Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рабочая программа
Коррекционно-развивающего курса
«Логопедические занятия
для обучающихся с ЗПР»
для 5-9 классов
Составитель:
Моисеева М.А., учитель-логопед
Заречный
2023г.
1
1.Пояснительная записка
Без хорошо развитой речи нет успешного обучения, нет настоящего общения. Формирование полноценной учебной деятельности возможно при достаточно высоком уровне развития
речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков
свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.
При обследовании речи детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с
задержкой психического развития, отмечается большое количество детей, не владеющих навыками грамотного письма, что мешает полноценному усвоению школьной программы.
Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дисграфического
характера. Существенную роль в их возникновении играет:
дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
нарушения слухоречевой памяти;
нарушение буквенного гнозиса;
нарушение динамического праксиса руки;
затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
нечеткая дикция, плохая артикуляция;
нарушение лексико-грамматического строя речи;
наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в
свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дисграфии, то возникла необходимость в создании данной
программы.
При составлении программы использованы коррекционно – развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый МО и Н РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда. Практические приемы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения (А. Н. Корнев); практические приемы коррекции письменной речи на фонетическом уровне (И. Н. Садовникова, В. И. Городилова, Л. Н. Ефименкова, Г. Г.
Мисаренко).
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество
обучающихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
- преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических
и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности).
Программа предназначена для проведения логопедических коррекционно-развивающих
занятий с обучающимися 5 – 9 классов, имеющих нарушение письменной речи на фоне ЗПР,
взаимосвязана с учебной программой по русскому языку и занятия по коррекции речи обеспечивают:
- уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса обучающихся;
- овладение навыками словообразования;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи (устной и письменной);
2
- коррекцию навыков чтения и письма.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Варьироваться могут
степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации
обучающихся с задержкой психического развития.
Задачи:
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
- определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи;
- определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;
- осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся подросткового возраста с
задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для
наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом
развитии. Задержка психического развития - комплекс негрубых нарушений развития моторной,
познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности,
что делает невозможным овладение программой массовой школы. При этом в отдельных случаях
у ребенка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в-третьих - мотивация к различным видам познавательной деятельности. Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным
ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью,
безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в
целом, понять причины ошибок. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с
функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе. Особенности детей с задержкой психического развития, которые
необходимо учитывать в учебном процессе:
- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
3
- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания; - ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
- более низкий уровень развития восприятия;
- отставание в развитие всех форм мышления;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
Особые образовательные потребности
Школьники с задержкой психического развития нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:
- в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
- в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об
окружающем мире;
- в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
- в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
- в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков
произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
- в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных
срывов.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов
4
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать
законные права и интересы детей.
Принцип обходного пути. Предполагает формирование новой функциональной системы в
обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
Комплексность. Преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов
(учитель-логопед, классный руководитель, воспитатель, педагог- психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.).
Принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная
структура дефекта,
возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка).
Направления работы:
Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией на уровне основного
общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями
устной и письменной речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
-коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной помощи в
освоении содержания образования и коррекции недостатков речевого развития и психических
процессов, лежащих в основе устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речевого развития и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условий обучения, коррекции, развития и социализации обучающихся;
-информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностику отклонений в развитии
речи и выявление этиологии дефектов речи, трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля (медицинский анамнез физического и речевого развития ребенка,
собеседование с родителями, наблюдения учителя);
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с нарушениями речи, выявление его резервных возможностей;
5
— изучение (совместно с педагогом-психологом) развития эмоционально-волевой сферы
и личностных особенностей обучающихся;
— изучение (совместно с классным руководителем) социальной ситуации развития и
условий семейного воспитания ребенка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с речевой патологией;
— системный контроль педагога-психолога, учителя-логопеда и классного руководителя
за уровнем и динамикой развития ребенка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор методик, методов и приемов обучения и разработка оптимальной для развития
ребенка с нарушениями речи коррекционной программы в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организация и проведение учителем-логопедом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений устной и письменной
речи;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике
коррекционно-образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии речи;
— коррекцию и развитие высших психических функций, лежащих в основе устной и
письменной речи;
— развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с речевой патологией, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование учителем-логопедом педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с речевой патологией;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с речевой патологией.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы, тематические выступления), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки
в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
2.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство
и независимость народов и государств мира, международноесотрудничество);
6
личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,
самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);
честь; достоинство; свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота остарших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное,
близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира
(познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
3.
Организационный раздел
3.1 Условия реализации:
1. Обеспечение оптимальных условий получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
3. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей.
4. Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
5. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
коррекционной работы, использование специальных методов, приемов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, учет
7
специфики речевого нарушения ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях);
6. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при
проведении занятия – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми
изучаемого материала.
7. Необходимым условием является создание на уроке атмосферы доверия, открытости,
доброжелательности.
8. Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
9. Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов, обучающихся; соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил).
Количество учеников в группе 2 – 4 человека, что позволяет максимально индивидуализировать работу. Для занятий используется время как урочное (кроме русского языка, математики и др. основных предметов) – по согласованию с учителями и администрацией школы, так и
внеурочное (прогулки, тихий час, самоподготовка).
3.2 Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с речевой патологией. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, представлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- составление программ (индивидуальных маршрутов) по коррекции речевых нарушений
обучающихся.
Консолидация усилий разных специалистов позволит обеспечить систему комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка с
речевыми нарушениями.
В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить
социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами. Социальное партнерство включает:
- сотрудничество с учреждения образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с особыми
образовательными потребностями;
- сотрудничество с родителями (лицами их заменяющих).
3.3 Основные методы обучения:
Практические методы:
1. упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение, голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально – положительный настрой, устные и письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;
2. игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом,
пояснением, указаниями, вопросами;
3. метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования
требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного, слогового и звукового
состава слова);
Наглядные методы
8
Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств обучения:
1. наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических схем;
2. пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков.
3. моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка» слова
в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.
Словесные методы
Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями.
3.4 Структура коррекционно – развивающих занятий:
1.
Приветствие (речевая разминка).
2.
Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
3.
Работа по теме занятия:
- повторение предыдущего материала,
- подготовка к восприятию нового материала,
- изучение нового материала,
- закрепление изученного материала.
4. Итог занятия.
Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению
характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А также важна частая смена
видов деятельности.
Программа предполагает безотметочную систему проведения занятий.
3.5 В работе используются следующие виды контроля: ежегодное обследование обучающихся с последующим заполнением результатов в речевой карте, проведение диктантов и творческих работ (написание рассказа по теме, по впечатлению, по представлению), тестовые задания, а также списывание печатного и рукописного текста.
В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями
через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
3.6 Форма организации деятельности обучающихся:
- подгрупповая;
- индивидуальная.
3.7
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» реализуется в рамках внеурочной деятельности с учетом рекомендаций ПМПК, результатов логопедического обследования
обучающихся и выявленных трудностей в освоении программы по русскому языку.
На прохождение курса отводиться 1 ч. в неделю в каждом классе.
Всего 34 часа в год.
Класс
5
6
7
8
9
итого
количество часов в учебном
34
34
34
34
34
170
году
количество часов в неделю
1
1
1
1
1
5
обследование
состояния
2
2
2
2
2
10
устной и письменной речи
9
проверочные работы
3
3
3
3
3
15
Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет
постепенно: с 25–30 минут в сентябре-октябре, до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная
со второго полугодия, индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения составляют 20
минут.
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые
темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающегося.
4. Содержание курса. Характеристика содержания
Коррекционно-развивающая работа проводится в 4 этапа.
Первый (диагностический) этап
На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояние языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем), проверяется состояние лексико-грамматического
строя, состояние связной речи, выявляются индивидуальные особенности таких психических
процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной
работе по устранению дефекта.
Второй (подготовительный) этап
На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной
школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций ,
как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию психических
процессов.
10
Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дисграфических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Комплексный подход данной
методики по коррекции дисграфии предполагает при необходимости параллельную работу,
направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
Четвертый (оценочный) этап
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы, проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
3.3.1 План реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи (направПланируемые
Виды и формы
Сроки
Ответления) деятельРезультаты
деятельности
(периодич- ственные
ности
Мероприятий
ность в
течение
года)
1. Выявить детей с определить структуру беседа,
диагно- С 1-15 сен- Классный
речевой патоло- речевого дефекта и стика
тября
руководигией, используя уровень речевой готель, учиразличные диа- товности пятикласстель-логогностические ме- ника к школе
пед
тодики
2. Развитие мелкой каллиграфически пра- штриховка,
на каждом Учитель
моторики кисти вильный почерк
обводка трафаре- занятии
русского
руки
тов, статистичеязыка
ские и динамические упражнения
для пальцев и кистей рук, письмо
слов и предложений, текстов,списывание, письмо
под диктовку
3.
Сенсорно-перразвить
зрительное сравнение и обоб- в
течение Классный
цептивное разви- восприятие, сформи- щение предметов, учебного
руководитие
ровать пространствен- схема собствен- года
тель, учиную
ориентировку, ного тела, числотель-логонаучиться анализиро- вой и предметный
пед, педавать, сравнивать и ряд
гог-психообобщать предметы
лог
ближайшего окружения
4. Совершенствоправильное произно- постановка зву- в течение
Учитель
вание звукопро- шение звуков речи ков, автоматиза- 6 месяцев
русского
изношения
(без искажения и за- ция звука, диффеязыка,
мены звуков)
ренциация звука
учительлогопед
11
5.
Совершенствование фонетикофонематической
стороны речи
развитие фонематиче- графические дик- по
плану
ского
восприятия, танты, уточнение коррекционформирование фоне- артикуляции звука ной работы
матического анализа и
синтеза, фонематических представлений
Учитель
русского
языка
обогащение словаря и
расширение представлений об окружающей
действительности путем накопления новых
слов
Учитель
русского
языка
и
учительлогопед
6.
Формирование
лексических
и
грамматических
компонентов
языковой
системы
словообразование по
плану
слов, подбор слов, коррекционсочетающихся с ной работы
новым, четвертый
лишний, дидактические игры
7.
Развитие комму- активизировать сло- работа с деформиникативных
варь учащихся, созда- рованным
текнавыков
ние
благоприятной стом, произношесреды, побуждающей ние скороговорок,
ребенка к речевой ак- участие в празднитивности, учить детей ках
дать полный, развернутый ответ, научить
составлять рассказ по
серии картинок
ежедневно
( на занятиях и на переменах)
Учительлогопед
Классный
руководитель,
педагогпсихолог,
учительлогопед
5.
Содержательный раздел
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения коррекционного курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы
Обучающийся получит возможность для
формирования
осознание
себя как
гражда
осознания принадлежности к своей
нинаРоссии; формирование чувства гордости стране - России, к своему народу; знания и
засвою Родину, российский народ и историю уважения к Государственным символам РосРоссии;
сии;
целостный, социально- ориентирован-
восприятия планеты Земля как общий
ный взгляд на мир в его органичном единстве дом для многих народов, принятие как данноприродной и социальной частей;
сти; уважительного отношения к разнообра
овладение начальными навыками адап- зию народных традиций, культур, религий;
уважения иного мнения, истории и культуры
12
тации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
адекватное представление о собственных возможностях, о насущном необходимом
жизнеобеспечении
навык сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях
установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре другихнародов;
овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни.
других народов
истран.
умения выстраивать добропорядочные
отношения в учебном коллективе, в творческих группах.
воспринимать важность (ценность) учёбы
как интеллектуального труда и
познания нового. Возможность активного участия в процессе обучения, выхода на постановку собственных образовательных целей и
задач.
осмысленного отношения к тому, что делает, умения соотносить свои
действия и поступки со своими возможностями.
обращаться за помощью, осваивать навыки
самообслуживания;
позитивно принимать участие вколлективной и групповой работеучащихся, умение входить в коммуникацию со взрослыми людьми,
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова).
В ситуации конфликта находить пути его равноправного, ненасильственного преодоления,
терпимого отношения к другим мнениям, учитывает их в совместной работе;
ориентирования на здоровый образ жизни,
проявления бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
учится уважительно относиться к
иному мнению, умению слушать. Воспитывать в себе толерантность.
осваивать навыки самообслуживания
дома и в школе, стремится к
самостоятельности и независимости в быту и
помощи другим.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
анализировать выполненные работы;
проводить сравнение и анализировать вы выделять группы существенных признаков полненные задания;
объектов с целью решения практической за- применять имеющиеся знания в самостоядачи;
тельной работе;
ориентироваться в разнообразии способов выбирать наиболее эффективные способы
решения познавательных, практических и для решения учебно- практических задач;
13
творческих задач;
самостоятельно
выделять
выделять существенные признаки объектов; познавательную цель;
узнавать объекты окружающей действи-
узнавать, называть и определять обътельности;
екты окружающей действительности;
применять технологическую карту для ре- использовать полученные знания в ходе вышения поставленной задачи;
полнения работы;
воспроизводить
по
памяти ин- осознанно строить сообщение в устной
формацию в ходе беседы;
форме;
использовать модели и схемы для решения использовать самоконтроль на всех этапах
поставленных задач;
деятельности;
адекватной оценке своих возможностей: осуществлять словесный самоотчёт о проумению брать на себя ответственность за ре- цессе и результатах деятельности.
зультаты своей работы;
умению ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий.
Познавательные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
опыту реального взаимодействия с бытовым вести
небольшой
познавательный
окружением, миром природных вещей;
диалог по теме урока;
адекватности бытового поведения с точки умению устанавливать взаимосвязь между
зрения опасности (безопасности) для себя и природным порядком и ходом собственной
окружающих: сохранности предметной и при- жизни в семье и школе;
родной среды;
умению устанавливать взаимосвязь обще умению накапливать личные впечатления, ственного порядка и уклада собственной
связанные с явлениями окружающего мира;
жизни в семье и школе, соответствовать этому
любознательности, наблюдательности, спо- порядку;
собности
расширению и накоплению знакомых и раззамечать новое, задавать вопросы;
нообразно освоенных мест за пределами дома
опыту освоения нового при помощи экскур- и школы: двора, дачи, леса, парка, городских и
загородных достопримечательностей;
сий и путешествий.
развитию активности во взаимодействии с
миром, понимании собственной результативности.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
обращаться за помощью к учителю;
вступать в беседу и обсуждение на
уметь слушать и вступать в учебный диалог; уроке и в жизни;
проявлять активность во взаимодей-
слушать учителя и одноклассников, выствии
сказывать своё мнение;
задавать вопросы, необходимые для ор-
признавать возможность существоваганизации собственной деятельности и со- ния различныхточек зрения;
трудничества с партнером;
выполнять предлагаемые задания в
14
предлагать помощь
и сотрудничество;
обсуждать и анализировать собственную деятельность и работуодноклассников;
слушать и понимать собеседников;высказывать свою точку зрения.
паре, группе из 2-3 человек;
уметь участвовать в диалоге;
осуществлять взаимный контроль;
формулировать собственную позицию;
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности.
умению корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, просьбу и другие;
умению использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или
не понимаю.
Предметные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
морфологические признаки частей
различать
морфологические
и
речи;
грамматические признаки частей речи;
состав и названия частей слова;
проводить все виды анализа слов(фоне
признаки гласных и согласных, твер- тический, морфологический и др.);
дых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
доказывать написание звуков буквами,
правописание Ь, Ъ в различныхчастях имеющих акустико- артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безречи;
ударности, подбирая проверочные слова,
синтаксические
единицы,
проверяя сомнительную букву;
знаки препинания при них;
дифференцировать основные синтак
структуру текста.
сические
единицы, правильно употреблять знакипрепинания;
проводить анализ текста, составлять
план;
устранять ошибки в деформированных
текстах, предложениях, словах.
Планируемые результаты
В результате реализации логопедической программы предполагается, что обучающиеся 5-9
классов овладеют следующими умениями и навыками в развитии письменной речи:
понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух;
• выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Фонетика и графика
выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
• различать ударные и безударные слоги;
• не смешивать звуки и буквы;
• свободно пользоваться алфавитом, работа со словарями;
• разбирать слова фонетически.
15
Орфоэпия
• правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
• разбирать слова орфоэпически.
Лексика
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
• толковать лексическое значение слов и подбирать к ним синонимы и антонимы;
• пользоваться толковым словарем.
Словообразование
• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слов;
• подбирать однокоренные слова;
• разбирать слова по составу.
Морфология
• квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
• правильно употреблять грамматические признаки изученных частей речи;
• образовывать формы изученных частей речи;
• разбирать слово морфологически.
Синтаксис
• выделять словосочетания в предложении;
• определять главное и зависимое слово;
• определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
• составлять простые и сложные предложения;
• разбирать простое предложение синтаксически.
Орфография
• находить в словах изученные орфограммы и применять их на письме;
• правильно писать слова с непроверяемыми согласными;
• пользоваться орфографическим словарем.
Пунктуация
• находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
• расставлять знаки препинания в предложениях.
Связная речь
• определять тему и основную мысль текста, его стиль;
• составлять простой план текста;
• подробно и сжато излагать повествовательные тексты;
• писать сочинения повествовательного характера;
• совершенствовать содержание и языковое оформление своих высказываний.
16
6. Методическое обеспечение программы
Литература, используемая логопедом в работе над программой:
1. О.В. Елецкая, Н.Ю Горбачевская. Организация логопедической работы в школе.
10. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
11.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
12.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности
при обучению письму. – Тула, 1997.
13.Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
15. Е.В.Мазанова. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
– М., 2007.
16. Е.В.Мазанова. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. –
М., 2007.
17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. –
Волгоград: «Панорама», 2006.
18.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс).
Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
19.З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.
20. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
21.Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап:
Пособие для логопеда. – М., 2005.
Тематическое планирование - для учащихся 5-х классов (2 часа)
18
№
Тема коррекционного занятия
Виды образовательной
Кол-во
деятельности
часов
Письменная работа, включающая в себя
Экспресс-диагностика письменной
1 списывание и диктант слогов, слов, предречи старших школьников (5-9
1
ложений и текстов.
классы)
по
Т.А.Фотековой,
2 Обследование состояния лексико-грамма- Т.В.Ахутиной
тической стороны речи, связной речи.
1
Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки
3 Ударение. Роль ударения. Проверяемые
д/игра «Спасти безударную», «Орбезударные гласные в корне слова.
фографический тренажёр»; зани1
мательные карточки «Сова»; межполушарные доски; Су-Джок; графокоррекция.
4 Гласные после шипящих и Ц.
д/игра «Правописание суффик1
сов», «Разложи правильно»; межполушарные доски; графокоррекция.
Согласные звуки
5
Парные звонкие и глухие согласные в
д/игра «Орфографический фоторослабых позициях ( на конце и в середине
бот»; упражнение «Подбери прове1
слова)
рочные слова»; занимательные карточки «Рыбка»; межполушарные
доски; графокоррекция.
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначед/игра «Гномы Том и Тим»; упраж6 ние мягкости согласных двумя спосонение «Разложи правильно»; меж1
бами: гласными второго ряда и мягким
полушарные доски; графокоррекзнаком.
ция.
Разделительный мягкий знак.
д/игра «Товарищ Ь»; упражнение
1
7
«Исправь ошибку»; межполушарные доски; графокоррекция.
8 Разделительный твёрдый знак. Диффед/игра «В гостях у Сказки»; упражренциация разделительного мягкого и
нения «Исправь ошибку»; межпо1
твёрдого знаков.
лушарные доски; графокоррекция.
Непроизносимые согласные.
д/игра «Подбери проверочное
9
слово»;
упражнение
«Найди
1
ошибку»; межполушарные доски;
графокоррекция.
Двойные согласные.
д/игра «В гостях у Кирилла и
1
10
Анны»; занимательные карточки
«Кристалл»; упражнение «Составь
историю»; межполушарные доски;
графокоррекция.
Морфемика и словообразование
11 Основа слова и окончание.
д/игра «Мой, моя, моё, мои»;
упражнение «Разложи правильно»;
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
занимательные карточки «Лиса»;
межполушарные доски; графокоррекция.
Корень слова. Однокоренные слова.
д/игра «Мы с тобой одного корня»;
упражнение «Соедини родственные слова»; межполушарные
Приставка. Роль приставки в изменении
тренажёр «Выбери приставку»;
значения слова. Слова с приставками,
упражнение «Новые слова»; межпротивоположными и близкими по значе- полушарные доски; графокоррекнию.
ция.
Суффикс. Образование качественных
д/игра «Что из чего сделано» (каприлагательных с помощью различных
мень-каменный..);
упражнение
суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, - «Новые слова»; межполушарные
еват-).
доски; графокоррекция.
Образование относительных прилагатель- д/игра «Какой сок, суп, варенье»;
ных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).
упражнение «Найди суффикс»;
межполушарные доски; графокоррекция.
Образование притяжательных прилагад/игра «Чей хвост, морда, следы,
тельных (-инн-, …).
лапы»; межполушарные доски; графокоррекция.
Словоизменение. Имя существительное
Изменение существительных по числам.
д/игра «Один, одна, одно»; упражнение «Посчитай, скажи» (5 карандашей); занимательные карточки
«Мышата»; межполушарные доски;
графокоррекция.
Изменение прилагательных по числам.
д/игра «Один - много»; упражнение
«Назови правильно»; занимательные карточки «Пароход»; межполушарные доски; графокоррекция.
Изменение существительных по падежам, д/игра «Кого не стало», «Кого рив том числе существительных на –ии, -ие, сую, вижу», «Кому что нужно для
-ия (В.п., Р.п., Т.п.)
работы»; межполушарные доски;
графокоррекция.
Изменение существительных по падежам, д/игра «Подошёл к чему, к кому..»;
в том числе существительных на –ии, -ие, упражнение «Мечтаю о…»; меж-ия (Д.п., П.п.)
полушарные доски; графокоррекция.
Имя прилагательное
Род имён прилагательных.
д/игра «Мой, моя, моё, мои»;
упражнение «Подбери признак»;
межполушарные доски; графокоррекция.
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
Изменение прилагательных по числам.
22
23
24
25
26
27
28
29
д/игра «В магазине»; занимательные карточки «Лиса»; межполушарные доски; графокоррекция.
Согласование прилагательных с сущед/игра «Это, эта, этот, эти»; упражствительными в роде.
нение «Разложи правильно»; занимательные карточки «Пароход»;
межполушарные доски; графокоррекция.
Согласование прилагательных с сущед/игра «Урок математики»; упражствительными в числе.
нение «Запиши правильно»; занимательные карточки «Гуси»; межполушарные доски; графокоррекция.
Изменение по падежам прилагательных с д/игра «Виражи на падежах»;
основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, упражнение «Уши, лапы и хво-ин.
сты»; межполушарные доски; графокоррекция.
Словоизменение. Глагол
Изменение глаголов по временам.
д/игра «Вчера, сегодня, завтра»;
упражнение «Запиши правильно»;
занимательные карточки «Клоун»;
межполушарные доски; графокоррекция.
Изменение глаголов по числам.
д/игра «Один - много»; упражнение «Спиши правильно»; межполушарные доски; графокоррекция
Изменение глаголов по родам в прошедд/игра «Он, она, оно»; упражнение
шем времени.
«Что делала?»; межполушарные
доски; графокоррекция.
Согласование глаголов с существительд/игра «Скажи наоборот»; упражными в числе.
нение «Вставь нужное слово по
смыслу»; межполушарные доски;
графокоррекция
Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.
д/игра «Мой выходной день»;
30
упражнение «Ваня и Таня на прогулке»; межполушарные доски;
графокоррекция
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Грамматическая основа.
списывание; подбор слов по
31 Второстепенные члены предложения. Од- смыслу; составление предложений
нородные члены предложения.
по схеме; межполушарные доски;
графокоррекция
Обращение.
ситуации общения «Я в поликли32
нике /парикмахерской, магазине»;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Прямая и косвенная речь.
33
34 Проверка результативности коррекционной работы.
Всего
упражнение «Расставь знаки препинания»; межполушарные
доски; графокоррекция
чтение, списывание, упражнение
«Расставь знаки»; межполушарные
доски; графокоррекция
тестирование, проверочная работа
1
1
34
Тематическое планирование для учащихся 6 - х классов
Тема коррекционного занятия
Виды образовательной
Кол-во
деятельности
часов
Письменная работа, включающая в себя
Экспресс-диагностика письменной
1 списывание и диктант слогов, слов, предречи старших школьников (5-9
1
ложений и текстов.
классы)
по
Т.А.Фотековой,
2 Обследование состояния лексико-грамма- Т.В.Ахутиной
тической стороны речи, связной речи.
1
Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки
3- Чередование гласных О-А в корнях -лож-, списывание; подбор слов по
2
4 -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-.
смыслу; упражнение «Подбери
нужную гласную»; межполушарные доски; графокоррекция
5- Чередование гласных О-А в корнях -кос-, списывание; подбор слов по
2
6 -кас-; -гор-, -гар-.
смыслу; составление предложений
по схеме; межполушарные доски;
графокоррекция.
7- Правописание гласных в приставках –пре- подбор нужной приставки (по пра2
8 , -при-.
вилу); составление словосочетаний; межполушарные доски;
графокоррекция.
Звонкие и глухие согласные
9- Правописание согласных в приставках.
выделение корня, и согласной, с
2
10
которой начинается слово; подбор
нужной приставки (по правилу);
составление словосочетаний; межполушарные доски; графокоррекция.
Твёрдые и мягкие согласные
11 Употребление мягкого знака для обозначе- списывание; подбор слов по
2
- ния грамматических форм.
смыслу; составление предложений
12
по схеме; межполушарные доски;
графокоррекция.
Развитие слогового анализа и синтеза
№
13 Правописание сложных слов.
14
2
15
16
2
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
30
31
33
д/игра «Новое слово»; грамматические примеры; составление слов по
2 корням; межполушарные доски;
графокоррекция.
Словообразование
Сложные слова. Сложносокращённые
д/игры «Новое слово»; «Весёлая
слова.
аббревиатура»; расшифровка и сокращение слов; межполушарные
доски; графокоррекция.
Словоизменение. Имя существительное
Несклоняемые имена существительные.
упражнения «Слова»; «Составь
свою историю»; межполушарные
доски; графокоррекция.
Имя прилагательное
Степени сравнения имени прилагательсписывание; подбор слов по
ных.
смыслу; составление словосочетаний; межполушарные доски; графокоррекция.
Имя числительное
Согласование порядковых числительных с работа с занимательными карточсуществительными.
ками «Гуси»; списывание; подбор
слов по смыслу; межполушарные
доски; графокоррекция.
Местоимение
Согласование местоимений с существиработа с занимательными карточтельными.
ками «Лисята»; списывание; подбор местоимений по смыслу; межполушарные доски; графокоррекция.
Глагол
Изменение глагола по лицам и числам.
работа с занимательными карточСпряжение глаголов. Окончания глаголов ками «Клоун»; списывание; межполушарные доски; графокоррекция.
Развитие анализа структуры предложения
Работа со сплошным текстом. Членение
работа с занимательными карточсплошного текста на предложения.
ками «Ёжик»; списывание; членение сплошного текста на предложения; графокоррекция; межполушарные доски
Составление текста из предложений, данработа с занимательнымикарточных в разбивку. Составление текста из де- ками «Ёжик»; списывание; составформированных предложений.
ление текста из деформированных
предложений;
графокоррекция;
межполушарные доски
3
2
2
2
2
3
3
34 Проверка результативности коррекцион- ной работы. Работа над ошибками.
35
Проверочная работа, тест. Работа
над ошибками.
Всего
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
2
34
Тематическое планирование для учащихся 7 - х классов
Тема коррекционного занятия
Виды образовательной
Кол-во
деятельности
часов
Письменная работа, включающая в себя
Экспресс-диагностика письменсписывание и диктант слогов, слов, пред- ной речи старших школьников (51
ложений и текстов.
9 классы) по Т.А.Фотековой,
Обследование состояния лексико-грамма- Т.В.Ахутиной
тической стороны речи, связной речи.
1
Лексика
Слово и его лексическое значение.
работа с занимательными карточ2
ками «Слово бежит, мысль догоняет»; списывание; графокоррекция.
Однозначные и многозначные слова.
работа с занимательными карточ2
ками; списывание; графокоррекция.
Прямое и переносное значения слова.
работа с занимательными карточ2
ками; списывание; подбор слов по
смыслу; графокоррекция.
Слова, одинаковые по звучанию и написа- работа с занимательными карточками; подбор нужных слов; графо2
нию, но разные по значению. Омонимы.
коррекция.
Слова, которые звучат одинаково, но пи- списывание; подбор слов по
2
шутся по-разному в зависимости от значе- смыслу; графокоррекция.
ния.
Синонимы
работа с занимательными карточ2
ками; подбор синонимов; графокоррекция.
Антонимы
работа с занимательными карточ2
ками; подбор антонимов; графокоррекция.
Фразеологические обороты. Устойчивые
работа с занимательными карточ2
ками; подбор фразеологизмов; грасловосочетания.
фокоррекция.
Морфология
Изменение существительных по падежам, работа с занимательными карточ2
числам.
ками; списывание
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Три склонения имен существительных
работа с занимательными карточками; тест
Глагол. Времена глагола. Изменение гла- работа с занимательными карточгола по лицам и числам.
ками; списывание; графокоррекция
Спряжение глаголов.
работа с занимательными карточками; спряжение глаголов
Изменение имён прилагательных по родам работа с занимательными карточи числам.
ками «Пароход»; графокоррекция.
Наречие как часть речи. Анализ предложе- работа с занимательными карточний с наречиями.
ками; списывание; подбор слов по
смыслу; графокоррекция.
Анализ предложения. Синтаксис
Анализ предложений с непроизносимыми работа с занимательными карточпредлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), ками; подбор предлогов по
от, по, под, пред, при, про, у, с, через).
смыслу; графокоррекция.
Анализ предложений со сложными пред- работа с занимательными карточлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).
ками; подбор предлогов по
смыслу; графокоррекция.
Анализ предложений с производными работа с занимательными карточпредлогами (ввиду, вместо, вроде, вслед- ками; подбор предлогов по
ствие, сверх, насчёт, в продолжение, в те- смыслу; графокоррекция.
чение, в виде).
Конструирование предложений со сло- работа со словами в начальной
вами, данными в начальной форме, вклю- форме; согласование слов в предчая предлоги.
ложении; графокоррекция
Распространение предложений.
подбор второстепенных членов
предложения (дополнения, определения)
Построение сложносочинённых предложе- работа с занимательными карточний с союзами (и, а, но).
ками; составление сложносочинённых предложений из простых
Построение сложноподчинённых предло- работа с занимательными карточжений с союзами (чтобы, потому что, и т. ками; составление сложноподчид.). Их перестроение.
нённых предложений из простых
Развитие анализа структуры текста
Текст. Дифференциация понятий «текст», работа с занимательными карточ«предложение».
ками; дифференциация понятий
2
Составление текста из деформированных
предложений.
работа с занимательными карточками; составление текста из деформированных предложений
работа с занимательными карточками
3
составление плана; запись плана;
пересказ текста по составленному
плану
4
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному
плану.
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
3
3
4
61
62
Подробное изложение повествовательных
текстов.
составление плана; запись плана;
пересказ текста по составленному
плану; изложение
2
32
33
Сжатое изложение. Выборочное изложение.
2
34
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего
составление плана; запись плана;
пересказ текста по составленному
плану; сокращение текста, изложение
тест, проверочная работа
работа над ошибками
1
34
35
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Тематическое планирование для учащихся 8 - х классов
Тема коррекционного занятия
Виды образовательной
Кол-во
деятельности
часов
Письменная работа, включающая в себя
Экспресс-диагностика письменной
списывание и диктант слогов, слов, пред- речи старших школьников (5-9
1
ложений и текстов.
классы)
по
Т.А.Фотековой,
Обследование состояния лексико-грамма- Т.В.Ахутиной
тической стороны речи, связной речи.
1
Морфология
Имя существительное
работа с карточками
1
Имя существительное. Склонение
работа с карточками
1
Имя прилагательное
работа с карточками, списывание
1
Имя прилагательное. Род имен прилага- работа с карточками
1
тельных
Имя числительное
работа с карточками, творческая
1
работа
Изменение имен числительных по падежам работа с карточками
1
Наречие
работа с карточками
1
Конечные гласные наречий (суффиксы)
работа с карточками
1
Развитие речи
Развитие речи. Составление устного рас- составление устного рассказа из
1
сказа
собственного опыта; описание фотографии
Морфемика
Состав слова. Части слова. Корень.
работа со схемами слов «Мы с то1
бой одного корня»
упражнения на дифференциацию с
применением правила
14
упражнения на дифференциацию с
применением правила
15
упражнения на дифференциацию с
применением правила
16 Однокоренные и родственные слова. Ос- работа со схемами слов «Мы с тонова слова.
бой одного корня»
17 Окончание. Окончание имён существи- работа с карточками «Лиса»
тельных.
18 Окончание имён прилагательных.
работа с карточками «Пароход»
19 Окончание глаголов.
работа с карточками «Клоун»
20 Приставка. Дифференциация приставок.
работа с карточками
«рас-», «раз-», «по-», «под-», «от-», «за-»,
«к-».
Работа над текстом. Развитие речи
21 Пересказ по серии сюжетных картинок.
работа с картинками Н.Радлова
22 Пересказ по сюжетной картинке.
работа с картинками Н.Радлова
23 Что такое план.
составление планов
24 Виды планов.
составление планов
25 Пересказ по плану.
пересказ текстов
26 Изложение текста по вопросам и опорным работа с текстом по вопросам и
словам.
опорным словам
27 Изложение текста по коллективно состав- работа с текстом по плану и опорленному плану.
ным словам
28 Изложение текста по самостоятельно со- работа с текстом по плану и опорставленному плану.
ным словам
29 Типы текстов: повествование, описание, работа с текстом
рассуждение.
30 Текст – повествование. Составление рас- работа с текстом
сказа.
31 Текст – описание. Составление рассказа.
работа с фотографией/картиной
32- Замена в тексте лица рассказчика.
работа с текстом, замена лица рас33
сказчика
34 Проверка результативности коррекцион- тест, проверочная работа
ной работы.
35 Работа над ошибками.
работа над ошибками
Всего
13
Дифференциация корней «лаг-лож», «каскос».
Дифференциация
корней
«гор-гар»,
«раст- рос».
Дифференциация корней «бир-бер».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
34
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тематическое планирование для учащихся 9 - х классов
Тема коррекционного занятия
Виды образовательной
Кол-во
деятельности
часов
Письменная работа, включающая в себя
Экспресс-диагностика письменной
списывание и диктант слогов, слов, пред- речи старших школьников (5-9
1
ложений и текстов.
классы)
по
Т.А.Фотековой,
Обследование состояния лексико-грамма- Т.В.Ахутиной
тической стороны речи, связной речи.
1
Морфология
Имя существительное
работа с карточками
1
Имя существительное. Склонение
работа с карточками
1
Имя прилагательное
работа с карточками, списывание
1
Имя прилагательное. Род имен прилага- работа с карточками
1
тельных
Имя числительное
работа с карточками, творческая
1
работа
Изменение имен числительных по падежам работа с карточками
1
Наречие
работа с карточками
1
Конечные гласные наречий (суффиксы)
работа с карточками
1
Развитие речи
Развитие речи. Составление устного рас- составление устного рассказа из
1
сказа
собственного опыта; описание фотографии
Морфемика
Состав слова. Части слова. Корень.
работа со схемами слов «Мы с то1
бой одного корня»
Дифференциация корней «лаг-лож», «кас- упражнения на дифференциацию с
1
кос».
применением правила
Дифференциация
корней
«гор-гар», упражнения на дифференциацию с
1
«раст- рос».
применением правила
Дифференциация корней «бир-бер».
упражнения на дифференциацию с
1
применением правила
16 Однокоренные и родственные слова. Ос- работа со схемами слов «Мы с тонова слова.
бой одного корня»
17 Окончание. Окончание имён существи- работа с карточками «Лиса»
тельных.
18 Окончание имён прилагательных.
работа с карточками «Пароход»
19 Окончание глаголов.
работа с карточками «Клоун»
20 Приставка. Дифференциация приставок.
работа с карточками
«рас-», «раз-», «по-», «под-», «от-», «за-»,
«к-».
Работа над текстом. Развитие речи
21 Пересказ по серии сюжетных картинок.
работа с картинками Н.Радлова
22 Пересказ по сюжетной картинке.
работа с картинками Н.Радлова
23 Что такое план.
составление планов
24 Виды планов.
составление планов
25 Пересказ по плану.
пересказ текстов
26 Изложение текста по вопросам и опорным работа с текстом по вопросам и
словам.
опорным словам
27 Изложение текста по коллективно состав- работа с текстом по плану и опорленному плану.
ным словам
28 Изложение текста по самостоятельно со- работа с текстом по плану и опорставленному плану.
ным словам
29 Типы текстов: повествование, описание, работа с текстом
рассуждение.
30 Текст – повествование. Составление рас- работа с текстом
сказа.
31 Текст – описание. Составление рассказа.
работа с фотографией/картиной
32- Замена в тексте лица рассказчика.
работа с текстом, замена лица рас33
сказчика
34 Проверка результативности коррекцион- тест, проверочная работа
ной работы.
35 Работа над ошибками.
работа над ошибками
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
34