:
председатель ________, члены комиссии: ______, _______, _____________.
3. Заместителю директора по УВР (Ф.И.О.) оформить результаты защиты
индивидуальных итоговых проектов протоколом.
4. Ответственность за исполнение настоящего приказа возложить на заместителя
директора по УВР (Ф.И.О.).

Директор школы
С приказом ознакомлены:

(подпись)

Приложение 3
Образец заявления
Директору МАОУ ГО Заречный «СОШ №3»
Рагозиной М.А.
________________________________,
обучающегося(ейся) ___«___» кл.

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разрешить выполнение итогового индивидуального проекта (ИУП) по
следующему направлению: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тема ИУП __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
и закрепить в качестве руководителя моего ИУП ___________________________________
________________________________________________ (ФИО руководителя)

«____» ____________20___год

______________________
подпись обучающегося

«С заявлением ознакомлен, с выбранным направлением, темой согласен»
«____» ____________20___год

______________________
подпись родителей /законных представителей

Приложение 4
Образец заявления
Директору МАОУ ГО Заречный «СОШ №3»
Рагозиной М.А.
________________________________,
обучающегося (ейся) ___«___» кл.

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разрешить защиту итогового индивидуального проекта (ИУП) по теме
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

«____» ____________20___год

______________________
подпись обучающегося

«С заявлением ознакомлен, с выбранной темой согласен»
«____» ____________20___год

______________________
подпись родителей/законных представителей

Приложение 5
Протоколы защиты ИУП
Индивидуальный протокол члена комиссии по защите ИУП обучающимися 9-х классов
Оценка проекта (по критериям)

Кол-во
баллов

Оценка
/зачетнезачет

Умение отвечать на
вопросы, умение
защищать свою точку
зрения
(1-3 б)

Сформированность
коммуникативных
действий

Четкость и точность,
убедительность и
лаконичность(1-3 б.)

Соблюдение регламента
защиты и степень
воздействия на аудиторию
(1-3 б.)

Логика изложения,
построение доклада (1-3б)

. Постановка цели,
планирование путей ее
достижения (1-3 б.)

Соответствие
требованиям оформления
письменной части (1-3 б)

Сформированность регулятивных
действий

Использование средств
наглядности, ТСО
(1-3 б)

Сформированность
предметных знаний

Глубина раскрытия
темы(1-3 б)

Способность
к
самостоятельному
приобретению
знаний и решению
проблем

Соответствие
выбранных способов
работы цели и
содержанию проекта (1-3
б)
Качество проектного
продукта (1-3 б)

Тема проекта

Актуальность и
значимость темы
проекта(1-3 б)

Клас
с

Постановка проблемы
(1-3 б)

Ф.И. ученика

Поиск, отбор, адекватное
использование
информации(1-3 б)

№

……….
………..
Член комиссии ______________/_______________________

________________________

(подпись, расшифровка)

(дата)
Сводный протокол защиты ИУП обучающимися 9-х классов

Ф.И. ученика

Класс

Тема проекта

Члены экзаменационной комиссии_________________/_________________________
________/_________________________________
_________________/_________________________
(подпись, расшифровка)

_____________________________
(дата)

Оценка проекта
членами комиссии
1
2
3

Кол-во баллов
(Ср. арифм.)

Итоговая оценка
(зачет/незачет)

Приложение 6
Приказ о результатах защиты ИУП
Наименование образовательного учреждения
Приказ
«______»__ 20___г.
№_____
О результатах защиты итоговых индивидуальных
проектов обучающимися 9-х классов
В соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой основного общего
образования, школьным положением об индивидуальном итоговом проекте «___»___20__
года проведена защита индивидуальных итоговых проектов обучающимися 9-х классов.
Результаты защиты (из ___ обучающихся):
• ___ чел. (___%) получили оценку «зачет»;
• ___ чел. (___%) — оценку «незачет»;
На основании протокола защиты итоговых индивидуальных проектов
обучающимися 9-х классов
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить результаты защиты индивидуальных итоговых проектов
обучающимися 9-х классов.
2.
Классным руководителям ознакомить обучающихся и их родителей
(законных представителей) с результатами защиты проектов до «___»___ 20___года.
3.
Заместителю директора по УВР (Ф.И.О.) подготовить анализ работы
обучающихся 9-х классов и педагогов — руководителей проектов по выполнению и
защите итоговых индивидуальных итоговых проектов и представить отчет на заседании
педагогического совета.
4.
Ответственность за выполнение приказа возложить на заместителя
директора по УВР (Ф.И.О.).

Директор школы

_________

(подпись)

Приложение 7
Образец отзыва руководителя проекта (заполняется в печатном виде).
ОТЗЫВ
на проект (вид и форма проекта)
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ФИО обучающегося____________________________________________________________
Класс ________________________________________________________________________
На тему: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Текст отзыва
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________

____________________
_______________/______________________________________
Дата

Руководитель (подпись/расшифровка)

Отзыв руководителя итогового индивидуального проекта
____________________________________________________________________
В
ходе
выполнения
индивидуального
проекта
обучающийся
продемонстрировал (а) следующий уровень сформированности умений проектной
деятельности:

Коммуникаияпри
выполнени
проекта

Регулятивн ые действия

Знание редмета

Самостояте льное приобретен
ие знаний и решение проблем

Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый

Повышенный

Работа в целом свидетельствует
о способности самостоятельно с
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить
пути
её
решения;
продемонстрирована
способность приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать
более глубокого понимания
изученного

Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её решения;
продемонстрировано
свободное
владение логическими
операциями,
навыками критического мышления,
умение
самостоятельно
мыслить;
продемонстрирована способность на
этой основе приобретать новые знания
и/или
осваивать
новые
способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы

Продемонстрировано
Продемонстрировано свободное владение
понимание
содержания предметом проектной деятельности.
выполненной работы. В работе Ошибки отсутствуют
и в ответах на вопросы по
содержанию
работы
отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы
навыки
определения
темы
и
планирования работы. Работа
доведена
до
конца
и
представлена
комиссии;
некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя.
При
этом
проявляются
отдельные
элементы
самооценкии
самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и
последовательно
реализована,
своевременно
пройдены
все
необходимые этапы обсуждения и
представления. Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно

Продемонстрированы
навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки
простой
презентации. Автор отвечает на
вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст
/сообщение хорошо структурированы.
Все мысли выражены ясно, логично,
последовательно,
аргументировано.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы

Приложение 8
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
(пример)

Название проекта
_______________________________________________
Описание проблемы _________________________________________________
Проблемные вопросы___________________________________________________
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация,
воспитательный аспект, кратко -содержание)

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Характеристика проекта
для каждого признака выделите соответствующую характеристику проекта
ПРИЗНАКИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
привязка к учебным дисциплинам а) монопредметный
(указать предметные области)
б) межпредметный
продолжительность
а) краткосрочный б)среднесрочный
в)долгосрочный
тип проекта

а) информационный
б) исследовательский
в) творческий

характер контактов

а) внутриклассный
б)внутришкольный
в) региональный (в пределах одной страны)
г)международный
а) экологический
г) экономический
б) социальный
д) политический
в) культурологический е) технологический
ж) смешанный

ценностно- ориентированные
признаки

г) реферативный
д) практикоориентированный
е) ролевой

возрастная категория
(выберите одну или несколько
категорий)
Цель проекта _________________________________________________________________
Задачи проекта_______________________________________________________________
Планируемые результаты проекта (рекомендуется заполнять после составления
таблицы «Этапы проекта»)
предметные ___________________________________________________________________
метапредметные________________________________________________________________
личностные ___________________________________________________________________
Предполагаемый(е) продукт(ы)проекта
____________________________________
Необходимое оборудование
________________________________________________

Приложение 9
Требования к электронной презентации
К электронной презентации, которая является сопровождением защиты проекта, так
же как к презентации, являющейся продуктом проектной деятельности обучающегося,
предъявляются одинаковые требования.
Категория
Требования
требований
Требования к
1. Наличие в презентации обязательных структурных элементов:
представлению • титульный слайд (тема проекта, сведения об авторе, руководителе,
информации
образовательной организации, дата создания, информация о
местоположении проекта в интернете (при наличии);
• введение (тема, цели, задачи проекта);
• слайды (не более 10), сопровождающие или дополняющие защиту
проекта;
• заключение (краткие выводы, обобщения, ключевые положения
защиты);
• список информационных ресурсов.
2. Соответствие содержания презентации логике защиты проекта,
поставленным целям и задачам.
3. Лаконичность текста на слайде: отсутствие излишней информации,
сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста
(оптимальное соотношение текстовой и графической (схемы, диаграммы,
рисунки, фотографии и т.п.) информации).
4. Информация, представленная на слайдах, служит иллюстрацией,
дополнением к тексту защиты проекта, а не его копией.
5. Достоверность представленной информации.
6. Соблюдение единого стиля оформления текстовой информации на
слайдах:
• расположение наиболее важной информации в центре экрана,
картинки — под ней;
• форматирование текста по ширине;
• выделение ключевых слов цветом, подчеркиванием, полужирным или
курсивным начертанием, размером текста;
• использование нумерованных и маркированных списков вместо
сплошного текста;
• предпочтительное использование табличного (матричного) формата
представления материала;
• использование шрифтов одного типа на протяжении всей презентации
(рекомендуемые шрифты: Arial, Tahoma, Verdana);
• обеспечение читабельности текста за счет использования
определенного размера шрифтов (для заголовков — кегль 24–36, для
основной информации —18–24);
• недопустимость применения переносов в словах.
7. Строгое соблюдение орфографической, пунктуационной и

Требования к
оформлению
презентации

фактической грамотности.
8. Соблюдение правил использования графической информации:
• обоснованность и рациональность использования графических
объектов (графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна
дополнять текстовую информацию, каждое изображение должно нести
смысловую нагрузку);
• иллюстрации необходимо сопровождать пояснительным текстом,
который помещается под рисунком;
• цвет графических изображений не должен резко контрастировать с
общим стилевым оформлением слайда;
• иллюстрации размещать левее текста;
• использовать изображения только хорошего качества, оптимального
размера и разрешения
1. Соблюдение правил использования цветового оформления слайдов:
• цветовая схема — одинаковая на всех слайдах презентации;
• использование не более трех основных цветов (для фона, для заголовка,
для текста) и не более трех типов шрифтов;
• использование контрастных цветов для фона и текста (лучшие
сочетания: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном,
черный на белом, желтый на синем);
• использование для фона холодных или пастельных цветов (светлорозового, голубого, серо-голубого, синего, желто-зеленого, коричневого,
зеленого).
2. Соблюдение правил использования анимации:
• использование целесообразно в разумных пределах (анимационные
эффекты не должны отвлекать внимание от информации на слайде);
• анимация текста должна быть удобной для восприятия;
• анимация не должна быть слишком активной (нежелательны такие
эффекты, как вылет, вращение, волны, побуквенное появление текста).
3. Соблюдение правил использования звукового оформления
презентации:
• обоснованность и рациональность использования музыкального или
звукового сопровождения, которое не должно отвлекать внимание от
основной темы презентации, нести смысловую нагрузку;
• фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и
заглушать слова докладчика;
• выбор оптимального уровня громкости

Приложение 10
Примерный план выступления на защите проекта
Введение
•

Тема моего проекта …………………………………………………...

•

Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....

•

Цель моей работы – ………………………………………………….

•

Проектным продуктом будет – ………………………………………

•

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………

•

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные
этапы) ……………………………
• Сбор информации (где и как искал информацию) …………………………
• Изготовление продукта (что и как делал) ………………………… …
• Написание письменной части проекта (как это делал) ………….

•

Основная часть

•

Я начал свою работу с того, что ……………………………………….

•

Потом я приступил к ……………………………………………………….

•

Я завершил работу тем, что……………………………………………...

•

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….

•

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…………………….

•

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
…………………

•

План моей работы был нарушен, потому что……………………….

•

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………

•

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………

•

Заключение

•

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано,
получилось, например,………………………………….

•

Это произошло, потому что …………………………………………….

•

Если бы я начал работу заново, я бы ………………………………….

•

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…………

•

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……….

•

Работа над проектом показала мне………….

Приложение 11
Критерии оценивания индивидуального итогового проекта
обучающихся 9-х классов
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование
информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из
ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из
однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных
источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий
фрагментарный.
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но
план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный.

Баллы

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан
подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы.

3

Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены
фрагментарно на уровне утверждений.
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на
уровне утверждений, приведены основания.
Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы
исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для
ученика, но и для школы, города.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий.
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и
содержанию проекта
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта,
цели могут быть не до конца достигнуты.
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но не
являются достаточными.
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели
проекта достигнуты.
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта.
Тема проекта раскрыта фрагментарно.
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной
программы.
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие
знания, выходящие за рамки школьной программы.

Баллы
1

1
2
3
Баллы
1
2

2
3

Баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3

Критерий 2.3. Качество проектного продукта
Проектный продукт не соответствует большинству требований
качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным
целям).
Продукт не полностью соответствует требованиям качества.
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен,
удобен в использовании, соответствует заявленным целям).
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств.

Баллы
1

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не
выдержаны основные требования к дизайну презентации отсутствует логика
подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом
доклада.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные
требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала,
нет согласованности между презентацией и текстом доклада.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные
требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и
текст доклада полностью согласованы.
3. Сформированность регулятивных умений
Критерий
3.1.
Соответствие
требованиям
оформления
письменной части.
Приняты попытки оформить работу в соответствии с установленными
правилами, придать ей соответствующую структуру.

1

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные
правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные
ошибки в оформлении.
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии
с установленными правилами.
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения.
Цель сформулирована, обоснована, дан схематический план ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотноситься
с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно.
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее
достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию
деятельности.
Критерий 3.3. Логика изложения, построение доклада.
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение
ожидаемого и полученного результатов.
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый план работы
по достижению целей, заявленных в проекте.
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций,
складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены
перспективы работы.

2
3
Баллы

2

3

Баллы
1
2

3
Баллы
1
2
3

Баллы
1
2
3

Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и
степень воздействия на аудиторию.
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось
заинтересовать аудиторию.
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки
регламента.
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент
4. Сформированность коммуникативных действий
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность.
Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте;
присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления
от заявленной темы в ходе выступления.
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте;
присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной
темы в ходе выступления отсутствуют.
Содержание всех элементов выступления дает представление о
проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и
письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные
отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют.
Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою
точку зрения
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не
может защищать свою точку зрения.
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца
обосновывает свою точку зрения.
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на
поставленные вопросы, доказательно и развернуть обосновывает свою точку
зрения.

Максимальное количество баллов – 39 б.
Критерии оценки:
• 36–39 баллов — высокий уровень (зачет);
• 30–35 баллов — повышенный уровень (зачет);
• 20–29 баллов — базовый уровень (зачет);
• 0– 19 баллов — низкий уровень (незачет)
Обучающиеся по АОП имеют следующие критерии оценивания:
• 0-13 - низкий уровень (незачет)
• 14-24 –базовый уровень (зачет)
• Свыше 24 – повышенный уровень (зачет)

Баллы
1
2
3
Баллы
1

2

3

Баллы
1
2
3

Приложение 12
Для классного руководителя
Лист ознакомления с результатами защиты итоговых индивидуальных проектов
ФИО
№
Результат
Дата
Подпись
Подпись
обучающегося защиты
п/п
ознакомления обучающих родителей
итогового
ся
(законных
представителей
индивидуально
обучающихся)
го проекта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Приложение 12
Инструкция для выполнения самоанализа и самооценки ученика
в виде рефлексивного текста
(для обучающегося)
Ты завершил проект « __________________________________
его. укажи название проекта

» и защитил

Опиши свои впечатления о работе над проектом для того, чтобы выразить свое отношение
к тому, какого результата ты достиг и как у тебя получилось это сделать.
Найди плюсы и минусы в работе, которую ты провел.
Оцени приобретенные навыки и умения (что нового ты научился делать), где может
пригодиться твоя работа и новоприобретённые умения и навыки.
Опиши, что у тебя получилось лучше всего и что ты хотел бы изменить (улучшить).
Сделай самооценку твоего участия в презентации проекта.
У тебя должен получиться связный текст в объеме 10 - 15 предложений.

Приложение 13

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа № 1»

ПРОЕКТ
на тему «

»
(предмет)

обучающегося (йся)
класса

Руководитель проекта: учитель
(предмет)

Год

Приложение 14
ОБРАЗЕЦ ОГЛАВЛЕНИЯ И СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
ГЛАВА 1. Наименование ……………………………………
1.1. Наименование ………………………………………………
1.2. Наименование ……………………………………………...
ГЛАВА 2. Наименование ……………………………………
2.1. Наименование ………………………………………………
2.2. Наименование ………………………………………………
2.3. Наименование ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………....

Приложение 15

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем
указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее
публикации. Каждое из наименований нумеруется.
Оформление сносок к проектной работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
−постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по
возрастающей цифрами или звездочками);
−с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер
наименования в списке литературы и цитируемая страница).
НАПРИМЕР:
Образец оформления списка литературы
1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее
поправками от 30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. - № 4. - ст. 445.
2. Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. - М.:
Финансы и статистика, 1997. - 400с.
3. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. - М.: Высш. шк., 2002.460с.
4. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред В.В. Маклаков. - М.: Юристъ, 2001.566с.
5. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов //
Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. - С. 24 -37.
Образец оформления ссылки на интернет-ресурс
Аверинцев,

С.
С.
Поэтика
ранневизантийской
литературы
[Электронный ресурс] / С. С. Аверинцев. - Режим доступа:

httg://rovanjb.com/read/avenntsev

literaturi.htmi#0.

sergev/poetika

rannevizantivskoy


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».