Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся МАОУ ГО Заречный СОШ №3 по ФГОС СОО

Положение
об индивидуальном итоговом проекте
обучающихся
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения городского
округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №3»
по ФГОС среднего общего образования

1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся МАОУ ГО Заречный «СОШ
№3» по ФГОС среднего общего образования (далее – Положение) составлено на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с последующими изменениями
и дополнениям).
1.2. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных обучающимися МАОУ ГО Заречный «СОШ №3»
в ходе освоения
межпредметных учебных программ.
1.3. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать
свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и
видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность: учебно - познавательную, конструкторскую, социальную, художественно ­творческую.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося,
осваивающего основную образовательную программу среднего общего образования в 10–11­м
классах.
1.5. Проект может быть только индивидуальным.
1.6. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки
образовательных достижений обучающегося.
1.7.
Невыполнение
индивидуального
итогового
проекта
неудовлетворительной отметки по любому учебному предмету.

равноценно

получению

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
2.1. Цель: сформировать ключевые компетенции обучающихся , под которыми в современной
педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания,
умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
2.2. Задачи:
- обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению,
концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметьвыбрать
подходящую информацию, правильно её использовать);
- развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление;
- формирование и развитие навыков публичного выступления;
- формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,выполнять
работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
3.1. План, программа подготовки проекта
самостоятельно руководителем проекта.

для

каждого

обучающегося

разрабатываются

3.2. Руководителем проекта может быть как учитель - предметник школы, так и сотрудник иной
организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
3.3. Организатором проектной и исследовательской деятельности является заместитель директора по
УВР.
3.4. Обучающиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
3.5. Темы проектов утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
2

3.6. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается обучающимися совместно
с руководителем проекта.
3.7. Проектные задания должны быть чётко сформулированы, цели и средства ясно обозначены,
совместно с обучающимися составлена программа действий.
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЕКТА
4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.2. Результатом или продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о

проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного

искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;


материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и

мультимедийные продукты.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
5.1. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной
познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная
человеком, – поиск способов решения проблемы – решение.
5.2. Этапы работы над проектом:
поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы,

постановка цели проекта;
аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и

изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ
альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации
проекта: пошаговое планирование работ, анализ ресурсов;
практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль

качества, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию;
презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение

возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов,
публикация);
контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

(приложение № 1).
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
6.1.

Требования к содержанию индивидуального проекта.

6.1.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной точки
зрения) и отражать содержание проекта.
6.1.2. Структура проекта содержит в себе:
•

титульный лист (приложение 3);

•

оглавление (приложение 4);

•

введение;

•

основную часть;
3

•

заключение;

•

список литературы (приложение 5).

6.1.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
•

обоснование актуальности выбранной темы;

•

формулировка гипотезы;

•

постановка цели работы;

•

формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели;

•

указание методов и методик, которые использовались при разработке проекта;

•

указание практической значимости работы; ·

•

срок работы над проектом (один или два года).

6.1.4. Основная часть проекта состоит их двух разделов. Первый раздел содержит теоретический
материал, а второй – практический (экспериментальный). Основная часть работы состоит из глав,
которые могут делиться на параграфы, а параграфы – на пункты.
6.1.5. В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор,
описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена или опровергнута
гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и практическую
значимость полученных результатов (продукта деятельности).
6.1.6. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание
особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффекта/эффектов от
реализации проекта.
6.1.7. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.
6.2. Технические требования к ИП:
6.2.1. Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт,

интервал

одинарный, отступ первой строки 1,25.
6.2.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
6.2.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе и в оглавлении не ставится.
6.2.4. Оглавление: должно формироваться автоматически.
6.2.5. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь
сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в
тексте.
6.2.6. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа.
6.2.7. Список литературы необходимо составлять по определённым правилам, в соответствии с
требованиями ГОСТа. (приложения № 4).
6.2.8. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите
не допускается.
6.3. Требования к электронной презентации
К электронной презентации, которая является сопровождением защиты проекта, так же как к
презентации, являющейся продуктом проектной деятельности обучающегося, предъявляются
одинаковые требования.
6.3.1. Требования к представлению информации:
4



Наличие в презентации обязательных структурных элементов:

• титульный слайд (тема проекта, сведения об авторе, руководителе, образовательной организации, дата
создания, информация о местоположении проекта в интернете (при наличии);
• введение (тема, цели, задачи проекта);
• слайды (не более 10), сопровождающие или дополняющие защиту проекта;
• заключение (краткие выводы, обобщения, ключевые положения защиты);
• список информационных ресурсов.







Соответствие содержания презентации логике защиты проекта, поставленным целям и задачам.
Лаконичность текста на слайде: отсутствие излишней информации, сжатость и краткость изложения,
максимальная информативность текста (оптимальное соотношение текстовой и графической (схемы,
диаграммы, рисунки, фотографии и т.п.) информации).
Информация, представленная на слайдах, служит иллюстрацией, дополнением к тексту защиты проекта,
а не его копией.
Достоверность представленной информации.
Соблюдение единого стиля оформления текстовой информации на слайдах:

• расположение наиболее важной информации в центре экрана, картинки — под ней;
• форматирование текста по ширине;
• выделение ключевых слов цветом, подчёркиванием, полужирным или курсивным начертанием, размером
текста;
• использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;
• предпочтительное использование табличного (матричного) формата представления материала;
• использование шрифтов одного типа на протяжении всей презентации (рекомендуемые шрифты: Arial,
Tahoma, Verdana);
• обеспечение читабельности текста за счёт использования определённого размера шрифтов (для заголовков
— кегль 24–36, для основной информации —18–24);
• недопустимость применения переносов в словах.



Строгое соблюдение орфографической, пунктуационной и фактической грамотности.
Соблюдение правил использования графической информации:

• обоснованность и рациональность использования графических объектов (графика (рисунки, фотографии,
диаграммы, схемы) должна дополнять текстовую информацию, каждое изображение должно нести
смысловую нагрузку);
• иллюстрации необходимо сопровождать пояснительным текстом, который помещается под рисунком;
• цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
• иллюстрации размещать левее текста;
• использовать изображения только хорошего качества, оптимального размера и разрешения
6.3.2. Требования к оформлению презентации:


Соблюдение правил использования цветового оформления слайдов:

• цветовая схема — одинаковая на всех слайдах презентации;
• использование не более трёх основных цветов (для фона, для заголовка, для текста) и не более трёх типов
шрифтов;
• использование контрастных цветов для фона и текста (лучшие сочетания: белый на темно-синем, лимонножёлтый на пурпурном, чёрный на белом, жёлтый на синем);
• использование для фона холодных или пастельных цветов (светло-розового, голубого, серо-голубого,
синего, жёлто-зелёного, коричневого, зелёного).
5



Соблюдение правил использования анимации:

• использование целесообразно в разумных пределах (анимационные эффекты не должны отвлекать внимание
от информации на слайде);
• анимация текста должна быть удобной для восприятия;
• анимация не должна быть слишком активной (нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волны,
побуквенное появление текста).


Соблюдение правил использования звукового оформления презентации:

• обоснованность и рациональность использования музыкального или звукового сопровождения, которое не
должно отвлекать внимание от основной темы презентации, нести смысловую нагрузку;
• фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и заглушать слова докладчика;
• выбор оптимального уровня громкости.

6.4. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
6.4.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

6.4.1. Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о
проведённых экспериментах, стендовый доклад, программа).
6.4.2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, технологии),
представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, выставки изделий, видеопроекта, фильма).
6.4.3. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
6.4.4. Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической
областях желательным является использование элементов математического моделирования (с
использованием компьютерных программ в том числе).
6.5. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы обучающегося в ходе
выполнения проекта, в том числе:


инициативности и самостоятельности;



ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);



исполнительской дисциплины.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также
отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость
полученных результатов (приложение № 2).
7. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА
7.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком
защиты проектов, утверждённым приказом директора школы.
7.2. Для проведения защиты ИИП обучающихся 11 класса в Школе создаётся аттестационная
комиссия. Состав комиссии от 3 до 5 человек. Членами комиссии являются: представить
администрации,
куратор
проектной
деятельности
(учитель,
преподающий
предмет
«Индивидуальный проект»), педагог по соответствующему предметному направлению. Состав
комиссии определяется с учётом предметных областей ИИП. В комиссии могут присутствовать:
представитель муниципальных органов образования, методических служб, родительская
общественность.
7.3. На защиту индивидуального проекта выносится:
•

папка с содержанием индивидуального проекта;
6

•

продукт проектной деятельности;

•

презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите;

•
отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе
выполнения проекта (при необходимости).
7.4. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не
более 7 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут.
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
7.5.

Аттестационная комиссия оценивает уровень выполнения ИИП в соответствии с критериями.

7.7. Обучающимся, пропустившим основной срок защиты ИИП по уважительной причине,
предоставляется дополнительная дата защиты .
7.8. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик
дорабатывает ИИП в течение недели, представляет к повторной защите.
7.9. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на
муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически ставиться
высший балл и от защиты в ОО он освобождается.
8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне
сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности
основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому
из четырех критериев:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в

умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку
информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого
решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения. Данный
критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении

раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно

планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные
возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и

оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
8.2. С целью определения степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта
необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности:
повышенный уровень и базовый уровень.
8.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, если:
такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев,

характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и
сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов
действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв

руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.
7

8.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, если:


такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий

исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя,
презентация проекта;


даны ответы на вопросы.

Содержательное описание критериев представлено в приложении № 6.
8.5. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах
проекта.
8.6. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Индивидуальный проект» в классном
журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об
основном общем образовании – отметка выставляется следующим образом: 1) если в учебном плане
на проект отводится 64 часа и больше за два года, то индивидуальный проект указывается в перечне
учебных предметов; 2) если меньше 64 часов – в перечне курсов и дисциплин в разделе
«Дополнительные сведения».
9. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
Руководитель итогового индивидуального проекта должен:
Совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному проекту;
• Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники
необходимой информации;
• Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту;
• Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и
представления результатов работы (исследования);
• Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального
проекта.
Руководитель итогового индивидуального проекта имеет право:
• Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
• Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
• Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации
плана индивидуального проекта.
Обучающийся должен:
• Выбрать тему индивидуального проекта;
• Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
• Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта:
• Подготовить публичный отчёт о проделанной работе (защита проекта).
Обучающийся имеет право:
• На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения
индивидуального проекта;
• Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы.
Координатор проектной деятельности должен:
8

• давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса;
• проводить разъяснительные лектории с обучающимися по подготовке и работе над проектом (при
необходимости);
• обеспечивать учащихся и руководителей проектов методическими материалами;
• иметь общий список авторов и руководителей индивидуальных проектов;
• организовать консультации и оказание методической помощи руководителям проектов в ходе
выполнения работ;
• организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных проектов, составить график
защиты проектов;
• обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе реализации индивидуальных
проектных планов;
• своевременно размещать и обновлять информацию по проектной деятельности на стенде;
• вести необходимую сопроводительную и отчётную документацию по проектной деятельности.
Координатор проектной деятельности имеет право:
• контролировать организацию условий, необходимых для проектной деятельности обучающихся
(помещения, доступ к мультимедийной технике, установка программного обеспечения и т.д.);
• осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов;
• осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления проектов - проектной
документации; всех проектных материалов для их сдачи;
• при необходимости - организовать независимую экспертную оценку содержательного уровня
проекта и хода проектного процесса в целом.
10. СРОКИ ХРАНЕНИЯ ИТОГОВЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Срок хранения итоговых индивидуальных проектов обучающихся - 1 год после получения
обучающимися аттестата об основном общем образовании.

9

Приложение № 1
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Содержание работы

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Этап 1. Подготовка
Обсуждают тему проекта
с учителем и получают
при необходимости
Подобрать рабочую группу дополнительную
(если это групповой
информацию.
проект)
Определяют цели проекта
Определить тему и цели
проекта.

Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует обучающихся.
Помогает в определении
цели проекта.
Наблюдает за работой
учеников

Этап 2. Планирование
Формируют задачи
Определить источники
необходимой информации. проекта. Вырабатывают
план действий.
Определить способы сбора Выбирают и
и анализа информации.
обосновывают критерии
Определить форму
успеха проектной
проекта.
деятельности

Предлагает идеи,
высказывает предложения.
Наблюдает за работой
обучающихся

Установить критерии
оценки результатов
проекта.
Распределить обязанности
между членами рабочей
группы
Этап 3. Исследование
Отобрать информацию
(основные инструменты:
интервью, опросы,
наблюдения,
эксперименты).

Поэтапно выполняют
задачи проекта

Наблюдает, советует,
косвенно руководит
деятельностью
обучающихся

Работают над проектом,

Наблюдает, советует,

Выявить и обсудить
альтернативы, возникшие в
ходе проекта.
Выбрать оптимальный
вариант хода проекта.
Выполнить поэтапно
задачи проекта
Этап 4. Выводы
Проанализировать

10

Содержание работы

Деятельность учеников

информацию для проекта.

анализируя информацию. косвенно руководит
Оформляют проект
деятельностью учеников

Сформулировать выводы

Деятельность учителя

Этап 5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Подготовить отчет о ходе
выполнения проекта с
объяснением полученных
результатов (возможные
формы отчета: устный
отчет, устный отчет с
демонстрацией
материалов, письменный
отчет).

Представляют проект,
участвуют в его
коллективном анализе и
оценке

Проанализировать
выполнение проекта,
достигнутые результаты
(успехов и неудач) и
причины этого

11

Приложение № 2
ФОРМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОТЗЫВА НА ПРОЕКТНУЮ РАБОТУ
Отзыв на проектную работу
Ф. И. О.
МАОУ ГО Заречный «СОШ № 3» на тему: «
»
Текст отзыва

Дата
Руководитель (подпись)

12

ученика

класса,

Приложение № 3
ФОРМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа № 1»

ПРОЕКТ
на тему «

(предмет)

»

обучающегося (йся)
класса

Руководитель проекта: учитель (предмет)

Год

13

Приложение 4
ОБРАЗЕЦ ОГЛАВЛЕНИЯ И СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
ГЛАВА 1. Наименование ……………………………………
1.1. Наименование ………………………………………………
1.2. Наименование ……………………………………………...
ГЛАВА 2. Наименование ……………………………………
2.1. Наименование ………………………………………………
2.2. Наименование ………………………………………………
2.3. Наименование ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………....

14

Приложение № 5
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем
указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее
публикации. Каждое из наименований нумеруется.
Оформление сносок к проектной работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
 постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по
возрастающей цифрами или звездочками);
 с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер
наименования в списке литературы и цитируемая страница).
НАПРИМЕР:

1.
2.
3.
4.
5.

Образец оформления списка литературы
Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее поправками
от 30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. ст. 445.
Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. - М.: Финансы и
статистика, 1997. - 400с.
Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. - М.: Высш. шк., 2002.- 460с.
Конституционное право: Словарь / Отв. Ред В.В. Маклаков. - М.: Юристъ, 2001.- 566с.
Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов //
Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. - С. 24 -37.
Образец оформления ссылки на интернет-ресурс

Аверинцев,

С.
С.
Поэтика
ранневизантийской
литературы
[Электронный ресурс] / С. С. Аверинцев. - Режим доступа:

httg://rovanjb.com/read/avenntsev sergev/poetika rannevizantivskoy literaturi.htmi#0.

15

Приложение № 6
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Содержание защиты по проекту должно включать:
 обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;
 изложение поставленных в нем целей и задач;
 описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
 краткий обзор изученных источников и использованной литературы;
 продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это
требуется).
Выступление ограничивается во времени – 5–7 минут.
2. Выступление оценивается на основе критериев:
 соблюдение структуры выступления;
 соблюдение регламента;
 умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего
выступления;
 адекватность громкости и темпа;
 адекватность языка и стиля;
 уверенность и убедительность манеры изложения.
3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:
 соответствия содержания ответов вопросам;
 корректности при ответе на вопросы оппонентов;
 краткости и аргументированности;
 грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.

16

Приложение № 7

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО
ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-Х КЛАССОВ
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного
числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных
источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный.
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план
действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный.
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан
подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы.

Балл
1
2
3
Балл
1
2
3

Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно на
уровне утверждений.
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне
утверждений, приведены основания.
Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе,
тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий.
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

Балл
1

Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели
могут быть не до конца достигнуты.
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но не являются
достаточными.
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта
достигнуты.
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта.
Тема проекта раскрыта фрагментарно.
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки школьной программы.
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества
(эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям).

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества.
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в
использовании, соответствует заявленным целям).
17

2
3

Балл

2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3

Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны
основные требования к дизайну презентации отсутствует логика подачи материала, нет
согласованности между презентацией и текстом доклада.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к
дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности
между презентацией и текстом доклада.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к
дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада
полностью согласованы.
3. Сформированность регулятивных умений
Критерий
3.1.
Соответствие
требованиям
оформления
письменной части.
Приняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами,
придать ей соответствующую структуру.

Балл
1

2

3

Балл
1

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами
порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении.

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными правилами.
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения.
Цель сформулирована, обоснована, дан схематический план ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотноситься с
собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно.

3

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения,
самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности.
Критерий 3.3. Логика изложения, построение доклада.
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и
полученного результатов.
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый план работы по
достижению целей, заявленных в проекте.
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся
в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы.
Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень
воздействия на аудиторию.
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать
аудиторию.
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента.
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент
4. Сформированность коммуникативных действий
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность.
Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует
культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в
ходе выступления.
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует
18

Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1

2

культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления
отсутствуют.
Содержание всех элементов выступления даёт представление о проекте;
наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; чёткость
речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления отсутствуют.
Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может
защищать свою точку зрения.
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою
точку зрения.
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные
вопросы, доказательно и развернуть обосновывает свою точку зрения.
Максимальное количество баллов – 39 б.
Критерии оценки:
• 36–39 баллов — отметка «5»
• 30–35 баллов — отметка «4»
• 20–29 баллов — отметка «3»
• 0– 19 баллов — отметка «2»

19

3

Балл
1
2
3

Приложение 8
Протоколы защиты ИИП
Индивидуальный протокол члена комиссии по защите ИИП обучающимися 11-х классов
Оценка проекта (по критериям)
Сформированность
регулятивных
действий

Сформирован
ность
коммуникати
вных
действий

Кол
-во
бал
лов

Оце
нка

Умение отвечать на
вопросы, умение
защищать свою точку
зрения
(1-3 б)

Сформированност
ь
предметных
знаний

Поиск, отбор, адекватное
использование
информации(1-3 б)
Постановка проблемы
(1-3 б)
Актуальность и
значимость темы
проекта(1-3 б)
Соответствие
выбранных способов
работы цели и
содержанию
проекта (1-3
Качество проектного
б)
продукта
(1-3 б)

Способност
ь
к
самостояте
льному
приобретени
ю знаний и
решению
проблем

Соблюдение регламента
защиты и степень
воздействия на аудиторию
(1-3 б.)
Четкость и точность,
убедительность и
лаконичность(1-3 б.)

Тема
проекта

требованиям оформления
письменной части (1-3 б)
. Постановка цели,
планирование путей ее
достижения (1-3 б.)
Логика изложения,
построение доклада (1-3б)

Кл
асс

Использование средств
наглядности, ТСО
(1-3
б)
Соответствие

Ф.И. О
ученика

Глубина раскрытия
темы(1-3 б)

№

……….
………..
Член комиссии ______________/_______________________
________________________
(подпись, расшифровка)
(дата)
Сводный протокол защиты ИИП обучающимися 11-х классов
№
п/п

Ф.И.
О.ученика

Кла
сс

Тема проекта

Оценка
проекта Кол-во Итоговая
членами комиссии
баллов оценка
1
2
3
4
5 (Ср.
арифм.
)

Члены экзаменационной комиссии___________/______________________________________
__________/_______________________________________
_________/_________________________________________
________/_________________________________________
__________/_______________________________________
(подпись, расшифровка)

_____________________________
(дата)

20

Заявление на разработку индивидуального проекта
Директору МАОУ ГО Заречный «СОШ №3»
Рагозиной М.А.
обучающегося (-ейся) 10 (11) класса
______________________________________
(ФИО)

Прошу Вас утвердить

выбранный мною для разработки

итогового индивидуального проекта.
Тема проекта
Примерное заглавие
Область исследования
Тип проекта
Руководитель проекта
(ФИО, должность)

Сроки выполнения проекта

Дата

Подпись

21

формат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».