РП Становлюсь грамотным читателем 1, 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 3»
ПРИНЯТО
Протокол № 1
заседанием методического совета
учителей начальных классов
от 30 августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
Подсекина Е.А.
от 31 августа 2023 г.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 4 года (1–4 классы)

Составитель:
Методическое объединение
учителей начальных классов

2023

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Рабочая программа «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» на
уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, федеральной образовательной программы начального общего образования, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Становлюсь
грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» разработана на основе федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском)
языке» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»).
Содержание программы учебного курса внеурочной деятельности «Становлюсь
грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» направлено на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего,
формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные
задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие обучающихся,
чтение занимает особое место. В ООП НОО смысловое чтение определяется как
общеучебное универсальное действие: «…смысловое чтение как осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в зависимости от различных жанров; определение основной и
второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной деятельности
в целом. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его
смысл. Главными целями смыслового чтения является понимание содержания и его
последующее осмысление. Владение обучающимся смысловым чтением – залог развития
его устной речи и следующей ступени – речи письменной.
Обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и
слушанию закладывается в начальной школе и является основой формирования
функциональной грамотности. Обучение обеспечивается урочной деятельностью через
учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» и внеурочной деятельностью.
Реализуя учебный курс внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем:
читаю, думаю, понимаю» расширит возможность формирование функциональной
грамотности на начальном этапе общего образования, что обеспечит развитие способности
обучающегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения
информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении
при помощи текстов и других сообщений.

Учебный курс «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» носит
практико-ориентированный характер и организуется в формах, отличных от урочной.
Цель программы внеурочной деятельности по учебному курсу «Становлюсь
грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - формирование у обучающихся
полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и
стилей.
Задачи курса:
1)
формировать эмоциональную оценку текста;
2)
анализировать содержание текста: сюжет, композиции, характеристику
героев (их внешность, речь, поступки, мотивы), определять последовательность событий;
3)
выявлять незнакомые слова, объяснять их значения с опорой на контекст,
поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете;
4)
анализировать
язык
произведения
и
средства
художественной
выразительности: вести работу над художественной деталью, средствами выразительности:
как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею;
5)
понимать духовно-нравственное содержание произведения.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива.
Современные исследования указывают на две его стороны: смысловую и
техническую.
Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и
текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в
устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение.
Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность.
Основная задача программы – полноценное развитие технической и смысловой
сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.
Развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и
предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: сюжета, композиции, характеристика героев (их
внешность, речь, поступки, мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой
на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средства художественной выразительности:
вести работу над художественной деталью, средствами выразительности: как те или иные
языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу,
направленную на развитие:
—
дыхания;
—
артикуляционного аппарата;
—
дикции;
—
интонационного строя речи.

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей
младшего школьного возраста.
Основная форма организации внеурочной деятельности по учебному курсу
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - факультатив
коммуникативной познавательной направленности. Занятия факультатива имеют
комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности обучающихся –
познавательные, практические, поисковые, игровые.
1. Познавательная деятельность:
—
познавательные беседы;
—
познавательные игры;
—
дискуссии;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные техникой речи и чтения («Читаем цепочкой,
«Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш-пауза» и др.),
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвящённые морально-этическим
проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное
чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и
групповой работы.
Программа реализуется по учебному пособию Литературное чтение на родном
(русском) языке авторов Александрова О. М., Кузнецова М. И., Романова В. Ю. и др.
Учебный курс внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю,
думаю, понимаю» МАОУ ГО Заречный «СОШ №3» реализуется в объёме: в 1 классе –16
часов, в 4 классах – 34 часа.
В учебном плане в части, формируемой участниками образовательных отношений курс
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» реализуется в объёме 34 часа
во 2, 3 классах.
Содержание учебного курса
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
1 класс (16 часов).
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С. А. Баруздин «Самое простое дело».
Л. В. Куклин «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею.
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:

Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как
нравственном ориентире. Например:
В. А. Осеева «Почему?».
Л. Н. Толстой «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира.
Например:
С. А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин «Я видела чудо».
М. М. Пришвин «Осинкам холодно».
В. Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:
Ф. П. Савинов «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский «Рисунок».
К. Д. Ушинский «Наше Отечество».
О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках,
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной…».
С. В. Востоков «Два яблока».
В. М. Катанов «Жар-птица».
А. Н. Толстой «Петушки».
Содержание учебного курса во 2 классе
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок,
стихов. Например:
Е. Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею.

Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим
людям. Например:
В. В. Бианки «Сова».
Л. И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Е. А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как
нравственном ориентире. Например:
С. П. Алексеев «Медаль».
В. В. Голявкин «Этот мальчик».
Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях.
Например:
С. Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
Н. К. Абрамцева «Заветное желание».
Е. В. Григорьева «Мечта».
Л. Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа.
Например:
В. А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года.
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.

Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём.
Например:
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л. Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский «Жаворонок».
А. С. Пушкин «Птичка».
О родной природе.
К зелёным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле.
Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский «Колокольчик».
В. А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Е. А. Благинина «Журавушка».
Содержание учебного курса в 3 классе
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например:
В. И. Воробьев «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею.
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Ю. А. Буковский «О Доброте – злой и доброй».
Л. Л. Яхнин «Последняя рубашка».
Живи, по совести.
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
П.В. Засодимский «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова «Дреби-Дон».
Я и моя семья.
В дружной семье и в холод тепло.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях
(лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:
В. М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
А. Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
О. Ф. Кургузов «Душа нараспашку».

Я фантазирую и мечтаю.
Детские фантазии.
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления,
взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В. П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская «Мой отец – Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Н. М. Коняев «Правнуки богатырей» (фрагмент).
В.А. Бахревский «Семён Дежнёв» (фрагмент).
О. М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
А. Н. Майков «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику.
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Например:
Е. В. Григорьева «Радость».
А. И. Куприн «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе.
Неразгаданная тайна – в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о реке.
И. С. Никитин «Лес».
К. Г. Паустовский «Клад».
В. Г. Распутин «Горные речки».
И. П. Токмакова «Туман».
В. П. Астафьев «Зорькина песня» (фрагмент).
Содержание учебного курса в 4 классе
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Испокон века книга растит человека.
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в
становлении личности. Например:
С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею.
Скромность красит человека.
Пословицы о скромности.

Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте
характера. Например:
Е. В. Клюев «Шагом марш».
И. П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает.
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии,
сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания. Например:
Б. П. Екимов «Ночь исцеления».
И. А. Мазнин «Летний вечер».
Я и моя семья.
Такое разное детство.
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические
эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и
сверстниками. Например:
Е. Н. Верейская «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый
«полёт»).
К. В. Лукашевич «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры.
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:
Т. В. Михеева «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е. В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. А. Гагарин «Сто восемь минут».
Что мы Родиной зовём.
Широка страна моя родная.
Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной
земли. Например:
А. С. Зеленин «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев «Веретено».
В. Г. Распутин «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе.
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
В. Д. Берестов «Мороз».

М. М. Зощенко «Гроза».
А. А. Солоухин «Ветер».
Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Становлюсь
грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю».
Результаты изучения учебного курса «Становлюсь грамотным читателем: читаю,
думаю, понимаю» соответствуют требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС
НОО.
Личностные результаты
В результате изучения учебного курса «Становлюсь грамотным читателем: читаю,
думаю, понимаю» у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
—
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
—
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений и фольклора;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных
и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
—
признание индивидуальности каждого человека с использованием
собственного жизненного и читательского опыта;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
—
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров художественных
произведений.
Эстетическое воспитание:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;

—
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова;
—
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации;
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
—
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том
числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
—
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю,
понимаю» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
—
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов;
—
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
—
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
—
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
—
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать
выводы.

Базовые исследовательские действия:
—
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
—
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
—
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
—
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
—
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
—
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в Интернете;
—
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
—
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с
текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
—
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
—
признавать возможность существования разных точек зрения;
—
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
—
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;

—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
—
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
—
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
—
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
—
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
—
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
—
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и
ошибок, связанных с анализом текстов;
—
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
анализу текстов;
—
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям
Предметные результаты освоение учебного курса
Первый год обучения
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных
возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать
фактический материал; устно отвечать на вопросы к фактическому содержанию
произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении.
Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
Характеризовать
героя
произведения,
давать
элементарную
оценку

(положительная/отрицательная и почему) его поступкам.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Второй год обучения
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми
словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении,
уметь переходить от чтения вслух целыми словами к чтению про себя; в зависимости от
особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения
(изучающее, выборочное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной
форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому
содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно
определять тему и под руководством учителя главную мысль прочитанного или
прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно,
выборочно), под руководством учителя составлять план повествования по повествования
(вопросный, номинативный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать
героев произведения по заданным критериям.
Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка
в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей.
Третий год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты,
соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения
(изучающее, выборочное, ознакомительное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на
вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под
руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста
(вопросительный, номинативный, цитатный).
Пересказывать текст подробно, выборочно, сжато.
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев

произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для
сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение,
эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные
средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
Четвёртый год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты,
соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения
(изучающее, выборочное, ознакомительное).
Воспринимать фактическое содержание художественного, научно-познавательного и
учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в
устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать
в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём
рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа,
интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ
повествования, описания, рассуждения). Составлять план текста (вопросительный,
номинативный, цитатный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного
произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать в речи
выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценке прочитанного.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
Тематическое планирование
1 класс (16 часов в год, 1 ч в неделю, 1 полугодие)
№
Раздел/тема
Количес
Содержание
Электронные
п/п
тво
(цифровые)
часов
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Мир детства
1.1
Я и книги
ЦОК
5
Не красна книга письмом, красна умом Библиотека
Произведения, отражающие первые https://m.edsoo.ru/7f4
шаги в чтении. Например: С. А. 10de8

1.2

Я взрослею

1.3

Я фантазирую 3
и мечтаю

2.1

Что
мы 3
Родиной зовём

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ
№
п/п

5

Баруздин. «Самое простое дело». Л. В.
Куклин. «Как я научился читать»
(фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна на дне
колодца» (фрагмент главы «Волшебные
сказки»)
Без друга в жизни туго Пословицы о
дружбе. Произведения, отражающие
представление
о
дружбе
как
нравственно-этической
ценности,
значимой для национального русского
сознания. Например: Н. К. Абрамцева.
«Цветы и зеркало». И. А. Мазнин.
«Давайте будем дружить друг с
другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева.
«Самый большой друг». Не тот прав,
кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
Произведения,
отражающие
традиционные
представления
о
честности как нравственном ориентире.
Например: В. А. Осеева. «Почему?»
Необычное в обычном Произведения,
отражающие умение удивляться при
восприятии
окружающего
мира.
Например: С. А. Иванов. «Снежный
заповедник» (фрагмент). М. М.
Пришвин. «Закат солнца»
Раздел 2. Россия – Родина моя
С
чего
начинается
Родина?
Произведения,
отражающие
многогранность понятия «Родина».
Например: Ф. П. Савинов. «Родное»
(фрагмент).
П.
А.
Синявский.
«Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше
Отечество»

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

16
часов
ПО

Раздел/тема

2 класс (34 часа в год, 1 ч в неделю)
Колич
Содержание
ество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.1

Я и книги

5

1.2

Я взрослею

6

1.3

Я и моя семья

5

1.4

Я фантазирую и
мечтаю

4

Раздел 1. Мир детства.
Не торопись отвечать, торопись
слушать Произведения, отражающие
детское
восприятие
услышанных
рассказов, сказок, стихов. Например: Е.
Н. Егорова. «Детство Александра
Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т.
А. Луговская. «Как знаю, как помню,
как умею» (фрагмент)
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим
людям. Произведения, отражающие
традиционные
представления
об
отношении к другим людям. Например:
В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин.
«Дом с колокольчиком». Воля и труд
дивные всходы дают Пословицы о
труде. Произведения, отражающие
представление о трудолюбии как
нравственно-этической
ценности,
значимой для национального русского
сознания. Например: Е. А. Пермяк.
«Маркел-самодел и его дети». Б. В.
Шергин. «Пословицы в рассказах».
Произведения,
отражающие
традиционные
представления
о
смелости как нравственном ориентире.
Например: С. П. Алексеев «Медаль».
В. В. Голявкин «Этот мальчик»
Семья крепка ладом Произведения,
отражающие
традиционные
представления о семейных ценностях.
Например: С. Г. Георгиев. «Стрекот
кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой
добрый папа» (фрагмент). М. В.
Дружинина.
«Очень
полезный
подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и
сыновья»
Мечты, зовущие ввысь Произведения,
отражающие представления об идеалах
в детских мечтах. Например: Н. К.
Абрамцева. «Заветное желание». Е. В.
Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой.

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

2.1

Родная страна во 3
все
времена
сынами сильна

2.2

Народные
4
праздники,
связанные
с
временами года

2.3

О
родной 7
природе

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧАСО
В ПО ПРОГРАММЕ

«Воспоминания» (глава «Фанфаронова
гора»)
Раздел 2. Россия – Родина моя
Люди земли Русской Художественные
биографии
выдающихся
представителей
русского
народа.
Например: В. А. Бахревский. «Виктор
Васнецов» (глава «Рябово»). М. А.
Булатов, В. И. Порудоминский.
«Собирал человек слова… Повесть о В.
И. Дале» (фрагмент). М. Л. Яковлев.
«Сергий Радонежский приходит на
помощь» (фрагмент)
Хорош
праздник
после
трудов
праведных
Песни-веснянки.
Произведения
о
праздниках
и
традициях, связанных с народным
календарём.
Например:
Л.
Ф.
Воронкова. «Девочка из города» (глава
«Праздник весны»). В. А. Жуковский.
«Жаворонок».
А.
С.
Пушкин.
«Птичка». И. С. Шмелёв. «Лето
Господне»
(фрагмент
главы
«Масленица»
К зелёным далям с детства взор
приучен Поэтические представления
русского народа о поле, луге, травах и
цветах; отражение этих представлений
в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Например: Русские
народные загадки о поле, цветах. Ю. И.
Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень
шагает».
М.
С.
Пляцковский.
«Колокольчик». В. А. Солоухин.
«Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев.
«Тихой ночью, поздним летом…»
34
часа

3 класс (34 часа в год, 1 ч в неделю)

http://ww.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

№
п/п

Тема

Коли
чество
часов

Я и книги

6

1.2

Я взрослею

2

1.3

Я и моя семья

4

1.1

1.4

Я фантазирую и 6
мечтаю

Содержание

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Мир детства
Пишут не пером, а умом Произведения, Библиотека ЦОК
отражающие
первый
опыт https://m.edsoo.ru/7f4
«писательства».
Например:
В.
И. 10de8
Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава
«Мой дневник»). В. П. Крапивин. «Сказки
Севки
Глущенко»
(глава
«День
рождения»).
http://www.edu.ru/
Жизнь дана на добрые дела Пословицы о
доброте. Произведения, отражающие
представление о доброте как нравственноэтической ценности, значимой для
национального
русского
сознания.
Например: Ю. А. Буковский. «О Доброте
— злой и доброй». Л. Л. Яхнин.
«Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести. Произведения,
отражающие представление о совести как
нравственно-этической
ценности,
значимой для национального русского
сознания. Например: П. В. Засодимский.
«Гришина милостыня». Н. Г. Волкова.
«Дреби-Дон».
http://www.edu.ru/
В дружной семье и в холод тепло
Произведения,
отражающие
традиционные представления о семейных
ценностях
(лад,
любовь,
взаимопонимание, забота, терпение,
уважение к старшим). Например: О. Ф.
Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л.
Решетов. «Зёрнышки спелых яблок»
(фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка
летал
на
воздушных
шариках»
(фрагмент).
http://www.edu.ru/
Детские
фантазии
Произведения,
отражающие значение мечты и фантазии
для взросления,
взаимодействие мира реального и мира
фантастического.

2.1

Родная страна во 3
все
времена
сынами сильна

2.2

От праздника к 4
празднику

2.3

О
родной 5
природе

Например: В. П. Крапивин.
«Брат, которому семь» (фрагмент
главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская.
«Мой отец — Корней Чуковский»
(фрагмент)
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся
представителях
русского
народа.
Например: О. М. Гурьян. «Мальчик из
Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв»
(фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки
богатырей» (фрагмент). А. Н. Майков.
«Ломоносов» (фрагмент).
Всякая
душа
празднику
рада
Произведения о праздниках, значимых
для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Например: Е. В. Григорьева. «Радость». А.
И. Куприн. «Пасхальные колокола»
(фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный
визит» (фрагмент)
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского
народа о лесе, реке, тумане; отражение
этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе.
Например: Русские народные загадки о
лесе, реке, тумане. И. С. Никитин «Лес».
К. Г. Паустовский «Клад».
В. Г. Распутин «Горные речки».
И. П. Токмакова «Туман». В. П. Астафьев
«Зорькина песня» (фрагмент).

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

ОБЩЕЕ
34 часа
КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

№
п/п

Тема

4 класс (34 часа в год, 1 ч в неделю)
Количес
Содержание
тво
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.1

Я и книги

5

1.2

Я взрослею

4

1.3

Я и моя семья

6

1.4

Я
фантазирую
мечтаю

5

Испокон века книга растит человека
Произведения, отражающие ценность
чтения в жизни человека, роль книги в
становлении личности.
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багровавнука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк.
«Из далёкого прошлого» (глава «Книжка
с картинками»).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова»
(фрагмент)
Скромность красит человека Пословицы о
скромности. Произведения, отражающие
традиционные
представления
о
скромности как черте характера.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и
спорыша». Любовь всё побеждает
Произведения,
отражающие
традиционные
представления
о
милосердии,
сострадании,
сопереживании, чуткости, любви как
нравственно-этических
ценностях,
значимых для национального русского
сознания.
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И.А. Мазнин «Летний вечер».
Такое разное детство
Произведения,
раскрывающие
мир
русского
детства:
взросление,
особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками.
Е. Н. Верейская. «Три девочки»
(фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»
(главы «Маленький мир», «Мой первый
«полёт»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»
(фрагмент).
Придуманные миры.
Отражение в произведениях фантастики
проблем реального мира.
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой
поляне» (фрагменты)

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

2.1

Родная страна 3
во все времена
сынами сильна

2.2

Что
мы 6
Родиной зовём

2.3

О
родной 5
природе

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

№
п/п
1

2
3

4

Люди земли Русской
Произведения
о
выдающихся
представителях русского народа.
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин»
(глава «Каффа»).
Ю. А. Гагарин «Сто восемь минут».
Широка страна моя родная
Произведения, отражающие любовь к
Родине, красоту различных уголков
родной земли.
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк»
(фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о
валдайских колокольчиках.
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского
народа о ветре, морозе, грозе; отражение
этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе.
Русские народные загадки о ветре, морозе,
грозе.
В. Д. Берестов. «Мороз»
Русские народные загадки о ветре, морозе,
грозе.
М. М. Зощенко. «Гроза».
А. А. Солоухин «Ветер».

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

34 часа

Календарно-тематическое планирование
1 класс
Тема
Количество часов
Виды, формы
контроля
всего
контрольные практические
работы
работы
1
0
1
Я и книги.
Поиск верных и
С. А. Баруздин. Самое
неверных
простое дело.
утверждений
в
тексте
1
0
1
Л. В. Куклин. «Как я
Деление текста на
научился читать».
смысловые части
1
0
1
Л. В. Куклин. «Как я
Восстановление
научился читать».
порядка действий
в тексте
1
0
1
Н. Н. Носов. «Тайна на дне
Совместное
колодца» (фрагмент главы
изучение
и
«Волшебные сказки»).
пересказ в паре

5

Н. Н. Носов. «Тайна на дне
колодца» (фрагмент главы
«Волшебные сказки»).

1

0

1

6

Я взрослею.
Н.К. Абрамцева «Цветы и
зеркало» (в сокращении).

1

0

1

7

И.А. Мазнин «Давайте будем
дружить друг с другом…».

1

0

1

8

С. Л. Прокофьева. «Самый
большой друг».

1

0

1

9

В. А. Осеева «Почему?».

1

0

1

10

В. А. Осеева «Почему?».

1

0

1

11

Я фантазирую и мечтаю.
С. А. Иванов «Снежный
заповедник» (отрывок).

1

0

1

12

М. М.
солнца»

«Закат

1

0

1

13

М. М. Пришвин «Закат
солнца»
Россия – Родина моя.
Ф. П. Савинов «Родное»
(фрагмент).
П. А. Синявский «Рисунок».
Творческий проект «На моём
рисунке Родина Моя».

1

0

1

1

0

1

1

0

1

К. Д. Ушинский
Отечество».

1

14

15

16

Пришвин

«Наше

Игровые задания
со словами текста
«Читательская
грамотность»
Поиск верных и
неверных
утверждений
в
тексте
Творческая работа:
рисунки
к
стихотворению по
теме
Практическая
работа:
восстановление
текста
по
картинкам
Совместное
изучение
и
пересказ в паре
Восстановление
порядка действий
в тексте
Поиск верных и
неверных
утверждений
в
тексте
Поиск верных и
неверных
утверждений
в
тексте
Деление текста на
смысловые части
Практическая
работа
Творческий
проект.
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Совместное
изучение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

№
п/п
1

2

16

0

15

Календарно-тематическое планирование
класс
Тема
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Я и книги.
1
Е. Н. Егорова. «Детство
Александра
Пушкина»
(глава «Нянины сказки»).
Е. Н. Егорова. «Детство
1
1
Александра
Пушкина»
(глава «Нянины сказки»).

3-5

Т. А. Луговская. «Как знаю,
как помню, как умею»
(фрагмент).

3

1

6

Я взрослею.
Пословицы об отношении к
другим людям.
В. В. Бианки. «Сова»

1

1

7

Л. И. Кузьмин. «Дом с
колокольчиком».

1

1

8

С. П. Алексеев. «Медаль».
Пословицы.

1

9

В. В. Голявкин.
мальчик».

«Этот

1

1

10

Е. А. Пермяк. «Маркел самодел и его дети».

1

1

11

Б. В. Шергин. «Пословицы в
рассказах»

1

1

0,5

1

Виды, формы
контроля
Совместное
изучение
Установление
последовательности
событий
Совместное
изучение.
Деление на части.
Работа в парах
Поиск верных и
неверных
утверждений
в
тексте сказки.
Найти ответы на
вопросы,
составленные
обучающимися
Игровые задания со
словами
стихотворения
«Читательская
грамотность»
Пересказ
по
картинному плану
Поиск верных и
неверных
утверждений
в
тексте
Совместное
изучение и пересказ
в паре
Восстановление
порядка действий в
тексте

Я и моя семья.
С. Г. Георгиев. «Стрекот
кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой
добрый папа» (фрагмент).
Пословицы.
М. В. Дружинина. «Очень
полезный подарок».

1

1

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа

1

1

15

Л. Н. Толстой. «Отец и
сыновья».

1

1

Деление текста на
смысловые части
Поиск верных и
неверных
утверждений
в
тексте

16
17

Контрольная работа.
Я фантазирую и мечтаю.
Н. К. Абрамцева. «Заветное
желание».

1
1

18

Е. В. Григорьева. «Мечта».

1

19

Л.
Н.
Толстой.
«Воспоминания»
(глава
«Фанфаронова гора»).
Л.
Н.
Толстой.
«Воспоминания»
(глава
«Фанфаронова гора»).
Родная страна во все
времена сынами сильна.
В. А. Бахревский. «Виктор
Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И.
Порудоминский. «Собирал
человек слова… Повесть о
В. И. Дале» (фрагмент)
М. Л. Яковлев. «Сергий
Радонежский приходит на
помощь» (фрагмент).
Народные
праздники,
связанные с временами года.
Песни-веснянки.
В.
А.
Жуковский.
«Жаворонок».
Л. Ф. Воронкова. «Девочка
из города» (глава «Праздник
весны»).

1

12

13

14

20

21

22

23

24

25

1
1

1

Практическая
работа
по
формированию
смыслового чтения
(читательской
грамотности)
Практическая
работа
Совместное
изучение

1

1

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа
Совместное
изучение

1

1

Совместное
изучение

0,5

1

1

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа

2627

28

29

30
31

А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето
Господне» (фрагмент главы
«Масленица»).
О родной природе.
Русские народные загадки о
поле, цветах.
М.
С.
Пляцковкий.
«Колокольчик».
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые
колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом
поле тень шагает».

2

В. А. Солоухин. «Трава».

1

В. А. Солоухин. «Трава».
Е.
А.
Благинина
«Журавушка»
33
Обобщающее
занятие.
Библиотечный час
34
Контрольная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
32

Совместное
изучение

1

1

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа
Совместное
изучение
Практическая
работа

1

1

1
1
34

1
3

22

Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Тема
Количество часов
п/п
всего
контрольн практические
ые работы
работы
1-3 Я и книги.
3
В. И. Воробьев «Я ничего не
придумал» (глава «Мой
дневник»).
4-6 В. П. Крапивин «Сказки
3
1
Севки Глущенко» (глава
«День рождения»).
7

8

Я взрослею.
Пословицы о доброте.
Ю. А. Буковский. «О
Доброте—злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя
рубашка».

1

1

1

0,5

1

Виды, формы
контроля
Совместное
изучение

Совместное
изучение.
Практическая
работа
Поиск верных
неверных
утверждений
тексте

и
в

Игровые задания со
словами
стихотворения
«Читательская
грамотность»

9

1012
1315

16

17
18
1920

2122
23

24

25
26

2729
30

Живи по совести.
Пословицы о совести.
П. В. Засодимский.
«Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова «Дреби-Дон».

1

1

Совместное
изучение и пересказ
в паре

3

1

Я и моя семья.
В. М. Шукшин «Как зайка
летал на воздушных
шариках» (фрагмент).
А. Л. Решетов «Зёрнышки
спелых яблок» (фрагмент).

3

1

Восстановление
порядка действий в
тексте
Пересказ
по
картинному плану

1

1

О.Ф. Кургузов «Душа
нараспашку».
Контрольная работа.
Я фантазирую и мечтаю.
В. П. Крапивин «Брат,
которому семь» (фрагмент
главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская «Мой отец –
Корней Чуковский»
(фрагмент).
Родная страна во все времена
сынами сильна.
О. М. Гурьян «Мальчик из
Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский «Семён
Дежнёв» (фрагмент).
А. Н. Майков «Ломоносов»
(фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки
богатырей» (фрагмент).
От праздника к празднику.
Е. В. Григорьева. «Радость».
А. И. Куприн. «Пасхальные
колокола» (фрагмент).

1

1

1

С. Чёрный «Пасхальный
визит» (фрагмент).
О родной природе.
В. П. Астафьев «Зорькина

3

1

1

1

1
2

1

Поиск верных
неверных
утверждений
тексте
Практическая
работа

и
в

1
1

Практическая
работа

2

1

Деление текста на
смысловые части

1

1

Поиск верных
неверных
утверждений
тексте
Совместное
изучение.
Практическая
работа

1

1

1

и
в

Совместное
изучение

0,5

Практическая
работа
по
формированию
смыслового чтения
(читательской
грамотности)
Практическая
работа
Практическая
работа

песня» (фрагмент).
31 В. Г. Распутин «Горные
речки».
И. С. Никитин. «Лес».
И. П. Токмакова. «Туман».
32 М. М. Пришвин. «Как
распускаются разные
деревья». (выборочно).
К. Г. Паустовский. «Клад»
33 Обобщающее занятие.
Библиотечный час
34 Контрольная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

№
п/п
1

2

3

1

1

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа

1

1

1
34

1
3

18

Календарно-тематическое планирование
4 класс
Тема
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Я и книги.
1
С. Т. Аксаков «Детские годы
Багрова-внука»
(фрагмент
главы
«Последовательные
воспоминания»).
С. Т. Аксаков «Детские годы
1
1
Багрова-внука»
(фрагмент
главы
«Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Из
1
1
далёкого прошлого» (глава
«Книжка с картинками»).

4-5

С. Т. Григорьев. «Детство
Суворова» (фрагмент)

2

1

6-7

Я взрослею.
Е. В Клюев «Шагом марш».
И. П. Токмакова «Разговор
татарника и спорыша».

2

1

Виды, формы
контроля
Совместное
изучение

Восстановление
последовательных
событий в тексте.
Работа в парах
Практическая
работа.
Деление
текста
на
смысловые части
Совместное
изучение.
Деление текста на
смысловые части.
Совместное
изучение.
Деление текста на
смысловые части.
Осмысленное
чтение
стихотворения

8

Любовь всё побеждает.
Б.
П.
Екимов.
«Ночь
исцеления».

1

9

Б.
П.
Екимов.
«Ночь
исцеления». Продолжение
И.А. Мазнин «Летний вечер».

1

10

Я и моя семья.
Е. Н. Верейская. «Три
девочки» (фрагмент).
Е. Н. Верейская. «Три
девочки» (фрагмент).

1

Совместное
изучение
1

Деление текста на
смысловые части
составление
вопросов к тексту.
Работа в группе
Совместное
изучение

1

1

М.
В.
Водопьянов.
«Полярный лётчик» Глава
«Маленький мир».
М. В. Водопьянов Глава
«Мой первый «полёт».
К. В. Лукашевич «Моё
милое детство» (фрагмент).
К. В. Лукашевич «Моё
милое детство» (фрагмент).
Продолжение
Я фантазирую и мечтаю.
В. Михеева. «Асино лето»
(фрагмент).

1

1

Деление текста на
смысловые части и
пересказ текста в
паре
Восстановление
порядка действий
в тексте

1

1

Практическая
работа

1

1

Пересказ
по
картинному плану

1

Практическая
работа

1

1

17

В. Михеева. «Асино лето».
Продолжение

1

1

18

В. П. Крапивин. «Голубятня
на
жёлтой
поляне»
(фрагменты).
В. П. Крапивин. «Голубятня
на
жёлтой
поляне».
Продолжение
Проверочная
работа
по
итогам изучения раздела
Родная страна во все времена
сынами сильна.
Люди земли Русской.

1

Поиск верных и
неверных
утверждений
в
тексте
Восстановление
порядка действий
в тексте. Работа в
парах
Совместное
изучение

1

Деление текста на
смысловые части

11

12

13
14
15

16

19

20
21

1

0,5

0,5

1

1
1

1
Совместное
изучение

22

23
24

25

Е. В. Мурашова «Афанасий
Никитин» (глава «Каффа»).
Е. В. Мурашова «Афанасий
Никитин» (глава «Каффа»).
Продолжение
Ю. А. Гагарин «Сто восемь
минут».
Что мы Родиной зовём.
А. С. Зеленин «Мамкин
Василёк» (фрагмент).
А. С. Зеленин «Мамкин
Василёк». Продолжение

1

Совместное
изучение

1

Совместное
изучение

1

Д. Дорофеев. «Веретено».

1

27

Д. Дорофеев.
Продолжение

«Веретено».

1

28

В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ
о
валдайских
колокольчиках.
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ
о
валдайских
колокольчиках.
Продолжение
О родной природе. Русские
народные загадки о ветре,
морозе, грозе.
В. Д. Берестов «Мороз». А. А.
Солоухин «Ветер».
М. М. Зощенко «Гроза».

1

32
Обобщающее занятие.
33
Библиотечный час
34
Контрольная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
34

30

31

Составление
вопросов к тексту.
Работа в группах

1

26

29

1

0,5

1

1

Составление
вопросов к тексту.
Работа в группах
Совместное
изучение
Поиск
верных
утверждений.
Работа в группах
Совместное
изучение

1

Составление
вопросов к тексту.
Работа в группах

1

1

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа

1

0,5

1
4

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».