РП Секреты текста в русском языке_9класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая программа
по учебному курсу

«Тайны текста»
для 9-х классов

Составители:
Баянкина Л.В., учитель русского
языка и литературы ПКК,
Панфилова Я.А., учитель
русского языка и литературы
СЗД,
Панова О.В., учитель русского
языка и литературы ППК,
Штомпель Н.В., учитель
русского языка и литературы
ПКК

г. Заречный
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного курса «Тайны текста».
Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они
определяют особую роль русского языка как предмета в ряду других гуманитарных наук. Об
этом следует помнить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития
общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания.
Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире,
постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие
преобразить любую ситуацию. Будут меняться программы, представления о задачах изучения
русского языка и литературы, но развитие связной речи учащихся останется одним из
приоритетных направлений лингвистической науки, так как в нём видят залог успешного
формирования социально активной личности.
Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяет большое внимание развитию умений
обучающихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, а
потому практически всё время и все силы затрачивают учителя на проведение работы по
усвоению детьми определённой информации. Неоправданно мало затронутыми при этом
оказываются проблемы развития устной и письменной речи их воспитанников.
Совершенствование связной речи обучающихся уровня основного общего и среднего общего
образования общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на
дальнейшее развитие личности ребенка в целом.
Стимулировать развитие речевых умений, веру школьников в собственные силы и успех,
способствовать саморазвитию учащихся призвана программа учебного курса «Тайны текста».
Практическое назначение учебного курса «Тайны текста» является приоритетным, так как у
обучающихся формируются коммуникативные способности, грамотность письма и речи,
востребованные в учебном процессе и за пределами школы. Предложенная программа для
обучающихся 9 класса призвана способствовать формированию общей культуры личности и
культуры речи.
Актуальность программы учебного курса по русскому языку «Тайны текста» объясняется тем,
что на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на
разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных
умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном,
деятельностный характер.
Данный курс способствует формированию у обучающихся информационно-коммуникативных
навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;
развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач;
обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Цель: формирование коммуникативных умений обучающихся при работе над текстом.
Задачи:




овладение основными текстоведческими понятиями;
развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

 составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм
работы.
Методы и приемы:







лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.

Виды деятельности обучающихся:












контрольное списывание;
сжатие исходного текста;
редактирование текста;
составление текста по образцу;
составление обрамлений к рассказу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста художественного и публицистического стилей;
конспектирование;
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов

Место учебного курса «Тайны текста» в учебном плане
Программа "Тайны текста" рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю) и предназначена для
обучающихся 9 класса.
Сроки реализации программы: 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Цель, задачи, содержание программы «Тайны текста».
Раздел 2. Язык и его единицы
Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте. Прямое и переносное значение
слов. Виды переносных значений. Контекстуальные синонимы, антонимы. Предложение как
единицы языка. Слова- предложения и их роль в тексте. Однородные члены предложения как
средство выразительности. Нарушение границ предложения
Раздел 3.Текст и его основные понятия
Текст. Признаки текста. Построение текста. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и
узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте.
Местоимения, лексические повторы, синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части

речи как средства связи предложений в тексте. Интонация и логическое ударение. Смысловая
связь.
Типы связи. Цепная и параллельная связь. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и
параллельной связи. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская
позиция текста. Текст как целостное композиционное единство. Анализ текста.
Раздел 4. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Тропы (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия,
ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора,
эпифора, композиционный стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос,
риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, инверсия, умолчание). Звуковые
изобразительно- выразительные средства. Анализ художественных текстов.
Раздел 5. Стили речи
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их
особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и
аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту
публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие
текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по
художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания
на лингвистическую тему.
Раздел 6. Функционально-смысловые типы речи.
Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Рассуждение в публицистическом стиле.
Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Повествование в публицистическом
стиле. Рассказ как текст повествовательного типа. Рассуждение с описанием. Разновидности
описания: описание места, состояния природы. Характера человека и его внешности.
Использование и взаимодействие функционально-смысловых типов речи в различных текстах.
РАЗДЕЛ 7. Система работы над текстом
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический
анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста.
Конспектирование. Аннотирование. Редактирование.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы «Тайны текста»
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком
внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и

применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания,
развитие творческих способностей.
Личностные результаты
1. Личностными результатами освоения программы являются понимание русского языка как
одной из основных национально-культурных ценностей, его значения в процессе получения
школьного образования. Осознание эстетической ценности русского языка,
уважительное
отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
2. 2.Метапредметные результаты.
1.Владение всеми видами речевой деятельности, стилями речи
2.Владение коммуникативными приемам, умением определить тему текста, основную мысль ,
микротемы, тип и стиль речи и т.д.
3.Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым ,ознакомительным изучающим
,аналитическим) текстов разных стилей и жанров.
4.Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами
аудирования : выборочным, ознакомительным, детальным.
5.Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета ,свободно пользоваться
словарями различных типов ,справочной литературой ,в том числе на электронных носителях.
6.Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести
самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате работы над текстами разных стилей.
7.Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств
8.Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация).
9.Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения.
10.Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог –побуждение, диалог обмен мнениями ).
11.Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка.

лексических,

12.Соблюдать нормы речевого этикета.
13Способнось осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её

содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
14.Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств
аргументации.
15.Применение приобретенных компетенций в повседневной жизни и на межпредметном уровне
(на уроках иностранного языка, литературы, истории)
Предметные результаты:
1.Освоение понятий язык и речь, речевое общение; речь устная и письменная; монолог, диалог
и их виды; ситуация речевого общения ; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой
стили,
язык
художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые
типы речи ( повествование, описание, рассуждение), текст, типы текста; основные единицы языка,
их признаки и особенности в речи.
2.Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (
орфоэпичеcкими, грамматическими,
морфологическими, стилистическими),нормами речевого этикета.
3.Умение дать лексическое понятие слова.
4.Работа с предложенным текстом, с выразительными средствами, определение их роли.
5.Создание собственных высказываний.
6.Сохранение стиля речи до конца высказывания.
7.Формирование умения грамматически правильно выстраивать свою речь.
8.Использование средств выразительности в высказывании.
9.Работа над благозвучием собственной речи
10.Составление собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
11.Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы .
В основе учебного курса лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего
образования;

разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого
обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Учебно-тематический план
Название раздела

Количество часов
Всего

Теория

Теорияпрактика

Практика

Контроль

1. Вводное занятие

1

1

2. Язык и его
единицы

3

1

2

3. Текст и его
основные понятия

7

1

2

3

1

4. Средства
художественной
выразительности

7

2

2

3

1

5. Стили речи

6

2

2

2

6.Функциональносмысловые типы
речи

4

1

1

2

7.Система работы
над текстом

6

1

1

2

2

Итого:

34

7

10

14

4

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
На занятиях учитель организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем
сформированности
речевых
навыков
и
коммуникативно
речевых
умений
обучающихся.Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности,
осуществляемые обучающимися в ходе проведения теоретических и практических занятий.
Литература для учителя
1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития
речи учащихся 7 – 9 классов. – М., 2021.
2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. [Текст] /В.И.Кожина. – М., 2017.
3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,2017.
4. Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения. [Текст] /В.Н.Мещеряков.– М., 2018.
5. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. [Текст] /А.И.Горошков. –
М.,2015.
6. Солганик Г.Я. От слова к тексту. [Текст] /Г.Я.Солганик.– М.,2018.
7. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. [Текст] /
Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.–188с.

Литература для обучающихся
Бархударов С.Г., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2023
Лингвистические словари
1. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка. / О.С. Ахманова. - М.: Русский язык,
1976.–448с.
2. Евгеньева, А.П. Словарь синонимов русского языка в двух томах. / А.П. Евгеньева.– М.:
Астрель. АСТ, 2001.–1536с.
3. Львов, М.Р. Словарь антонимов русского языка. / М.Р. Львов.– М.: Русский язык, 1984.–
381с.
4. Одинцов,В.В. Школьный словарь иностранных слов. / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П.
Смолицкая, Е.П. Голанова, И.А Василевская. – М.: Просвещение, 1990.–256с.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–
940с.
6. Тихонов, А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.:
АСТ. Астрель, 2001.–521с.
7. Ушаков, Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.:
Просвещение, 1984.–224с.
8. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А.
Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».