РП адаптивная физкультура 2.2 1-4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая программа
по учебному предмету

«Адаптивная физическая культура
для глухих, слабослышащих и
позднооглохших обучающихся вариант
2.2 (I отделение)»
для 1-4 классов
Составители:
Алексеев Н.П., учитель
физической культуры ВКК,
Воронина А.Р., учитель
физической культуры ПКК,
Некрасов Д.П., учитель
физической культуры ПКК

Заречный
2023 г.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для глухих,
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (далее – примерные
рабочие программы)

дают представление о целях, общей стратегии

коррекционно-образовательного процесса обучающихся с нарушениями
слуха средствами учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
(АФК)

на

уровне

начального

общего

образования;

устанавливают

предметное содержание, предусматривают его структурирование по разделам
и темам, определяют количественные и качественные характеристики
содержания. Программы разработаны с учетом возрастных особенностей и
особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха.
Программы

построены

по

модульному

принципу.

Содержание

образования по предмету распределено по тематическим модулям, которые
входят в раздел «Физическое совершенствование». Содержание

каждой

программы состоит из базовой части (инвариантные модули) и вариативного
модуля. Инвариантные модули: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды
спорта (на примере лыжной подготовки), подвижные и спортивные игры,
плавание

(при

наличии

материально-технических

возможностей

для

обучения плаванию). Данные модули в своём предметном содержании
ориентируются
обучающихся,

на

всестороннюю

освоение

ими

физическую

технических

подготовленность

действий

и

физических

упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Содержание
вариативного

модуля

определяется

самостоятельно

с

учетом

обучающихся,

региональных

особых

образовательной

организацией

образовательных

потребностей

климатических

и

этнокультурных

особенностей, с учетом выбора видов спорта, обладающих наибольшим
реабилитационным потенциалом для обучающихся с нарушениями слуха.
Содержание образования по предмету распределено по тематическим
модулям. Распределение программного материала по годам и периодам
2

обучения, последовательность тем в рамках

модулей

определяются

педагогами образовательных организаций при составлении авторских
рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей обучающихся конкретной образовательной организации.
Программы

носят

планируемые

компилятивный

результаты

характер,

определяются

с

виды

деятельности

учетом

и

индивидуальных

возможностей обучающихся, материально – технического обеспечения и др.
При разработке АООП для обучающихся, перенесших операцию
кохлеарной

имплантации, учитываются результаты первоначального

(запускающего)

этапа

реабилитации

(прежде

всего,

способность

естественного развития коммуникации и речи), готовность ребенка к
освоению того или иного варианта АООП. В дальнейшем, вариант АООП
может изменяться с учетом достижений обучающегося.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре
для обучающихся с нарушениями слуха заложены дифференцированный и
деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода к
созданию

образовательных

программ

обеспечивает

разнообразие

содержания, предоставляя обучающимся с нарушениями слуха возможность
реализовать

свой

индивидуальный

потенциал

с

учетом

особых

образовательных потребностей.
Предусмотрены различные виды деятельности для реализации особых
образовательных

потребностей

обучающихся

с

нарушениями

слуха.

Специальные виды деятельности обеспечивают вариативность подходов к
организации уроков.
Программы по АФК для обучающихся с нарушениями слуха имеют
коррекционную направленность и должны разрабатываться с учетом
особенностей их развития. Данные программы содействуют всестороннему
развитию личности обучающегося, формированию осознанного отношения к
3

своему здоровью,

развитию

общих

физических

способностей,

компенсации нарушенных функций организма.
Цель и задачи реализации рабочих программ по адаптивной
физической культуре
Цель реализации учебной дисциплины «Адаптивная физическая
культура»

заключается

в

обеспечении

овладения

обучающимися

с

нарушениями слуха необходимым (определяемым стандартом) уровнем
подготовки в области физической культуры в единстве с компенсацией
нарушений физического развития, формированием устойчивой потребности
в физическом совершенствовании, целостном развитии их физических
способностей,

психического

и

личностного

развития

для

наиболее

полноценной жизни в обществе. Программа направлена на формирование
разносторонне

физически

развитой

личности,

способной

активно

использовать ценности физической культуры для укрепления здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели программы соотносится с решением следующих
основных задач:
– укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных
возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие
физических способностей;
– формирование правильной осанки и рационального дыхания, умений
организовывать

самостоятельные

занятия

физической

культурой

с

оздоровительной направленностью;
– повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта
упражнениями базовых

видов спорта (гимнастика, лёгкая

атлетика,

спортивные игры), а также формирование умений использовать их в
условиях учебной деятельности, организации активного отдыха и досуга;
4

– содействие освоению комплекса знаний о физической культуре, её
истории и формах организации, связи с культурой здоровья;
– воспитание волевых, нравственных и этических качеств личности.
Специфические

задачи

(коррекционные,

компенсаторные,

профилактические):
–

коррекция

нарушений

двигательных

функций

и

опорно-

двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопия, нарушение осанки);
– коррекция и компенсация нарушений психомоторики;
– коррекция и развитие способности к пространственной ориентации;
– коррекция и развитие общей и мелкой моторики;
–

коррекция

и

развитие

способности

к

дифференцированию

временных, силовых, пространственных параметров движения;
– коррекция и развитие способности к быстрому реагированию;
– коррекция и развитие способности к усвоению ритма движений;
– коррекция нарушений скоростно-силовых и силовых способностей;
– расширение пассивного и активного словаря обучающихся с
нарушениями слуха за счет освоения специальной терминологии физической
культуры;
– развитие слухо-зрительного восприятия;
–

формирование

двигательных

навыков

под

воздействием

регулирующей функции речи;
– профилактика возникновения вторичных отклонений в состоянии
здоровья.
Воспитательное значение примерных рабочих программ заключается в
содействии активной социализации обучающихся на основе осмысления и
понимания роли
понимания

физической культуры и спорта в жизни человека,

значения

мирового

и

отечественного

олимпийского

и

сурдлимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям,
истории и современному развитию. Практическими результатами воспитания
являются: формирование навыков взаимодействии со сверстниками и
5

взрослыми, воспитание воли и способности к преодолению трудностей у
обучающихся с нарушениями слуха.
Образовательно-коррекционный процесс на уроках АФК базируется на
общедидактических

и

специальных

принципах,

обусловленных

особенностями психофизического развития обучающихся с нарушениями
слуха.
Реализация

программ

по

адаптивной

физической

культуре

предполагает следующие принципы и подходы:
− программно-целевой подход, который предполагает единую систему
планирования и своевременного внесения корректив в планы;
− необходимость использования специальных методов, приёмов и
средств обучения;
− информационной

компетентности

участников

образовательного

процесса в образовательной организации;
− вариативности, которая предполагает осуществление различных
вариантов действий по реализации поставленных задач;
− комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного
процесса;
− включение

в

решение

задач

программы

всех

субъектов

образовательного процесса.

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями
слуха
К

особым

образовательным

потребностям,

характерным

для

обучающихся с нарушениями слуха относятся:
-

максимально

раннее

начало

коррекционно-развивающей

работы и

комплексной абилитации/реабилитации, в том числе с использованием
методов физической культуры и спорта;
6

-специальная работа по развитию координации движений, статического и
динамического равновесия, пространственной ориентировки;
-более длительное по сравнению с

нормой

овладение двигательными

навыками;
-специальная работа по коррекции отклонений в развитии моторной сферы:
мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных
звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений,
дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность
которых характеризует нарушения координационных способностей;
-специальная работа по развитию общих физических способностей —
скоростных, силовых, выносливости координационных, гибкости;
- щадящий, здоровьесберегающий режим обучения и физических нагрузок,
предусматривающий строгую регламентацию деятельности в соответствии с
медицинскими рекомендациями, индивидуализацию темпа обучения и
продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с
нарушениями речи;
- специальная коррекционная работа по преодолению отклонений в
психомоторной сфере;
- интеграция сенсорно-перцептивного и моторного развития детей;
- формирование и развитие умений регулировать свое психоэмоциональное
состояние, развитие эмоционально-волевой сферы средствами физической
культуры и спорта;
- специальная работа по развитию речи (понимания и говорения) и
коммуникации в процессе занятий физической культурой и посредством
движения;
- обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации;
- использование специального оборудования, ассистивных устройств и
технологий для коммуникации (при необходимости).
Ведущей линией коррекционно-развивающей направленности учебной
дисциплины «Адаптивная физическая культура» в образовании обучающихся
7

с нарушениями слуха выступает формирование и развитие координации
движений, возможности удержания равновесия, коррекция нарушенной
функции

вестибулярного

аппарата.

Данная

магистральная

линия

пронизывает все уровни и этапы получения общего образования глухими,
слабослышащими, позднооглохшими обучающимися и требует учета при
реализации программы «Адаптивная физическая культура» в системе
среднего профессионального образования и высшего образования.
Объективные трудности в удержании обучающимися с нарушениями
слуха равновесия, понимания и сохранения положения своего тела в
пространстве требуют особого внимания педагога как к созданию безопасной
среды в спортивном зале, в иных помещениях и средах, где осуществляются
уроки и занятия по адаптивной физической культуре, так и при отборе
коррекционно-развивающих упражнений соответствующей направленности.
Среди таких упражнений выделяют:
− упражнения с изменением площади опоры (ходьба с препятствиями,
перешагиванием, ходьба на лыжах, ходьба на коньках, езда на
велосипеде);
− статические и динамические упражнения на узкой площади опоры
(ползание, ходьба, бег, прыжки по узкой, в том числе наклонной
поверхности; балансировка на балансировочной доске, в том числе с
бросанием, отбиванием, перебрасыванием мяча, бросанием предметов
в цель, в мишень, отбиванием мяча при помощи ракетки);
− спортивные игры, требующие координации движений рук и тела
(баскетбол, футбол, бадминтон, теннис);
− упражнения на вращения с постепенным увеличением амплитуды
движения (наклоны и повороты головы, повороты головы при
наклоненном туловище, повороты и развороты, в том числе в прыжке,
кувырки вперед и назад, вращение вокруг опоры при удержании
руками, кружение в парах, прыжки на батуте);
8

− упражнения на начало и конец прямолинейного движения (ходьба, бег,
прыжки, в том числе прыжки со скакалкой, в разном темпе, с резкой
остановкой, с остановкой и изменением направления движения).
Данные

упражнения

коррекционно-развивающей

направленности

предлагаются в процессе реализации программы на разных уровнях общего
образования. Педагог, следуя принципу, от простого к сложному, включает в
содержание уроков сначала упражнения с поддержкой, затем выполняемые
самостоятельно.
Важно обеспечить комфорт обучающихся при выполнении упражнений,
исключить

возникновение

неприятных

ощущений

головокружения,

укачивания. В связи с этим подбор объема и продолжительности упражнений
коррекционно-развивающей
сотрудничестве

со

направленности

специалистами

должен

службы

определяться

в

медико-психолого-

педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха.
Специальные условия проведения уроков адаптивной физической
культуры:
- в силу ограничения возможностей полноценного восприятия детьми
учебной информации предпочтение отдается тем методам, которые на базе
использования сохранных анализаторов обеспечивают наиболее полную
передачу, восприятие, воспроизведение и переработку учебной информации
в доступном для них виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще
применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению
сенсорной основой представлений и понятий об изучаемых объектах и
явлениях.
-

доминирование

формированием

наглядного

мышления,

словесно-логического

трудности
мышления,

связанные

с

ограничивают

возможность применения логических и гностических методов, а потому на
начальном этапе обучения предпочтение отдается индуктивному методу, а
также

объяснительно-иллюстративным,

поисковым.
9

репродуктивным

и

частично-

- при отборе и продумывании сочетания методов обучения учитываются как
отдаленные коррекционно-образовательные задачи, так и те, которые могут
возникнуть в конкретных учебных ситуациях.
- стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о
выполненных

действиях,

формулирование

вопросов,

поддержание

«рабочего» диалога, информирование о возникающих проблемах);
- адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио/видео
формате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся, создание
условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом
(восприятие/воспроизведение);
- обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание
инструкций, коротких и ясных по содержанию).
- нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога);
- преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа
действий,

зрительного

образца

перед

вербальными

методами

(первоначальный период обучения).
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для глухих,
слабослышащих и позднооглохших обучающихся на уровне начального
общего

образования

разработана

реализующих адаптированные
начального

общего

для

образовательных

организаций,

основные образовательные программы

образования

для

глухих,

слабослышащих

и

позднооглохших обучающихся.в соответствии с:
Федеральным
начального

общего

государственным
образования

образовательным

обучающихся

с

стандартом

ограниченными

возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);
Примерной
программой

адаптированной

начального

общего

основной

образования
10

общеобразовательной
глухих

обучающихся,

одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Примерной
программой

адаптированной

начального

общего

основной
образования

общеобразовательной
слабослышащих

и

позднооглохших обучающихся, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15).
Место учебного предмета в учебном плане
На уровне начального общего образования учебная дисциплина
«Адаптивная физическая культура» относится к предметной области
«Физическая культура».
Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета
«Адаптивная

физическая

культура»

на

уровне

начального

общего

образования, составляет 405 часов за четыре учебных года (вариант 1.1, 2.1),
АООП НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
три часа в неделю в каждом классе: 1 класс - 99 часов, 2 класс - 102 часа, 3
класс - 102 часа, 4 класс - 102 часа); и 504 часа в случае пролонгации
периода обучения в начальной школе на 1 год (вариант 1.2, 2.2 (с
пролонгацией)) АООП НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, три часа в неделю в каждом классе: 1 класс - 99 часов, 1
дополнительный класс – 99 часов, 2 класс - 102 часа, 3 класс - 102 часа, 4
класс - 102 часа. Для варианта 1.2: 1 класс - 99 часов, 1 дополнительный
класс – 99 часов, 2 класс - 102 часа, 3 класс - 102 часа, 4 класс - 102 часа, 5
класс – 102 часа (Всего 606 часов).
Варианты 1.3, 2.3 – 3 часа в неделю в каждом классе, общее число
часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая
культура» на уровне начального общего образования, составляет 609 часов: 1
класс - 99 часов, 2 класс – 102 часов, 3 класс - 102 часа, 4 класс - 102 часа,
11

класс -

102 часа, 5 класс – 102, 6 класс – 102 часа. Вариант 1.4 –

предусматривает 3 часа в неделю в каждом классе, общее количество часов –
609: 1 класс - 99 часов, 2 класс – 102 часов, 3 класс - 102 часа, 4 класс - 102
часа, класс - 102 часа, 5 класс – 102, 6 класс – 102 часа.
Характеристика двигательного развития обучающихся младшего
школьного возраста с нарушениями слуха
Нарушения двигательной сферы у обучающихся с нарушениями слуха
проявляются:

1)

в

снижении

уровня

развития

общих

физических

способностей: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных
групп туловища и рук, скоростно-силовых качествах, скоростных качеств; 2)
в трудности сохранения статического и динамического равновесия; 3) в
недостаточно точной координации и неуверенности движений, что особенно
заметно при овладении навыком ходьбы; 4) в относительно низком уровне
ориентировки в пространстве; 5) в замедленной скорости выполнения
отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом (По Л.В.
Шапковой).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Понятие
«физическая
культура» как
занятия физическими
упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и
физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями
животных и трудовыми действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности
Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур.
Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические
упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.
12

Спортивно-оздоровительная физическая культура
Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды
для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.
Гимнастика с основами акробатики
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы,
положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и
две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в
колонне по одному с равномерной скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения
ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической
скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на
спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в
положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами,
прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.
Лыжная подготовка
Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника.
Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на
лыжах скользящим шагом (без палок).
Лёгкая атлетика
Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с
места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и
подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса ГТО.
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории возникновения физических упражнений и первых
соревнований. Зарождение Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности
Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека:
сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их
измерения. Составление дневника наблюдений по физической культуре.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
13

Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней
зарядки и физкультминутки для занятий в домашних условиях.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые
команды в построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному;
при поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение
в колонне по одному с равномерной и изменяющейся скоростью движения.
Упражнения
разминки
перед
выполнением
гимнастических
упражнений. Прыжки со скакалкой на двух ногах и поочерёдно на правой и
левой ноге на месте. Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание,
перекаты и наклоны с мячом в руках. Танцевальный хороводный шаг, танец
галоп.
Лыжная подготовка
Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Упражнения на
лыжах: передвижение двухшажным попеременным ходом, спуск с
небольшого склона в основной стойке, торможение лыжными палками на
учебной трассе и падением на бок во время спуска.
Лёгкая атлетика
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой. Броски малого мяча в
неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лёжа.
Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и
двумя ногами с места, в движении в разных направлениях, с разной
амплитудой и траекторией полёта. Прыжок в высоту с прямого разбега.
Ходьба по гимнастической скамейке с изменением скорости и направления
движения. Беговые сложно-координационные упражнения: ускорения из
разных исходных положений, змейкой, по кругу, обеганием предметов, с
преодолением небольших препятствий.
Подвижные игры
Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол,
футбол).
Прикладно-ориентированная физическая культура
Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных
физических качеств средствами подвижных и спортивных игр.
3 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры у древних народов,
населявших территорию России. История появления современного спорта.
14

Способы самостоятельной деятельности
Виды физических упражнений, используемых на уроках физической
культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их
отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на
занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка
нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры.
Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и
утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических
качеств на учебный год.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения
дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление
организма после умственной и физической нагрузки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из
колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении.
Упражнения в лазании по канату в три приёма. Упражнения на
гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами
ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением
положения рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по
наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в
разные стороны и движением руками, приставным шагом правым и левым
боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба
приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди, лазанье
разноимённым способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью
вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге, прыжки через
скакалку назад с равномерной скоростью.
Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища
с изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с
движением рук, ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька.
Лёгкая атлетика
Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча
из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения
скоростной и координационной направленности: челночный бег, бег с
преодолением препятствий, с ускорением и торможением, максимальной
скоростью на дистанции 30 м.
Лыжная подготовка
15

Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в
поворотах на лыжах переступанием стоя на месте и в движении. Торможение
плугом.
Плавательная подготовка.
Правила поведения в бассейне. Виды современного спортивного
плавания: кроль на груди и спине, брас. Упражнения ознакомительного
плавания: передвижение по дну ходьбой и прыжками, погружение в воду и
всплывание, скольжение на воде. Упражнения в плавании кролем на груди.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и
лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и
передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и
передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение
футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура.
Развитие основных физических качеств средствами базовых видов
спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
4 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры в России. Развитие
национальных видов спорта в России.
Способы самостоятельной деятельности
Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на
работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на
самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести
нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним
признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей
физического развития и физической подготовленности посредством
регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения
(на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для
снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы
больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в
естественных водоёмах, солнечные и воздушные процедуры.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
16

Гимнастика с основами акробатики
Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и
акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо
освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с
разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической
перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце
«Летка-енка».
Лёгкая атлетика
Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических
упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические
действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое
ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на
месте.
Лыжная подготовка
Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой.
Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.
Плавательная подготовка
Предупреждение травматизма во время занятий плавательной
подготовкой. Упражнения в плавании кролем на груди, ознакомительные
упражнения в плавании кролем на спине.
Подвижные и спортивные игры
Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми.
Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая
подача, приём и передача мяча сверху, выполнение освоенных технических
действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя
руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча
внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Упражнения физической подготовки на развитие основных физических
качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса
ГТО.

Планируемые результаты освоения программы

17

Планируемые результаты освоения программы представлены на
уровень образования. Распределение указанных результатов по годам
обучения определяется Адаптированной основной общеобразовательной
программой начального общего образования обучающихся с нарушениями
слуха, разработанной образовательной организацией.
Личностные результаты
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- воспитание уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения,
принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением занятий
адаптивной физической культурой в условиях спортивного зала, на
спортивной площадке (на открытом воздухе);
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-

положительное

отношение

к

окружающей

готовность к организации взаимодействия с ней;
18

действительности,

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки, за
командный результат, способность к эмпатии и взаимовыручке;
- готовность к безопасному и бережному поведению в процессе занятий
спортом и физической культурой.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или
имплантами и другими личными адаптивными средствами (радиосистемой,
выносным микрофоном и т. п.) при занятиях физкультурой и спортом;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Коммуникативные учебные действия:
19

- вступать в контакт и взаимодействовать в паре, группе, команде при
выполнении упражнений, в процессе подвижных и командных игр,
соревнований

(учитель−ученик,

ученик–ученик,

ученик–класс,

учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к упражнениям на занятиях
адаптивной физической культурой;
-

доброжелательно

относиться,

сопереживать,

конструктивно

взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения
упражнений и командных игр;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими (в соревновательной деятельности, в
подвижных и командных играх и др.)
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия при выполнении упражнений, ориентироваться на образец
выполнения;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов при выполнении упражнений.
Познавательные учебные действия:

20

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные признаки
видов спорта, спортивного инвентаря, способов выполнения упражнений,
правил спортивных игр;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами при ориентировке в пространстве
спортивного зала, на спортивной площадке, при выполнении упражнений;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности (например, подбирать соответствующую
спортивную одежду в соответствии с погодой).
Предметные результаты

Дифференциация требований к процессу и планируемым результатам
занятий с учетом психофизических возможностей глухого обучающегося
на уровне начального общего образования
Модуль /
тематический
блок

Разделы
Дифференциация требований к процессу и планируемым результатам
занятий к группам обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ

Вариант 1.1

Вариант 1.2

Вариант 1.3

Вариант 1.4

Предметные планируемые результаты
Знания об

- Объясняет

С помощью

С помощью

- По

адаптивной

понятия

направляющих

направляющих

возможности

физической

«физическая

вопросов, с

вопросов, с

воспринимают

культуре

культура»,

использованием

использованием

минимум

«режим дня»;

вспомогательног

вспомогательног

теоретического

- объясняет в

о материала

о материала

материала с

простых

(карточек, плана,

(карточек, плана,

использование

формулировках

и т.д.):

с

м элементов

назначение

- объясняет

использованием

РЖЯ;

утренней зарядки,

понятия

элементов РЖЯ

- работают с

физкультминуток

«физическая

и т.д.)

тактильными,

и физкультпауз,

культура»,

- объясняет

визуальными

21

уроков

«режим дня»;

понятия

дидактическим

адаптивной

- объясняет в

«физическая

и пособиями;

физической

простых

культура»,

- отрабатывают

культуры,

формулировках

«режим дня»;

теоретический

подвижных игр,

назначение

- знает

материал в

занятий спортом

утренней

индивидуальные

повседневной

для укрепления

зарядки,

основы личной

жизни,

здоровья,

физкультминуток

гигиены;

закрепляя их в

развития общих

и физкультпауз,

- знает правила

ритуалах.

физических

уроков

техники

способностей;

физической

безопасности на

- называет

подвижных игр,

уроках

основные

занятий спортом

адаптивной

способы и

для укрепления

физкультуры.

особенности

здоровья,

движений и

развития общих

передвижений

физических

человека;

способностей;

- называет и

- называет

применяет

основные

простые термины

способы и

из разучиваемых

особенности

упражнений,

движений и

объясняет их

передвижений

функциональный

человека;

смысл и

- называет и

направленность

применяет

воздействия на

простые термины

организм;

из разучиваемых

- называет

упражнений,

индивидуальные

объясняет их

основы личной

функциональный

гигиены;

смысл и

- называет

направленность

основные

воздействия на

причины

организм;

травматизма на

- называет

занятиях

индивидуальные

физической

основы личной

культурой и

гигиены;

правила их

- называет

22

предупреждения.

основные
причины
травматизма на
занятиях
физической
культурой и
правила их
предупреждения.

Способы

Самостоятельн

-Участвует в

С

С

физкультурной ые занятия.

составлении

контролирующей

контролирующе

деятельности

Самостоятельн

режима дня;

, направляющей

й,

ые игры и

- выполняет

помощью

направляющей

развлечения.

простейшие

(визуального

помощью, с

закаливающие

плана,

использованием

процедуры,

письменного

элементов РЖЯ:

комплексы

плана):

- выполняет

упражнений для

-участвует в

комплексы

формирования

составлении

упражнений для

правильной

режима дня;

формирования

осанки и развития

- выполняет

правильной

мышц туловища,

простейшие

осанки и

развития общих

закаливающие

развития мышц

физических

процедуры,

туловища,

способностей;

комплексы

развития

- проводит под

упражнений для

общих

контролем

формирования

физических

взрослых

правильной

способностей;

оздоровительные

осанки и

- участвует в

занятия в режиме

развития мышц

оздоровительны

дня (утренняя

туловища,

х занятиях в

зарядка,

развития общих

режиме дня

физкультминутки); физических

(утренняя

- делает выводы о

способностей;

зарядка,

своем

- проводит под

физкультминутк

физическом

контролем

и);

развитием и

взрослых

- может

физической

оздоровительные

организовать и

подготовленность

занятия в режиме

провести

ю;

дня (утренняя

подвижную игру

- измеряет длину

зарядка,

(на спортивных

и массу тела,

физкультминутк

площадках и в

23

показатели

и);

спортивных

осанки и

- делает выводы

залах);

физические

о своем

- соблюдает

способности;

физическом

правила игры.

- умеет измерять

развитием и

частоту

физической

сердечных

подготовленност

сокращений во

ью - измеряет

время

длину и массу

выполнения

тела, показатели

физических

осанки и

упражнений;

физические

- может

способности;

организовать и

- умеет измерять

провести

частоту

подвижную игру

сердечных

(на спортивных

сокращений во

площадках и в

время

спортивных

выполнения

залах).

физических
упражнений;
- может
организовать и
провести
подвижную игру
(на спортивных
площадках и в
спортивных
залах).

Гимнастика с

Организующи - Выполняет

-Повторяет за

- Строится в

- Фиксируют

элементами

е команды и перестроения по

педагогом

шеренге, в

внимание и

акробатики

приемы.

команде;

упражнение;

колонне с

выполняют

- выполняет

- выполняет

направляющей

простые

упражнения по

перестроения по

помощью

жестовые

памяти;

команде;

педагога с

инструкции;

- выполняет серию

- выполняет

использованием

- выполняют

действий;

упражнение

элементов РЖЯ;

упражнения с

- запоминает 2-3

самостоятельно с - выполняет

направляющей

движения и

опорой на

упражнения на

помощью

воспроизводит их;

визуальный или

восстановление

педагога с

- знает

письменный

дыхания;

использование

24

пространственные

план;

- выполняет

м элементов

понятия «лево-

- проговаривает

упражнения по

РЖЯ;

право», «вперед-

по возможности

фрагментам,

-

назад», «верх-

порядок

соединяя в целое;

передвигаются

низ»;

выполнения;

- выполняет

в шеренге с

- проговаривает

упражнения;

действия по

направляющей

порядок

- называет и

разработанным

помощью;

выполнения

применяет

алгоритмам с

-ходьба в

упражнения;

простые термины совместным

колонне по

- называет и

из разучиваемых

одному,

применяет

упражнений,

- наблюдает за

взявшись за

простые термины

объясняет их

своим

руки.

из разучиваемых

функциональный

состоянием,

упражнений,

смысл и

сообщает о

объясняет их

направленность

дискомфорте и

функциональный

воздействия на

перегрузках.

смысл и

организм;

направленность

- наблюдает за

воздействия на

своим

организм;

состоянием,

- наблюдает за

сообщает о

своим

дискомфорте и

состоянием,

перегрузках.

сообщает о
дискомфорте и
перегрузках.
Акробатически

- Выполняет

- Выполняет

е упражнения.

упражнение

упражнение

целостно, по

фрагментарно с

необходимости,

предварительны

по подражанию;

м изучением

- включает в

каждого

работу нужные

фрагмента по

группы мышц

показу;

(допустима

- включает в

помощь педагога

работу нужные

в построении

группы мышц

правильного

(необходима

положения тела

помощь педагога

при выполнении

в построении

упражнения);

правильного

Акробатическ
ие
комбинации.

25

проговариванием;

- выполняет

положения тела

изученные серии

при выполнении

упражнений по

упражнения);

памяти;

- повторяет за

- проговаривает

педагогом

термины,

термины,

действия и

действия и

порядок

порядок

выполнения

выполнения

упражнения;

упражнения;

- удерживает позу

- выполняет

при выполнении

серии

упражнений на

упражнений с

развитие

визуальной

статической

поддержкой

координации 10

(письменный

секунд;

план,

- выполняет на

технологическая

память серию из

карта алгоритма);

3-5 упражнений;

- удерживает

- выполняет

статичную позу

упражнение под

несколько

самостоятельный

секунд;

счет с контролем

- участвует в

педагога.

организации
рабочего места;
- выполняет на
память серию из
3-х упражнений;
- выполняет
упражнение под
самостоятельный
счет с контролем
педагога.

26

Упражнения на

- Выполняет

- Выполняет

- Начинает

- Фиксирует

низкой

упражнение

упражнение

выполнение

внимание и

гимнастическо

целостно, по

целостно по

упражнения по

выполняют

й перекладине

необходимости, с

подражанию;

звуковому

простые

визуальной

- выполняет

(световому)

жестовые

Гимнастическа

опорой (карточки,

серию

сигналу

инструкции;

я комбинация.

схемы и т.д.);

упражнений

-с

- выполняет

Гимнастически

- выполняет

после

предварительны

упражнения с

е

серию

многократного

м повторением и

направляющей

прикладного

упражнений

повторения

направляющей

помощью

характера.

после

алгоритма с

помощью

педагога

Общеразвиваю

многократного

опорой на

выполняет

(элементы

щие

повторения

визуальный

упражнение

РЖЯ);

упражнения

алгоритма;

(письменный)

целостно;

- передвигается

- включает в

план;

- выполняет

в шеренге с

работу нужные

- включает в

серию

сопровождающ

группы мышц

работу нужные

упражнений с

ей помощью;

(обязательный

группы мышц

использованием

- передвигается

контроль со

(обязательный

визуальной

по залу под

стороны педагога

контроль со

поддержки

музыку;

в построении

стороны

(плана или

- выполняет

правильного

педагога в

образца

упражнения на

положения тела

построении

действия,

развитие

при выполнении

правильного

элементов

динамической

упражнения);

положения тела

РЖЯ);

координации;

- проговаривает

при выполнении

- включается в

- прохлопывает

термины,

упражнения);

игровую

простой

действия и

-проговаривает

деятельность;

ритмический

порядок

порядок

- работает с

рисунок;

выполнения

выполнения

системой

выполнение

упражнения;;

упражнения и

поощрений;

упражнения в

-показывает на

термины;

- подбирает

медленном

схеме части тела

-показывает на

одинаковый

темпе.

в соответствии с

схеме части тела

инвентарь или

упражнением и

в соответствии с

инвентарь,

соотносит схему

упражнением и

имеющий один

со своим телом;

соотносит схему

общий признак,

- знает

со своим телом;

проговаривает

назначение

- знает

признаки

спортивного

назначение

инвентаря;

инвентаря;

спортивного

(Например,

упражнения

27

- умеет работать с

инвентаря;

собрать только

тренажерами;

- умеет работать

красные мячи,

- выполняет

с тренажерами;

или только

упражнения для

- проговаривает

мягкие);

развития мелкой

признаки

- выполняет

моторики

инвентаря

упражнения для

(динамическая и

(круглый,

развития мелкой

статическая

мягкий, большой

моторики

организация

и т.д.);

(динамическая и

двигательного

- выполняет

статическая

акта), зрительно –

упражнения для

организация

моторной

развития мелкой

двигательного

координации

моторики

акта).

(динамическая и
статическая
организация
двигательного
акта), зрительно
– моторной
координации.

Легкая

Ходьба

- Анализирует

– Выполняет

- Выполняет

атлетика

Беговые

состав

упражнение по

упражнение с

упражнения

упражнения при

показу;

предварительны

предъявлении,

- выполняет

м поэтапным

Прыжковые

проговаривает

упражнение с

изучением по

упражнения

последовательнос

опорой на

показу педагога;

ть действий;

визуальный или

- переключается

- выполняет

письменный

с одного

упражнение

план;

действия на

целостно;

- удерживает

другое по

- выполняет

правильную

звуковому

Развитие

упражнение в

осанку при

(световому)

скоростных

едином темпе;

ходьбе и беге с

сигналу с

Броски
Метание

28

способностей

- удерживает

контролирующей

привлечением

правильную

помощью

внимания;

Развитие

осанку при

педагога;

- удерживает

выносливости

ходьбе и беге;

- удерживает

правильную

- удерживает

амплитуду

осанку при

амплитуду

движения при

ходьбе и беге с

движения при

выполнении

контролирующе

выполнении

упражнений на

й помощью

упражнений на

развитие

педагога (с

развитие

статической

использованием

статической

координации

РЖЯ);

координации до

несколько

- удерживает

10 секунд;

секунд;

амплитуду

- проговаривает

- проговаривает

движений при

термины,

термины,

выполнении

действия и

действия и

упражнений на

порядок

порядок

развитие

выполнения

выполнения

статической

упражнения;

упражнения;

координации

- по инструкции

- по инструкции

несколько

выполняет

выполняет

секунд;

упражнение со

упражнение со

- по инструкции

сменой темпа

сменой темпа

выполняет

выполнения;

выполнения;

упражнение со

- ориентируются

- ориентируются

сменой темпа

в пространстве

в пространстве

выполнения.

зала во время

зала во время

выполнения

выполнения

упражнений;

упражнений;

- выполняют

- выполняют

упражнения для

упражнения для

развития

развития

двигательной

двигательной

координации.

координации.

Общеразвиваю

- Выполняет

- Выполняет

- Начинает

- Переносят

щие

упражнение по

знакомое

выполнение

гимнастическу

упражнения

подражанию, с

упражнение

упражнения по

ю скамейку и

Развитие

визуальной

целостно;;

звуковому

мат под

координации

опорой (карточки,

- выполняет

(световому)

руководством и

схемы и т.д.);

серии

сигналу

с помощью

29

Развитие

- включает в

упражнений по

-с

учителя;

скоростных

работу нужные

подражанию, с

предварительны

- выполняют

способностей

группы мышц

визуальной

м повторением

упражнение с

(обязательный

опорой

выполняет

помощью

Развитие

контроль со

(карточки, схемы

упражнение

педагога от

выносливости

стороны педагога

и т.д.);

целостно,

начала до

в построении

- проговаривает

необходим

конца;

Развитие

правильного

термины,

контроль

- находят место

силовых

положения тела

действия и

выполнения

начала

способностей

при выполнении

порядок

упражнения с

упражнения с

упражнения);

выполнения

визуальной

направляющей

-показывает на

упражнения;

опорой

помощью

схеме части тела

- включает в

(карточки,

взрослого

в соответствии с

работу нужные

схемы, элементы

(элементы

упражнением и

группы мышц

РЖЯ и т.д.);

РЖЯ).

соотносит схему

(обязательный

- выполняет

со своим телом;

контроль со

серию

- участвует в

стороны

упражнений с

соревнованиях;

педагога в

использованием

- применяет

построении

визуального

самоконтроль при

правильного

плана;

выполнении

положения тела

- включается в

упражнений;

при выполнении

игровую

- проговаривает

упражнения);

деятельность;

термины,

- проговаривает

- работает с

действия и

назначение

системой

порядок

спортивного

поощрений;

выполнения

инвентаря;

- подбирает

упражнения;

- выполняет

одинаковый

- выполняет

упражнения для

инвентарь или

упражнение в

развития мелкой

инвентарь,

едином темпе,

моторики

имеющий один

ритме;

(динамическая и

общий признак,

- проговаривает

статическая

(Например,,

назначение

организация

собрать только

спортивного

двигательного

красные мячи,

инвентаря;

акта).

или только

- выполняет

мягкие),

упражнения для

проговаривает

развития мелкой

свойства;

моторики

- выполняет

30

(динамическая и

упражнения для

статическая

развития мелкой

организация

моторики

двигательного

(динамическая и

акта).

статическая
организация
двигательного
акта).

Подвижные и

На

- Выполняет

- выполняет

- Начинает

- Участвует в

спортивные

гимнастики

упражнение

упражнение

выполнение

играх на

игры.

основами

целостно со

целостно со

упражнения по

ориентировку в

акробатики

словесным

словесным

звуковому

зале;

сопровождением

(жестовым)

(световому)

- двигается в

педагога и

сопровождением

сигналу;

направлении

одновременным

педагога и

-с

звукового

легкой

выполнением по

одновременным

предварительны

(светового)

атлетики

подражанию, с

выполнением по

м повторением

сигнала;

визуальной

подражанию, с

выполняет

- ходит по

опорой (карточки,

визуальной

упражнение

«коридору»

лыжной

схемы и т.д.);

опорой

целостно,

между двумя

подготовки

- включает в

(карточки, схемы

необходимо

скамейками

работу нужные

и т.д.);

словесное

или булавами.

группы мышцы

- принимает

(жестовое)

спортивных

(обязательный

правила

сопровождение

игр

контроль со

подвижной игры,

педагогом

стороны педагога

следует им, по-

упражнения и

в построении

возможности

контроль,

правильного

проговаривает

выполнение

положения тела

их;

упражнения с

при выполнении

- выполняет

визуальной

упражнения);

изученное

опорой

- принимает

движение в

(карточки,

правила

сочетании с

схемы и т.д.);

подвижной игры,

другими

- выполняет

следует им

действиями

серию

проговаривает их;

(например,

упражнений с

- использует

ведение мяча в

использованием

имитационные и

движении с

визуального

образно-игровые

последующим

плана;

движения в

броском в цель и

- включается в

подвижных

др.);

игровую

На

На

На

материале
с

материале

материале

материале

31

играх;

- включается в

деятельность;

-выполняют

игровую

- работает с

упражнения по

деятельность;

системой

памяти со

-

поощрений;

словесным

взаимодействует

- знает и

пояснением

со сверстниками

называет

учителя;

в игровой

назначение

- выполняет

деятельности.

спортивного

упражнения в

инвентаря;

режиме

- ориентируется

изменения

в пространстве

характеристик

спортивного

(темп, ритм,

зала;

скорость,

- включается в

ускорение,

игровую

направление

деятельность;

движения,

- вступает во

амплитуда,

взаимодействие

траектория

со сверстниками

движения и т. д.);

в игровой

- понимает

деятельности.

сложную
двигательную
инструкцию;включается в
игровую
деятельность;
- взаимодействует
со сверстниками в
игровой
деятельности.
Лыжная

Обучение

- Строится

- Строится с

С направляющей

- Выполняет

подготовка

основным

самостоятельно;

опорой на

помощью

инструкцию

элементам

- соблюдает

зрительные

- выполняет

педагога с

лыжной

технику

ориентиры;

упражнение

направляющей

подготовки

безопасности,

- соблюдает

совместно с

помощью

может рассказать

правила техники

педагогом с

(элементы

правила ТБ;

безопасности;

опорой на

РЖЯ);

- выполняет

- выполняют

визуальный план

- начинает

незнакомое

упражнения с

и жестовую

движение по

32

упражнение по

направляющей

речь;

звуковому

Общеразвиваю

показу;

помощью;

- соблюдает

(зрительному)

щие

- передвигается

- выполняет

правила техники

сигналу;

упражнения

по учебной

упражнение с

безопасности;

- определяет

лыжне

опорой на

- переключается

способ

Развитие

самостоятельно;

визуальный план;

с одного

преодоления

координации

- выполняет

- удерживают

действия на

препятствия

упражнения по

правильную

другое по

при лазании и

Развитие

памяти;

осанку при

звуковому

ползании;

выносливости

- выполняет

ходьбе и беге на

(световому)

- двигается в

упражнения с

лыжах;

сигналу с

одном

изменением

- выполняют

привлечением

направлении;

внешних условий:

упражнения по

внимания;

- играет по

передвижение на

чередованию

- удерживает

правилам.

лыжах по

работы рук и ног

правильную

рыхлому снегу и

(Например,

осанку при

по накатанной

чередует хлопок

ходьбе и беге на

лыжне и т. д.;

с шагом);

лыжах;

- проговаривает

-участвует в

- выполняет

термины,

соревнованиях;

упражнения по

действия и

- включается в

чередованию

порядок

игровую

работы рук и ног

выполнения

деятельность;

(Например,

упражнения;

-

чередует хлопок

- знает

взаимодействует

с шагом);

пространственны

в игре со

- включается в

е термины;

сверстниками.

игровую

- восстанавливает

деятельность.

запутанный

-

алгоритм

взаимодействует

выполнения

в игре со

упражнения;

сверстниками.

-участвует в
соревнованиях;
- удерживает
правильную
осанку при
ходьбе и беге на
лыжах;
- выполняет
упражнения по

33

чередованию
работы рук и ног
(Например,
чередует хлопок с
шагом);
- включается в
игровую
деятельность;
- взаимодействует
в игре со
сверстниками.
Плавание

Обучение

- Знает правила

- Соблюдает

- Под контролем

-Безбоязненно

основным

поведения на

правила техники

педагога

заходит в

элементам

воде и следует

безопасности в

соблюдает

бассейн;

плавания

им;

бассейне;

технику

- держится на

- свободно

- выполняет

безопасности;

воде при

держится на воде

упражнения по

- выполняет

помощи

Общеразвиваю

и погружается в

инструкции

упражнение

надувных

щие

воду;

педагога;

совместно с

игрушек;

упражнения

- проплывает 10-

- выполняет

педагогом с

- реагирует на

15 метров

инструкции;

опорой на

поощрения за

Развитие

свободным

- удерживает

визуальный план

выполнение

выносливости

стилем;

правильную

и жестовую

упражнений.

- знает основные

осанку;

речь;

правила

- выполняет

- переключается

соревнований;

упражнения по

с одного

- соблюдает

чередованию

действия на

правила

работы рук и ног

другое по

дисциплины,

(Например,

звуковому

- выполняет

чередует хлопок

сигналу с

упражнения по

с шагом)

привлечением

памяти со

- проговаривает

внимания;

словесным

термины;

- удерживает

пояснением

- удерживает

правильную

учителя с

правильную

осанку;

самостоятельным

осанку.

- выполняет

проговариванием;

упражнения по

- выдерживает

чередованию

темп и ритм

работы рук и ног

выполнения.

(Например,

34

- выполняет

чередует хлопок

упражнение с

с шагом)

опорой на
визуальный план;
- проговаривает
термины,
действия и
порядок
выполнения
упражнения;
- удерживает
правильную
осанку.

Дифференциация требований к процессу и предметным примерным
планируемым результатам занятий с учетом психофизических
возможностей слабослышащего или позднооглохшего обучающегося на
уровне начального общего образования

Модуль /
тематический
блок

Разделы
Дифференциация требований к процессу и предметным
примерным планируемым результатам занятий к группам
обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ

Вариант 2.1

Вариант 2.2

Вариант 2.3

Знания об

С незначительной

С помощью

С помощью

адаптивной

помощью педагога

направляющих

направляющих

физической

(Например, вариативные

вопросов, с

вопросов, с

культуре

вопросы с визуальной

использованием

использованием

поддержкой)

вспомогательного

вспомогательного

- объясняет понятия

материала (карточек,

материала

«физическая культура»,

плана и т.д.):

(карточек, плана,

«режим дня»;

- объясняет понятия

жестов и т.д.)

- объясняет в простых

«физическая

- объясняет

формулировках

культура», «режим

понятия

назначение утренней

дня»;

«физическая

зарядки,

- объясняет в простых

культура», «режим

физкультминуток и

формулировках

дня»;

35

физкультпауз,

назначение утренней

- знает основы

подвижных игр, занятий

зарядки,

индивидуальной

спортом для укрепления

физкультминуток и

личной гигиены

здоровья, развития

физкультпауз,

- знает правила

общих физических

подвижных игр,

техники

способностей;

занятий спортом для

безопасности на

- называет основные

укрепления здоровья,

уроках адаптивной

способы и особенности

развития общих

физкультуры.

движений и

физических

передвижений человека;

способностей;

- называет и применяет

- называет основные

простые термины из

способы и

разучиваемых

особенности

упражнений, объясняет

движений и

их функциональный

передвижений

смысл и направленность

человека;

воздействия на организм;

- называет и

- называет

применяет простые

индивидуальные основы

термины из

личной гигиены;

разучиваемых

- называет основные

упражнений,

причины травматизма на

объясняет их

занятиях физической

функциональный

культурой и правила их

смысл и

предупреждения.

направленность
воздействия на
организм;
- называет основы
индивидуальной
личной гигиены;
- называет основные
причины травматизма
на занятиях
физической
культурой и правила
их предупреждения.

Способы

Самостоятельные

-Участвует в оставлении

- Выполняет

С

физкультурной

занятия

режима дня;

комплексы

контролирующей,

деятельности

Самостоятельные

- выполняет простейшие

упражнений для

направляющей

игры и развлечения

закаливающие

формирования

помощью:

процедуры, комплексы

правильной осанки и

- выполняет

36

упражнений для

развития мышц

комплексы

формирования

туловища, развития

упражнений для

правильной осанки и

общих физических

формирования

развития мышц

способностей;

правильной осанки

туловища, развития

- участвует в

и развития мышц

общих физических

оздоровительных

туловища,

способностей;

занятиях в режиме

развития

- проводит под

дня (утренняя

общих физических

контролем взрослых

зарядка,

способностей;

оздоровительные занятия

физкультминутки);

- участвует в

в режиме дня (утренняя

- может организовать

оздоровительных

зарядка,

и провести

занятиях в режиме

физкультминутки);

подвижную игру (на

дня (утренняя

- делает выводы о своем

спортивных

зарядка,

физическом развитии и

площадках и в

физкультминутки);

физической

спортивных залах);

- может

подготовленности -

- соблюдает правила

организовать и

измеряет длину и массу

игры.

провести

тела, показатели осанки

подвижную игру

и физические

(на спортивных

способности;

площадках и в

- умеет измерять частоту

спортивных залах)

сердечных сокращений

- соблюдает

во время выполнения

правила игры.

физических упражнений;
- может организовать и
провести подвижную
игру (на спортивных
площадках и в
спортивных залах).
Гимнастика с

Организующие

- Выполняет упражнения

- Выполняет

- Выполняет

элементами

команды и приемы.

с опорой на словесную

упражнение с опорой

упражнение

инструкцию;

на визуальный план и

совместно с

- выполняет построение в

с использованием

педагогом;

шеренгу и колонну,

зрительных

- переключается с

задания в шеренге;

пространственных

одного действия

- выполняет упражнения

ориентиров для

на другое по

по памяти со словесным

обозначения

звуковому

пояснением учителя;

пространственных

(световому)

- выполняет серию

терминов;

сигналу с

действий;

- выполняет простые

привлечением

акробатики

37

- знает пространственные

перестроения в

внимания;

понятия «лево-право»,

шеренге;

- наблюдает за

«вперед-назад», «верх-

- переключается с

своим состоянием,

низ»;

одного действия на

сообщает о

- выполняет

другое по звуковому

дискомфорте и

усложняющие задания

сигналу с

перегрузках.

педагога в процессе

привлечением

ходьбы и бега;

внимания;

- выполняет дыхательные

- двигается под

упражнения разными

музыку, старается

способами: грудное и

соблюдать

диафрагмальное

ритмический

дыхание, медленное и

рисунок;

быстрое, поверхностное

- выполняет серию

и глубокое.

действий с
визуальными,
словесными
подсказками;
- удерживает
статическую позу в
течение 10 секунд;
- знает простые
пространственные
термины;
- выполняет
дыхательные
упражнения разными
способами: грудное и
диафрагмальное
дыхание, медленное и
быстрое,
поверхностное и
глубокое.

Акробатические

- Выполняет упражнение

-Начинает

упражнения.

целостно со словесным

выполнение

Акробатические

сопровождением

упражнения по

комбинации.

и одновременным

звуковому сигналу;

выполнением

- выполняет

упражнений, по

упражнение поэтапно

необходимости, по

со словесным

подражанию;

сопровождением

38

- включает в работу

педагога (опора на

нужные группы мышц

артикуляцию

(допустима помощь

педагога)

педагога в построении

и одновременным

правильного положения

выполнением

тела при выполнении

упражнений, по

упражнения);

необходимости, по

- осуществляет

подражанию с

самоконтроль при

визуальной опорой;

выполнении

- включает в работу

упражнений;

нужные мышцы

- проговаривает порядок

групп (допустима

выполнения и термины

помощь педагога в

самостоятельно;

построении

- взаимодействует со

правильного

сверстниками в игровой

положения тела при

деятельности;

выполнении

- удерживает позу при

упражнения);

выполнении упражнений

- взаимодействует со

на развитие статической

сверстниками в

координации 10 секунд;

игровой

- выполняет на память

деятельности;

серию из 5-х

- проговаривает

упражнений.

действия и термины;
- удерживает позу
при выполнении
упражнений на
развитие статической
координации
несколько секунд;
- выполняет на
память серию из 3-х
упражнений;
- выполняет
упражнение под
самостоятельный счет
с контролем педагога.

39

Упражнения

на

- Выполняет упражнение

- Выполняет

- Начинает

низкой

целостно со словесным

упражнение целостно

выполнение

гимнастической

сопровождением

со словесным

упражнения по

перекладине

педагога и, по

сопровождением

звуковому

необходимости,

педагога и

(световому)

Гимнастическая

одновременным

одновременным

сигналу;

комбинация.

выполнением

выполнением по

-с

Гимнастические

упражнений по

подражанию, с

предварительным

упражнения

подражанию;

визуальной опорой

повторением и

прикладного

- включает в работу

(карточки, схемы и

направляющей

характера.

нужные группы мышц

т.д.);

помощью

Общеразвивающие

(допустима помощь

- включает в работу

выполняет

упражнения

педагога в построении

нужные группы

упражнение

правильного положения

мышц (обязательный

целостно;

тела при выполнении

контроль со стороны

- выполняет серию

упражнения);

педагога в

упражнений с

- знает и называет

построении

использованием

назначение спортивного

правильного

визуальной

инвентаря;

положения тела при

поддержки (плана

- включается в игровую

выполнении

или образца

деятельность при

упражнения);

действия, по-

выполнении

-показывает на схеме

необходимости,

упражнений,

части тела в

жестов);

проговаривает правила

соответствии с

- включается в

игры;

упражнением и

игровую

- взаимодействует со

соотносит схему со

деятельность;

сверстниками в игровой,

своим телом;

- работает с

соревновательной

- знает назначение

системой

деятельности;

спортивного

поощрений;

- выполняет упражнения

инвентаря,

- подбирает

для развития мелкой

проговаривает;

одинаковый

моторики (динамическая

- умеет работать с

инвентарь или

и статическая

тренажерами;

инвентарь,

организация

- проговаривает

имеющий один

двигательного акта);

признаки инвентаря

общий признак

- выполняет на память

(круглый, мягкий,

(Н-р, собрать

серию из 3-5

большой и т.д.);

только красные

упражнений;- выполняет

- выполняет

мячи, или только

манипуляции с

упражнения для

мягкие);

предметами

развития мелкой

- выполняет

(перекладывание,

моторики

упражнения для

40

подбрасывание, ловля,

(динамическая и

развития мелкой

жонглирование и т.д.).

статическая

моторики

организация

(динамическая и

двигательного акта);

статическая

- выполняет

организация

манипуляции с

двигательного

предметами

акта).

(перекладывание,
подбрасывание,
ловля,
жонглирование и
т.д.).

Легкая атлетика

Ходьба

- Четко выполняет

- Выполняет

- Выполняет

Беговые упражнения

упражнения с опорой на

упражнение с опорой

упражнение

словесную инструкцию;

на визуальный план;

совместно с

Прыжковые

- проговаривает порядок

- удерживает

педагогом;

упражнения

выполнения действия и в

правильную осанку

- переключается с

соответствии с этим

при ходьбе и беге;

одного действия

выполняет действие;

- проговаривает

на другое по

- проговаривает

термины;

звуковому

термины;

- удерживает

(световому)

- удерживает

статическую позу с

сигналу с

Развитие скоростных

правильную осанку при

полной амплитудой

привлечением

способностей

ходьбе и беге;

при выполнении

внимания;

- выполняет упражнения

упражнений на

- удерживает

Развитие

по чередованию работы

развитие статической

правильную

выносливости

рук и ног (Например,

координации до 10

осанку при ходьбе

чередует хлопок с

секунд;

и беге;

шагом);

- по инструкции

- удерживает

- удерживает

выполняет

амплитуду

статическую позу с

упражнение со

движений при

полной амплитудой при

сменой темпа

выполнении

выполнении упражнений

выполнения;

упражнений на

на развитие статической

- выполняет

развитие

координации 10 секунд;

манипуляции с

статической

Броски
Метание

41

- по инструкции

предметами

координации

выполняет упражнение

(перекладывание,

несколько секунд;

со сменой темпа

подбрасывание,

- по инструкции

выполнения;

ловля,

(по

- выполняет

жонглирование и

необходимости,

манипуляции с

т.д.);

жестовой)

предметами

- выполняет

выполняет

(перекладывание,

упражнения на

упражнение со

подбрасывание, ловля,

выработку сильной

сменой темпа

жонглирование и т.д.);

воздушной струи.

выполнения.

- выполняет упражнения
на выработку сильной
воздушной струи.
Общеразвивающие

- Выполняет упражнение

-Начинает

- Начинает

упражнения

целостно со словесным

выполнение

выполнение

Развитие

сопровождением

упражнения по

упражнения по

координации

педагога и, по

звуковому сигналу;

звуковому

движений

необходимости,

- выполняет

(световому)

одновременным

упражнение целостно

сигналу;

Развитие скоростных

выполнением

со словесным

-с

способностей

упражнений по

сопровождением

предварительным

подражанию;

педагога и

повторением

Развитие

- включает в работу

одновременным

выполняет

выносливости

нужные группы мышц

выполнением по

упражнение

(допустима помощь

подражанию, с

целостно,

педагога в построении

визуальной опорой

необходимо

правильного положения

(карточки, схемы и

словесное

тела при выполнении

т.д.);

сопровождение

упражнения);

- включает в работу

педагогом

- показывает на схеме

нужные группы

упражнения и

части тела в

мышц (обязательный

контроль,

соответствии с

контроль со стороны

выполнение

упражнением и

педагога в

упражнения с

соотносит схему со

построении

визуальной опорой

своим телом;

правильного

(карточки, схемы,

- знает и проговаривает

положения тела при

жесты и т.д.);

назначение спортивного

выполнении

- выполняет серию

инвентаря;

упражнения);

упражнений с

- выполняет серию

- - выполняет серию

использованием

упражнений по памяти;

упражнений с

визуального

- включается в игровую

использованием

плана;

Развитие

силовых

способностей

42

деятельность при

визуального плана;

- включается в

выполнении

-показывает на схеме

игровую

упражнений;

части тела в

деятельность;

- осуществляет

соответствии с

- работает с

самоконтроль и

упражнением и

системой

взаимоконтроль при

соотносит схему со

поощрений;

выполнении

своим телом;

- выполнение

упражнений;- выполняет

- знает и

упражнений под

упражнения для развития

проговаривает

музыку с

мелкой моторики

назначение

направляющей

(динамическая и

спортивного

помощью;

статическая организация

инвентаря;

- подбирает

двигательного акта).

- умеет работать с

одинаковый

тренажерами;

инвентарь или

- проговаривает

инвентарь,

признаки инвентаря

имеющий один

(круглый, мягкий,

общий признак;

большой и т.д.);

(Например,,

- выполняет

собрать только

упражнения для

красные мячи, или

развития мелкой

только мягкие);

моторики

- выполняет

(динамическая и

упражнения для

статическая

развития мелкой

организация

моторики

двигательного акта).

(динамическая и
статическая
организация
двигательного
акта).

Подвижные и

На

- Выполняет упражнение

-Начинает

- Начинает

спортивные игры.

гимнастики

целостно со словесным

выполнение

выполнение

основами

сопровождением

упражнения по

упражнения по

акробатики

педагога и, по

звуковому сигналу;

звуковому

необходимости,

- выполняет

(световому)

одновременным

упражнение целостно

сигналу;

На материале легкой

выполнением

со словесным

-с

атлетики

упражнений по

сопровождением

предварительным

подражанию;

педагога и

повторением

- знает и проговаривает

одновременным

выполняет

назначение спортивного

выполнением по

упражнение

На

материале
с

материале

лыжной подготовки

43

На

материале

спортивных игр

инвентаря;

подражанию, с

целостно,

- проговаривает правила

визуальной опорой

необходимо

игр;

(карточки, схемы и

словесное

- включается в игровую

т.д.);

(жестовое )

деятельность;

- включает в работу

сопровождение

- взаимодействует со

нужные группы

педагогом

сверстниками в игровой

мышц (обязательный

упражнения и

деятельности;

контроль со стороны

контроль,

- выполняет

педагога в

выполнение

дыхательные

построении

упражнения с

упражнения разными

правильного

визуальной опорой

способами: грудное и

положения тела при

(карточки, схемы и

диафрагмальное

выполнении

т.д.);

дыхание, медленное и

упражнения);

- выполняет серию

быстрое, поверхностное

- знает и

упражнений с

и глубокое.

проговаривает

использованием

назначение

визуального

спортивного

плана;

инвентаря;

- включается в

- включается в

игровую

игровую

деятельность,

деятельность,

знает правила

принимает правила

игры;

игры, знает их;

- работает с

- взаимодействует со

системой

сверстниками в

поощрений;

игровой

- знает назначение

деятельности;

спортивного

- выполняет

инвентаря;

дыхательные

- ориентируется в

упражнения разными

пространстве

способами: грудное и

спортивного зала;

диафрагмальное
дыхание, медленное и

- вступает во

быстрое,

взаимодействие со

поверхностное и

сверстниками в

глубокое.

игровой
деятельности.

44

Лыжная

Обучение основным

- Строится

- Строится с опорой

- Строится в

подготовка

элементам

самостоятельно;

на зрительные

шеренгу с

- соблюдает технику

ориентиры;

направляющей

безопасности, может

- соблюдает правила

помощью

рассказать правила ТБ;

техники

педагога;

- выполняет незнакомое

безопасности;

- следует правилам

упражнение по показу;

- выполняет

техники

- передвигается по

упражнения с

безопасности;

Общеразвивающие

учебной лыжне

направляющей

- самостоятельно

упражнения

самостоятельно;

помощью;

передвигается по

- выполняет упражнения

- переключается с

лыжне;

Развитие

по памяти;

одного действия на

- выполняет

координации

- выполняет упражнения

другое по звуковому

упражнение

движений

с изменением внешних

сигналу с

совместно с

условий: передвижение

привлечением

педагогом с

Развитие

на лыжах по рыхлому

внимания;

опорой на

выносливости

снегу и по накатанной

- удерживает

визуальный план и

лыжне и т. д.;

правильную осанку

с использованием

- проговаривает

при ходьбе и беге на

зрительных

термины, действия и

лыжах;

пространственных

порядок выполнения

- выполняет

ориентиров,

упражнения;

упражнения по

жестов;

- знает пространственные

чередованию работы

- переключается с

термины;

рук и ног (Например,

одного действия

- применяет

чередует хлопок с

на другое по

самоконтроль при

шагом).

звуковому,

выполнении

- участвует в

жестовому

упражнений;

соревнованиях;

сигналу с

- восстанавливает

- включается в

привлечением

запутанный алгоритм

игровую

внимания;

выполнения упражнения;

деятельность;

- удерживает

-участвует в

- взаимодействует в

правильную

соревнованиях;

игре со сверстниками;

осанку при ходьбе

- удерживает

- выполняет

и беге на лыжах;

правильную осанку при

дыхательные

- выполняет

ходьбе и беге на лыжах;

упражнения разными

упражнения по

- выполняет упражнения

способами: грудное и

чередованию

по чередованию работы

диафрагмальное

работы рук и ног

рук и ног (Например,

дыхание, медленное и

(Например,

чередует хлопок с

быстрое,

чередует хлопок с

шагом);

поверхностное и

шагом);

лыжной

подготовки

45

- включается в игровую

глубокое.

- включается в

деятельность;

игровую

- взаимодействует в игре

деятельность;

со сверстниками.

- взаимодействует
в игре со
сверстниками.

Плавание

Обучение основным

- Знает правила

- Соблюдает правила

-Под контролем

элементам плавания

поведения на воде,

техники безопасности

педагога

проговаривает их и

в бассейне;

соблюдает технику

следует им;

- выполняет

безопасности;

Общеразвивающие

- свободно держится на

упражнения по

- выполняет

упражнения

воде и погружается в

инструкции педагога ,

упражнение

воду;

проговаривает

совместно с

Развитие

- проплывает 10-15

порядок действий за

педагогом с

выносливости

метров свободным

педагогом;

опорой на

стилем;

- проплывает отрезок

визуальный план,

- знает основные правила

свободным стилем;

жестовую речь;

соревнований,

- ориентируется в

- переключается с

проговаривает их;

пространстве

одного действия

- соблюдает правила

бассейна;

на другое по

дисциплины,

- выполняет

звуковому

- выполняет упражнения

инструкции;

(световому)

по памяти со словесным

- удерживает

сигналу с

пояснением учителя с

правильную осанку;

привлечением

самостоятельным

- выполняет

внимания;

проговариванием;

упражнения по

- удерживает

- ориентируется в

чередованию работы

правильную

пространстве бассейна;

рук и ног (Например,

осанку;

- выдерживает темп и

чередует хлопок с

- выполняет

ритм выполнения.

шагом).

упражнения по
чередованию
работы рук и ног
(Например,
чередует хлопок с
шагом).

46

Тематическое планирование
Примерный тематический план для АООП НОО (вар. 2.2 (I отделение))
№

Разделы и темы

Год обучения
1

2

3

4

Количество часов (уроков)
I. Знания об адаптивной физической культуре
1

Физическая культура как система занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья
человека.

2

Из истории физической культуры.

3

Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие

В процессе обучения

В процессе обучения
В процессе обучения

II. Способы физкультурной деятельности
4

Самостоятельные занятия.

В процессе обучения

5

Самостоятельные игры и развлечения.

В процессе обучения

6

Физкультурно-оздоровительная деятельность

В процессе обучения

III. Физическое совершенствование
7

Гимнастика с основами акробатики

24

20

20

20

8

Легкая атлетика

20

20

20

20

9

Лыжная подготовка

22

20

20

20

-

12

12

12

33

30

30

30

99

102

102

102

10 Плавание
11 Подвижные и спортивные игры

Итого: 405 часов

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При

оценивании

успеваемости

учитываются

индивидуальные

особенности, уровень физического развития, двигательные возможности и
последствия заболеваний обучающихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
47

Мелкими ошибками считаются ошибки, которые не влияют на качество
и результат выполнения упражнений. К мелким ошибкам в основном
относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное
исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – ошибки, которые не вызывают особого
искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный

показатель

ненамного

ниже

предполагаемого.

К

значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – ошибки, которые искажают технику движения,
влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика балльной оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений,
допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной
ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и
несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить
результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной
невыполнения является наличие грубых ошибок.
При оценивании успеваемости обучающихся, имеющих специальную и
подготовительную физкультурную группу здоровья, строго учитывается
характер заболевания и медицинские показания. Данные обучающиеся
выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения АФК, отвечают на
теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят
доклады, презентации, творческие работы и проекты. Обучающиеся
подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные
48

испытания с учетом медицинских показаний, но освобождаются от
соревновательной деятельности. Рекомендуется вести индивидуальный
мониторинг развития двигательных навыков обучающихся.
Материально – техническое обеспечение
При реализации программы по адаптированной физической культуре
для обучающихся с нарушениями слуха образовательная организация наряду
с общим материально-техническим обеспечением реализации программ по
физической культуре обеспечивает следующее:
Электронная

бегущая

строка,

печатные

таблицы,

электронное

устройство для обмена текстовой информацией, монитор с функцией
субтитров,

устройство

вывода

информации

с

функцией

субтитров,

звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования.
Наглядный материал: схемы человеческого тела, муляжи скелета,
оборудованное место для просмотра видеоряда, карточки для составления
визуального расписания и технологических карт, большое зеркало, наличие
текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах
или электронных носителях.
Оборудование: спортивный инвентарь с различными сенсорными
характеристиками, игровой материал для активизации внимания, развития
мелкой моторики.

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».