Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рабочая программа
по учебному курсу
«Трудные вопросы синтаксиса»
для 8-х классов
Составители:
Баянкина Л.В., учитель
русского языка и литературы
ПКК,
Панфилова Я.А., учитель
русского языка и литературы
СЗД,
Панова О.В., учитель
русского языка и литературы ППК,
Штомпель Н.В., учитель
русского языка и литературы
ПКК,
г. Заречный
2023
1
Пояснительная записка
Учебный курс «Трудные вопросы синтаксиса» предназначен для повторения, закрепления
и проверки знаний по русскому языку обучающихся 8 классов. Курс разработан с учетом
особенностей пунктуации, трудностей, связанных с осмыслением структуры разнообразных
типов и видов предложений и их функционированием в речи обучающихся, обнаружением
синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия
пунктуационной нормы.
Цели изучения курса:
Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и
пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания основы
интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков,
формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в школе.
Задачи :
Предложенный материал позволит повторить синтаксические понятия и правила, обобщить и
систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации обогатить и расширить знания
и умения по синтаксису простого и сложного предложения.
Содержание обучения курса «Трудные вопросы синтаксиса» в 8 классе отобрано и
структурировано на основе компетентносного подхода. Кроме выделения грамматических
основ предложений, синтаксического разбора, построения графических схем предложений
разных типов, конструирования предложений по схемам, обучающиеся на основе данного
курса овладеют семантикой, значением синтаксических структур, их стилистическими
возможностями.
В процессе прохождения курса обучающиеся работают со всеми видами простого
предложения; учатся отличать их вспоминают и отрабатывают правила пунктуации,
основывающиеся на синтаксической структуре предложения.
В целом данный курс должен способствовать расширению и углублению знаний
обучающихся 8 классов и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их
речевому развитию.
Личностными результатами изучения учебного курса
«Трудные вопросы синтаксиса»:
1)
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
2)
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
3)
умение принимать себя и других не осуждая;
4)
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том
числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
2
другого человека;
5)
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
6)
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
7)
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
8)
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
9)
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые
знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций,
планировать своё развитие;
Метапредметными результатами изучения учебного курса «Трудные вопросы
синтаксиса»:
1)
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
2)
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
3)
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
4)
выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
5)
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
6)
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев;
7)
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
8)
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
9)
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
10)
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
11)
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
12)
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
3
13)
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
14)
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
15)
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
16)
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
17)
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
18)
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
19)
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
20)
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от
коммуникативной установки;
21)
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
22)
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
23)
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
24)
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
25)
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
26)
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
27)
принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и
выполнять действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
28)
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
29)
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
30)
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой;
31)
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
32)
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
4
33)
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации, делать выбор и брать ответственность за решение;
34)
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
35)
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
36)
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
37)
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
38)
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
39)
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
40)
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и
чужое право на ошибку;
41) принимать себя и других не осуждая; проявлять открытость; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг
Предметные результаты освоения учебного курса «Трудные вопросы синтаксиса»
Выпускник научится:
1) Осмысливать основные единицы и категории синтаксиса;
2) Применять усвоенные правила построения, употребления и пунктуационного
оформления синтаксических конструкции;
3)
Создавать необходимые для создания основы интеллектуальных, грамматических,
речевых и пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную
цель преподавания русского языка в школе.
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся
13-14лет. С целью подготовки обучающихся к экзамену по русскому языку в новой форме в 9
классе в программу элективного курса «Трудные вопросы синтаксиса» включается материал
занятий в тестовой форме, синтаксический разбор предложений, анализ текста, разнообразные
диктанты, проверяющие усвоение изученного материала, упражнения на обнаружение и
исправление пунктуационных ошибок.
Содержание курса
Введение. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса Пунктуация в простом
предложении. Пунктуация в сложном предложении. Роль пунктуационных знаков в уяснении
смысла высказывания.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды синтаксической связи слов в
словосочетаниях. Согласование. Управление. Примыкание. Предупреждение грамматических
ошибок. Синонимические конструкции.
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональноэкспрессивной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения.
Предупреждение стилистических ошибок.
Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого.
Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Типы второстепенных членов
5
предложения. Дополнение. Способы выражения. Определение. Способы выражения.
Приложение. Обстоятельство. Способы выражения. Предупреждение грамматических ошибок.
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.
Назывные предложения. Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения.
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова и вставные
конструкции как средство речевой характеристики человека. Роль типов односоставных
предложений и осложнённых предложений в текстах разных
Критерии оценки
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на
заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных
случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых
понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести
необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но
допускает 1 - 2 ошибки, которые
сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и
неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке
ученика, которые являются
6
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки
ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за
сумму ответов, данных
учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в
процессе урока не только
заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять
знания на практике.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического,
орфографического, грамматического и т.п.)задания, выставляются две оценки (за
диктант и за дополнительное
задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов:
орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы,
требований,
предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный»
вместо бесшумный,
«предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого
типа. Исправляются, но не
учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не
проводилась специальная
предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают
несовершенство русской
7
орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие
единого способа присоединения
приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь
регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с
предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в
роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни: Куда он только не обращался; Куда он только
ни обращался, никто ему не
мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные
ошибки. Их нужно различать и
правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же
слове или корне
однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания
связаны с грамматическими и
фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило,
применение которого
требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в
словах строят, видят, то это однотипные
ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на
анализе грамматических
особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так
как применение правил в
данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе
однокоренного (родственного) слова
или его формы.
Описки – это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами
орфографии (перестановка
букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности
учащихся. Они свидетельствуют
о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не
учитываются при оценке
работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в
предложении и в тексте.
Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо
8
двоеточия в бессоюзном
сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют
действия основного правила. Так,
основное
правило
регламентирует
постановку
запятой
между
частями
сложносочиненного предложения с союзом и.
Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного
предложения имеют общий
второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником
запятой в данном случае
квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего
правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного
из знаков в предложении
типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная
последовательность их
расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ
школьников. Это ошибки в
передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это
объясняется тем, что применение
всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе
предложений и его частей. В
остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет
орфографических ошибок.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и
сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в
количестве фактических (см. 1-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих
перечисленные критерии, а отметку «4»
можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков
учащихся, принято считать
богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления
языковых средств, поэтому
изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой
9
грамматический строй,
разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления
высказывания.
Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и
речи, выбрать из ряда
возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой
ситуации. Точность речи, таким
образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от
умения правильно использовать
возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых
оттенков лексических единиц, от
правильности и точности использования некоторых грамматических категорий
(например, личных и указательных
местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые
соответствуют целям, условиям и
содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности
речевой ситуации, специфику
условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно
отбирает образные,
изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны
оценочные слова, тропы,
лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении.
Здесь неуместны термины,
конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает
выразительность
школьных
сочинений использование
штампов,
канцеляризмов, слов со сниженной
стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок,
нарушающих литературные
нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила
выбора языковых средств в
соответствии с разными задачами высказывания.
Оценка
«5»
«4»
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Содержание и речь
Грамотность
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
Допускаются:
2.Фактические ошибки отсутствуют.
I
орфографическая,
или
I
3.Содержание излагается последовательно.
пунктуационная,
или
1
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием грамматическая ошибки
используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность
текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2
речевых недочета.
1.Содержание работы в основном соответствует теме Допускаются: 2 орфографические
(имеются незначительные отклонения от темы).
и 2 пунктуационные ошибки, или 1
2.Содержание в основном достоверно, но имеются орфографическая
и
3
единичные фактические неточности.
пунктуационные ошибки, или 4
3.Имеются незначительные нарушения последовательности пунктуационные
ошибки
при
в изложении мыслей.
отсутствии
орфографических
10
«3»
«2»
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно ошибок, а также 2 грамматические
разнообразен.
ошибки
5.Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
1.В работе допущены существенные отклонения
Допускаются:
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные 4 орфографические и
фактические неточности.
4 пунктуационные ошибки,
3.Допущены отдельные нарушения последовательности или 3 орф. и 5 пунк.,или
изложения
7 пунк. при отсутствии
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
орфографических (в 5 кл.синтаксические конструкции, встречается
5 орф. и 4 пунк., а также
неправильное словоупотребление.
4 грамматических ошибки
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в
содержании и 5 речевых недочетов.
Работа не соответствует теме. Допущено много Допускаются:
фактических неточностей. Нарушена последовательность 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между 6 орф. и 8 пунк., или
ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, 5 орф. и 9 пунк., или
работа написана короткими однотипными предложениями 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
со слабо выраженной связью между ними, часты случат а также 7 грамматических
неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое ошибок
единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и
до 7 речевых недочетов
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного
умения или навыка
проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по
нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Календарно-тематический план
№
Дата урока
уро по плану
ка в
году
1
2
3
4
5
Дата
урока
фактиче
ская
Тема
Вид
контроля
примечания
Введение. Понятие синтаксиса.
Основные единицы синтаксиса.
Повторение. Пунктуация в ПП.
Роль пунктуационных знаков в
уяснении смысла высказывания
Пунктуация
в
СП.
Роль
пунктуационных
знаков
в
уяснении смысла высказывания
Виды словосочетаний.
Виды синтаксической связи слов в
11
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
словосочетаниях. Согласование.
Синонимические конструкции
Управление.
Синонимические
конструкции
Примыкание. Синонимические конструкции.
Зачётная
работа
по
теме К.т
«Словосочетание».
Понятие о предложении. Виды
предложений
по
цели
высказывания, по эмоциональноэкспрессивной окраске.
Распространённые и
нераспространённые предложения
Предупреждение стилистических
ошибок.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Подлежащее. Способы его
выражения. Предупреждение
грамматических ошибок.
Сказуемое. Типы сказуемого.
Способы выражения простого
глагольного сказуемого.
Предупреждение грамматических
ошибок.
Составное глагольное сказуемое.
Предупреждение грамматических
ошибок
Составное именное сказуемое.
Предупреждение грамматических
ошибок.
Зачётная работа по теме «Главные К.т
члены предложения».
Типы второстепенных членов
предложения.
Дополнение.
Способы
его
выражения.
Предупреждение
грамматических ошибок.
Определение.
Способы
его
выражения.
Предупреждение
грамматических ошибок
Приложение.
Предупреждение
грамматических ошибок.
Обстоятельство. Способы его
выражения.
Предупреждение
грамматических ошибок.
Практическая работа по теме
«Второстепенные
члены
предложения».
Односоставные предложения.
Типы односоставных
предложений.
12
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Назывные предложения. Роль в
художественной речи.
Определённо-личные
предложения. Роль в текстах
разных стилей.
Неопределённо-личные
предложения. Роль в текстах
разных стилей.
Безличные предложения. Роль в
текстах разных стилей.
Зачётная работа по теме
К.т
«Односоставные предложения».
Простое осложнённое
предложение. Однородные члены
предложения: стилистические
функции.
Обособленные члены
предложения. Предупреждение
грамматических ошибок
Обращение: роль в поэтической
речи.
Вводные слова. Вводные и
вставные
конструкции
как
средство речевой характеристики
человека.
Зачётная работа по теме «Простое К.т
предложение».
Список литературы.
Бархударов С.Г., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2023
Бабайцева В.В. «Обучение русскому языку в 8 классе».-М.: Просвещение, 2019
.Вахрушева Т.В., Попова Е.В., Тицкая Т.А. «Диктанты для старшеклассников и поступающих
в вузы».-М.: АСТ-пресс, 2006
Кастроль И.С., Скороход «Сборник диктантов по пунктуации».-М.: Просвещение, 2022
Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / Е.А. Влодавская, Л.И. Пучкова. –
М.: Экзамен, 2017.
Сухотинская В.А. «Репетитор. Русская орфография и пунктуация».-М.: Высшая школа,2021.
Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; Под ред. И.Б.Голуб. –
М.: Айрис - пресс, 2018.
.
13
14