Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Путешествуем в мир слов: исследуем и познаём»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 2 года (3–4 классы)
Составитель:
Методическое объединение
учителей начальных классов
г. Заречный
2024
Оглавление
1. Пояснительная записка ......................................................................................................... 2
2. Содержание курса внеурочной деятельности ..................................................................... 3
3. Планируемые результаты освоения курса .......................................................................... 5
3.1. Личностные результаты ................................................................................................. 5
3.2. Метапредметные результаты ......................................................................................... 6
3.3. Предметные результаты ................................................................................................. 7
4. Тематическое планирование................................................................................................. 7
1
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Путешествуем в мир слов: исследуем и познаём»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Путешествуем в мир слов: исследуем и познаём» на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО,
федеральной образовательной программы начального общего образования, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Программа реализует принцип интеграции теоретической и практической
составляющей внеурочной деятельности обучающихся, что способствует её более
успешному освоению.
Программа предлагаемого внеурочного курса «Путешествуем в мир слов: исследуем
и познаём» предназначена для учащихся 3–4 классов, направлена на освоение младшими
школьниками элементарных умений проектной деятельности, осознание культуры
исследовательского труда, развитие готовности к творческому поиску.
Цель курса - включение обучающихся в активную проектно-исследовательскую
деятельность, расширение и углубление представлений обучающихся о способах и этапах
ведения групповой проектной работы.
Задачи курса:
1)
совершенствование умения работать в команде;
2)
развитие умения проводить исследование (ставить цель и планировать
совместную деятельность; выдвигать гипотезу, вести поиск, отбор и анализ необходимой
информации, обращать внимание на детали, делать выводы и обобщать; представлять
результаты своей работы);
3)
совершенствование коммуникативных навыков.
Форма организации: учебный проект.
Учебный курс внеурочной деятельности «Путешествуем в мир слов: исследуем и
познаём» МАОУ ГО Заречный «СОШ № 3» реализуется в объёме: в 3–4 классах по 34 часа.
Теоретический блок программы даёт представление о роли учёного-исследователя,
знакомит с основными этапами проектной деятельности, расширяет эрудицию младших
школьников.
Практический блок ориентирует учеников на освоение основных этапов работы в
рамках проектно-исследовательской деятельности (под руководством учителя и
самостоятельно).
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе,
направлена на достижение следующих конкретных целей в теоретическом и практическом
блоках:
1)
совершенствование умения работать в команде;
2)
развитие умения проводить исследование (ставить цель и планировать
совместную деятельность; выдвигать гипотезу, вести поиск, отбор и анализ необходимой
2
информации, обращать внимание на детали, делать выводы и обобщать; представлять
результаты своей работы);
3)
совершенствование
коммуникативных
навыков,
проявленных
в
сотрудничестве: умение вести диалог, соотносить свои действия с действиями партнёров по
совместной деятельности; способность доброжелательно и с уважением относиться к иному
мнению; проявлять адекватные способы речевого поведения;
4)
обогащение эрудиционного фона и развитие любознательности младших
школьников;
5)
развитие личности обучающихся и создание основ творческого потенциала.
Активная групповая исследовательская работа формирует умение использовать
различные способы поиска информации (в бумажных и электронных источниках);
аргументированно представлять собственную позицию, адекватно с учётом правил речевого
этикета вести учебный диалог. Освоив деятельностные этапы проекта, в дальнейшем дети
смогут самостоятельно успешно работать в команде, осуществлять самоконтроль за
выбором достоверной информации, презентовать результаты совместной работы,
осознанно подходить к исследованию фактов языка.
Предоставление
обучающимся
возможности
участвовать
в
проектноисследовательской деятельности – важное направление образовательной деятельности
учителя в современной начальной школе, которое позволит активизировать процесс
обучения в соответствии с требованиями и планируемыми результатами ФГОС НОО.
Структура программы. Программа включает следующие разделы: пояснительную
записку; содержание внеурочного курса; тематическое планирование; методический
комментарий.
Программа построена как межвозрастная, в предлагаемом курсе в работе над
проектами могут участвовать третьеклассники и четвероклассники, а также микрогруппы,
состоящие из учеников третьих, четвёртых классов.
Ценностные ориентиры содержания курса:
1)
развитие представлений о различных методах познания языка
(исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения,
анализа и т. п.);
2)
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
лингвистического исследования;
3)
включение обучающихся в активную практическую деятельность по
изучению русского языка;
4)
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
5)
формирование представлений о языке как универсальной ценности.
Учебный курс внеурочной деятельности «Путешествуем в мир слов: исследуем и
познаём» МАОУ ГО Заречный «СОШ №3» реализуется в объёме: в 3–4 классах по 34 часа.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Часть 1. Теоретическая, 8 часов.
Что такое исследование, кто и зачем их проводит. Мечтатель, творец, исследователь,
учёный: путь к открытиям. Учёные – люди, совершающие важные открытия, занимающиеся
3
наукой, изучающие язык, литературу, культуру, мир природы и т. п. Что нужно, чтобы стать
учёным? Какие черты характера необходимы будущему учёному? Примеры выдающихся
открытий. Учёные, занимающиеся исследованием языка и его законов. Научная
деятельность, основные достижения и главные труды В. И. Даля, Д. Н. Ушакова, В. Г.
Костомарова.
Методы исследования: наблюдение, опыт, эксперимент (примеры из научной
деятельности Д. И. Менделеева. К. С. Циолковского, В. Г. Костомарова и др.).
Источники информации: бумажные и электронные. Бумажные источники
информации: энциклопедии, словари, сборники пословиц и поговорок; другие книги из
школьной и/или домашней библиотеки. Электронные источники информации: аудио и
видеоматериалы, образовательные и справочные ресурсы сети Интернет (знакомство с
каждым видом). Знакомство с разными видами словарей русского языка. Их устройство и
особенности.
Школьный проект, из чего он состоит: знакомство и отработка всех составляющих.
Организация участников: объединение участников и распределение ролей внутри групп.
Выбор темы (проблемы). Проект как решение поставленной задачи (проблемы). Цель
проекта или задачи. План работы над проектом. Сбор информации в соответствии с
выбранной темой (проблемой): нахождение, систематизация, использование. Проверка
достоверности собранной информации. Обсуждение и оформление выводов. Презентация
результатов коллективной работы. Подведение итогов, анализ удач и трудностей
(рефлексия).
Часть
2.
Практическая
(самостоятельная
проектно-исследовательская
деятельность школьников), 26 часов.
Первый этап проектной деятельности. Организация групп, формулирование задач
для конкретной группы. Обсуждение и выбор темы проекта. Проект «Откуда города берут
свои названия?» (группа 1), Проект «Как возникли фамилии?» (группа 2).
Второй этап проектной деятельности. Постановка цели (задач) – предполагаемый
результат исследовательской деятельности: к чему желательно прийти в конце своей
работы, что нужно доказать или опровергнуть. Выбор источников информации.
Третий этап проектной деятельности. Планирование работы (выстраивание
алгоритма действий) – чёткое составление порядка последовательных действий для
достижения результата.
Четвёртый этап проектной деятельности. Использование интернет-ресурса для
поиска информации об источниках. Сбор материала (поиск доказательств) и проверка его
достоверности – активное использование бумажных и электронных источников; внимание
на использование только проверенных хранилищ информации.
Пятый этап проектной деятельности. Анализ собранного материала, соотнесение
материала с задачами проекта: оценка объёма и достаточности.
Шестой этап проектной деятельности. Создание письменного текста по результатам
проекта.
Седьмой этап проектной деятельности. Создание устного текста - выступления на
отчетной конференции. Выбор докладчика.
4
Восьмой этап проектной деятельности. Предъявление результатов – публичное
представление запланированных результатов. Выступление выбранного докладчика с
презентацией. Обсуждение результатов проектно-исследовательской деятельности групп.
3. Планируемые результаты освоения курса
3.1. Личностные результаты
В результате изучения учебного курса «Путешествуем в мир слов: исследуем и
познаём» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
—
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение и исследование окружающего мира, «путешествие» в мир слов,
отражающих историю и культуру страны;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с исследовательской практикой;
—
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из жизни выдающихся людей, учёных, испытателей;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
—
признание индивидуальности каждого человека с использованием
собственного жизненного и читательского опыта;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
Эстетическое воспитание:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам исследования, наблюдения, эксперимента;
—
стремление к самовыражению в разных видах творческой деятельности, в том
числе в научной, исследовательской, осознание важности проектной исследовательской
деятельности как средства познания окружающего мира;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе проектной деятельности;
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
5
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из жизненного опыта.
Экологическое воспитание:
—
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
проектами;
—
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о проектной деятельности как одной из составляющих
целостной научной картины мира), познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
3.2. Метапредметные результаты
К регулятивным универсальным учебным действиям относится:
—
умение планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации (1уровень);
—
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основании оценки и учёта характеристики ошибок (2 уровень);
—
навыки саморегуляции (3 уровень).
К коммуникативным универсальным учебным действиям относится:
—
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем;
—
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблемы;
—
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
—
владение монологической и диалогической формами речи;
—
умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
К познавательным универсальным учебным действиям относится:
—
способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1
уровень);
—
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
—
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
—
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
—
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических
задач (3 уровень).
6
3.3. Предметные результаты
—
обучающиеся приобретают навык сбора информации и её обработки, строить
причинно-следственные связи;
—
приобретают умения самостоятельно выбирать интересующие проблемы и
находить пути их решения;
—
обучающиеся приобретают знания и применяют их в различных предметных
областях;
—
проектная деятельность развивает творческое мышление, самостоятельность,
умение систематизировать знания, решать проблемы;
—
проявляют свои индивидуальные способности и достигают определённых
результатов.
4. Тематическое планирование
Тема занятий
Характеристика
деятельности
обучающихся
Занятие
1.Беседа на основе рассказа
Мечтатель,
учителя, диалог: обсуждение
исследователь,
иллюстративного материала.
учёный:
Индивидуальная работа с
путь к открытиям дополнительной информацией
Занятие
2. Работа
со
словарём:
Учёные,
определение значения понятия
занимающиеся
«лингвист»,
«языковед».
исследованием
Обсуждение рассказа учителя
языка
и
его (видеоматериалов) об учёныхзаконов
лингвистах: В. И. Даль, Д. Н.
Ушаков, В. Г. Костомаров.
Работа в группах: знакомство с
трудами учёных:
В. И. Даль «Толковый словарь
живого
великорусского
языка»; Д. Н. Ушакова
«Орфографический словарь
русского языка»;
С. И. Ожегов «Толковый
словарь русского языка»;
В. Г. Костомаров «Жизнь
языка».
Диалог: обмен информацией
между группами. Описание
портрета В. И. Даля (художник
В. Г. Перов): внешний вид,
обстановка, выражение лица
7
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Великие ученые России:
https://infourok.ru/
prezentaciya-velikie-uchyonierossii-1085368.html
Владимир Иванович Даль:
https://infourok.ru/prezentaciya-zhizn-itvorchestvo-v-i-dalya-2453424.html
Дмитрий Николаевич Ушаков:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2020/05/18/slovari;
Виталий Григорьевич Костомаров:
https://russkiymir.ru/
publications/267504/
Занятие 3. Какие
существуют
исследования:
наблюдение,
опыт,
эксперимент
Просмотр
и
обсуждение
видеоматериалов,
иллюстраций,
фото о великих российских
учёных: Д. И. Менделееве,
К.Э.
Циолковском, И. П. Павлове.
Виртуальная
экскурсия
«Кабинет К. Д. Циолковского»
в доме-музее в Калуге:
описание
обстановки,
предметы,
окружавшие
учёного. Рассматривание и
описание портрета Д. И.
Менделеева:
обстановка,
которая рассказывает об этом
учёном (художник И. Е.
Репин). Диалог: обсуждение
проблемы
«Зачем
в
исследованиях
учёные
используют животных?».
Рассматривание
фотолаборатории
И.
П.
Павлова, рассказ учителя о его
исследованиях.
Дискуссия:
всем ли учёным
нужны лаборатории? Рассказ
учителя об учёных историках,
лингвистах.
Занятие
4. Работа в группах: знакомство с
Источники
разными
источниками
информации:
информации.
Поиск
бумажные
информации на определённую
и электронные
тему.
Обмен
мнениями.
Индивидуальная
работа:
способы проверки истинности
(ложности) информации (по
заданию учителя)
Занятие
5. Совместная
деятельность
Знакомство с
детей в парах (в малых
разными видами группах):
8
Лаборатория учёного:
https://kartinki.pibig.info/21994kartinki-dlja-prezentaciilaboratorija.html;
Виртуальная экскурсия «Кабинет К.
Д. Циолковского» в доме-музее в
Калуге:
https://infourok.ru/prezentaciya-kalugak-e-ciolkovskogo-1025439.html4
Виталий Григорьевич
Костомаров «Жизнь языка. От
вятичей до москвичей»:
https://ppt-online.org/50487
Занятие в библиотеке.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
Словари русского языка
Ожегова, Д. Н. Ушакова:
С.
И.
словарей русского поиск информации в словарях
языка
разного назначения и вида.
Обмен информацией после
выполнения задания.
Занятие
6. Коллективная деятельность по
Школьный
ознакомлению с этапами
проект, из чего он выполнения проекта.
состоит.
https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yazyku-slovari-dlya-4-klassa5570246.html
Школьный
проект, из чего он состоит:
https://infourok.ru/prezentaciya-kzanyatiyu-po-vneurochnoj-deyatelnostidlya-4-klassa-po-teme-uchus-sozdavatproekt-4474136.html
Резерв 2 часа
Занятие
1.
Отработка
начального этапа
проекта по теме
«Всему название
дано: слова, их
значение
и
происхождение».
Название
проектов:
«Откуда города
берут
свои
названия?», «Как
возникли
фамилии?»,
«История улицы,
на которой я
живу»,
«Собственные
имена в моей
семье»
Занятие 2–3.
Отработка этапа
проекта по
постановке цели
работы
Часть 2. Практическая (деятельностная), 26 часов
Диалог: правила совместной Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4
деятельности;
качества, 10de8
которыми должен обладать Название проектов:
руководитель.
«Откуда
города
берут
свои
Рассказ
учителя
о названия?»,
предлагаемых
темах Пример:
проектно-исследовательской
https://infourok.ru/prezentaciya-poдеятельности.
Дискуссия: okruzhayushemu-miru-na-temuкакие
podgotovka-k-vpr-4-klass-5668893.html
предположения
можно «Как возникли фамилии?»,
выдвинуть по каждой теме, Пример:
какого
https://infourok.ru/prezentaciya-kрезультата
ожидать? uroku-russkogo-yazyka-kak-poyavilisОрганизация групп, выбор
familii-na-rusi-4141370.html;
руководителя,
определение «История улицы, на которой я живу»,
темы проекта. Распределение Пример:
обязанностей в группе
https://infourok.ru/prezentaciya-ulicana-kotoroy-ya-zhivu-512271.html;
«Собственные имена в моей семье»,
Пример:
https://урок.рф/presentation/18405.html
Овладение этапом проектной http://www.myshared.ru/slide/474352/
деятельности:
постановка
цели
проекта,
формулирование задач для его
реализации.
Обсуждение между группами
целей и задач проекта,
высказывание предложений,
замечаний.
Корректировка
цели и задач проектно9
исследовательской
деятельности каждой группой.
Занятие 4-5-6.
Работа
по
группам:
Отработка этапа планирование
работы
проекта
по (выстраивание
планированию
алгоритма действий) – чёткое
работы групп
составление
порядка
последовательных действий
для достижения результата.
Определение
результата
проекта: статья в школьный
журнал, реферат, доклад,
очерк, сценарий виртуальной
экскурсии и т. д.
Обсуждение между группами
предлагаемого плана работы
над проектом. Внимание к
методам исследования.
Напоминание учителя: какие
методы исследования можно
использовать в проектах на
предложенную тему.
Корректировка
методов
проектно-исследовательской
деятельности
Занятие 7-8-9.
Работа по группам: сбор
Отработка этапа материала на основе анализа
проекта по сбору бумажных и электронных
достоверной
источников.
Анализ
информации
собранного
материала,
отбор
необходимого
для
реализации цели проекта.
Консультация учителя: как
проверить достоверность
информации
Занятие
10–11 Анализ собранного материала,
Анализ
оценка необходимого для
собранного
реализации цели проекта.
материала
Соотнесение материала с
задачами проекта: анализ
объема
и
достаточности.
10
https://infourok.ru/prezentaciyaproektnaya-rabota-v-nachalnoy-shkole525702.html
https://urok.1sept.ru/articles/696507
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
Консультация учителя (при
необходимости)
Занятие 12-13-14. Составление
плана
Создание
письменного
текста
в
письменного
соответствии с выбранной
текста по
формой
представления
результатам
результата
проекта.
проекта
Консультация учителя (при
необходимости).
Создание
письменного
текста,
его
анализ и оценка соответствия
цели проекта. Ответ на
вопрос: истинной или ложной
была предложенная гипотеза?
Занятие 15-16-17-18.Составление плана устного
Создание устного сообщения по результатам
текста сообщения иисследования.
Подбор
презентации к немуиллюстративного материала к
сообщению, его оформление.
Выбор выступающего на
отчётной
конференции.
Репетиция выступления
Занятие 19–24.
Заслушивание
сообщений
Заключительная групп
по
результатам
конференция
проектно-исследовательской
деятельности.
Обмен
мнениями, оценка
работы групп
Резерв 2 часа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
Часть 1. Теоретическая (учебный курс), 8 часов, 6 занятий (2 часа резерва).
Цель: Совершенствование умений младших школьников проводить коллективную
проектно-исследовательскую деятельность, овладевать навыками совместной деятельности,
развивать интерес к русскому языку и к исследованию в этой области.
Занятие 1. Мечтатель, исследователь, учёный: путь к открытиям.
Программное содержание занятия. Учёные – люди, совершающие важные открытия,
занимающиеся наукой, изучающие язык, литературу, культуру, мир природы и т. п. Что нужно,
чтобы стать учёным. Какие черты характера необходимы будущему учёному? Как
совершаются открытия.
Методические рекомендации.
Целесообразно начать занятие с рассказа учителя о том, как и зачем проводятся
исследования, особенно подчеркнув роль исследовательской науки в развитии общества и его
11
прогрессе. По ходу рассказа можно использовать портреты великих учёных России,
видеоматериалы.
Примерный материал для обсуждения.
Люди проложили дорогу в космос, научились переплывать океаны и расщеплять атом,
разгадали тайны забытых языков, потому что они упорно трудились. Желания и мечты
познавать и изучать этот мир, открывать его законы может стать путеводной звездой,
определить жизненный путь человека. В истории нашей страны много таких примеров.
Великий учёный Ломоносов с раннего детства мечтал учиться, пешком одолел путь из
родной деревни до Москвы, поступил в Академию, изучил много наук. Его именем назван
главный университет страны.
Костя Циолковский в десять лет после перенесённой болезни стал глухим, но наперекор
судьбе подростком приехал в Москву, самостоятельно занимался в библиотеке. Он мечтал,
чтобы люди могли полететь к звёздам, и его мечта сбылась – он стал учёным, предложил и
доказал необходимость создания ракеты для полётов в космос.
Занятие 2. Учёные, занимающиеся исследованием языка и его законов. Программное
содержание: научная деятельность, основные достижения и главные труды В. И. Даля, Д. Н.
Ушакова, В. Г. Костомарова.
Методические рекомендации.
Дети слушают рассказ учителя или кого-нибудь из успешных ребят, которые
рассказывают о великих отечественных лингвистах, языковедах, изучавших русский язык и
способствующих открытиям в области лингвистики. Если дети не знакомы с понятиями
«лингвист», «языковед», то учитель объяснит значение слова «лингвист» (учёный,
занимающийся изучением лингвистики, науки о языке, языковед), а также предложит
определить, от каких слов создано слово «языковед» (владеет, ведает языком).
Примерный материал для обсуждения.
Владимир Иванович Даль – русский писатель, языковед, занимался изучением лексики
русского языка, создал «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором собрано
более 200 тысяч слов. Учёный трудился над своим словарём 47 лет! Дмитрий Николаевич
Ушаков – русский учёный-лингвист, занимался системой языка, автор «Орфографического
словаря русского языка», соавтор и редактор «Толкового словаря русского языка» и других
научных работ. Виталий Григорьевич Костомаров – русский учёный лингвист-русист, автор
книг «Культура речи и стиль», «Русский язык среди других языков мира», «Жизнь языка» и
других научных работ.
Занятие 3. Методы исследования.
Программное содержание: наблюдение, опыт, эксперимент (примеры из научной
деятельности Д. И. Менделеева, К. С. Циолковского, В. Г. Костомарова и др.). Лаборатория
учёного.
Методические рекомендации.
Часть этого занятия знакомит детей с лабораторией учёного, оборудованием для опытов
и экспериментов, результаты, которые фиксируются в таблицах, графиках, диаграммах. Затем
целесообразно провести диалог и обсудить вопрос «Учёным, каких специальностей
обязательно нужна лаборатория? Опыты и эксперименты?». Дети приходят к выводу¸ что
12
исследования природы чаще всего требуют экспериментов. Можно показать несколько опытов
с водой (текучесть, растворимость, отсутствие запаха, цвета, формы), предложить участникам
занятия составить план какого-нибудь опыта с песком и глиной. Затем учитель предлагает
продолжить обсуждение и высказать своё мнение о том, каким учёным не нужна лаборатория
с оборудованием, а нужны документы, книги, рукописи, старинные вещи и т. д. В результате
беседы будет сделан вывод, что историки, лингвисты и учёные, многих других
специальностей, используют другие методы: наблюдение, анализ, сравнение.
Интерес детей вызовет знакомство с книгой Виталия Григорьевича Костомарова «Жизнь
языка. От вятичей до москвичей», в которой автор простым, доступным детям языком,
рассказывает об истории развития письменного литературного и живого разговорного русского
языка от самой древности до современности. Дети рассмотрят книгу, познакомятся с её
содержанием, прочитают отрывки.
Примерный материал для обсуждения.
Главная героиня книги, школьница Настя Воробьёва, с помощью сказочного талисмана
попадает в прошлое. Путешествие вглубь минувших веков начинается с XIX века и
заканчивается в конце первого тысячелетия нашей эры. Настя, а вместе с ней и читатель,
начинают постигать тайны языка: узнавать, почему и как рождался, развивался и изменялся
русский язык. Язык меняется одновременно с жизнью людей: их традициями, потребностями
и интересами, развитием образования и культуры общества. Учитель может предложить детям
вспомнить устаревшие слова, слова, которые появились в ХХ веке, чем ребята докажут, что
язык изменяется.
Занятие 4. Источники информации: бумажные и электронные.
Программное содержание: бумажные источники информации (энциклопедии, словари,
сборники пословиц и поговорок, другие книги из школьной и/или домашней библиотеки).
Электронные источники информации: аудио и видео материалы, образовательные и
справочные интернет-ресурсы (знакомство с каждым видом).
Методические рекомендации.
Это занятие целесообразно провести как практическое в библиотеке. Дети разделятся на
группы и составят краткие аннотации на книги, с которыми познакомились, а также покажут
примеры справочных ресурсов сети Интернет.
Занятие 5. Знакомство с разными видами словарей русского языка. Их устройство и
особенности.
Программное содержание: словари русского языка. Виды словарей, их назначение,
организация справочного материала.
Методические рекомендации.
Пример задания. Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Рассмотрим словари
русского языка С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. И. Даля и найдём ответ на этот вопрос.
Примерный материал для обсуждения.
В словаре С. И. Ожегова 57 тысяч слов. В четырёхтомном словаре Д. Н. Ушакова более
85 тысяч слов. В словаре, изданном Академией наук, 17 томов и более 120 тысяч слов. В
«Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля собрано более
200 тысяч слов. Учёные подсчитали, что образованный взрослый человек использует в своей
13
речи всего около 10 тысяч слов, а словарный запас первоклассника - только 2–3 тысячи. Но на
самом деле не все слова русского языка записаны в словарях. Слов в русском языке гораздо
больше — около 500 тысяч.
Словарное богатство русского языка огромно. Наш язык позволяет говорящим на нём
людям образовывать новые и новые слова. Поэтому никакой словарь не может вместить все
слова. Учёные, исследователи русского языка, продолжают наблюдать, как язык развивается, и
собирать слова.
Примерный материал для обсуждения.
1. Новейший школьный словообразовательный словарь. Сост. А. В. Ковригина. – М.:
ООО «Дом Славянской книги, 2012.
2. Этимологический словарь русского языка. Г. А. Крылов. - СПб., ООО
«Полиграфуслуги», 2005.
3. Школьный словообразовательный словарь русского языка. А. Н. Тихонов. - М.:
Цитадель-трейд, 2004.
4. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. – М.: Айрис-пресс, 2004.
5. 4000 наиболее употребительных слов русского языка. Под ред. Н.М. Шанского. – М.:
Русский язык, 1986.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.:
Рус. яз., 1986.
7. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац.
школ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н.М. Шанский. Л.: Просвещение, 1984.
8. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов. Под ред. С.Г.Бархударова и
др. – М.: Рус. яз., 1979.
Занятие 6. Школьный проект, из чего он состоит (знакомство и отработка всех
составляющих).
Программное содержание. Организация участников: объединение участников и
распределение ролей внутри групп. Выбор темы (проблемы). Проект как решение
поставленной задачи (проблемы). Цель проекта или задачи. Сбор информации в соответствии
с выбранной темой. План работы над проектом. Сбор информации в соответствии с выбранной
темой (проблемой): нахождение, систематизация, использование. Проверка достоверности
собранной информации. Обсуждение и оформление выводов. Презентация результатов
коллективной работы. Подведение итогов, анализ удач и трудностей (рефлексия).
Примерный материал для обсуждения.
Проект – набор связанных друг с другом действий, направленный на достижение
конкретной цели в течение ограниченного времени, с определённым началом и результатом.
Организация групп (руководитель, лидеры, подчинённые – в рамках проекта).
Выбор темы – определение области знания (например, русский язык, тематический
раздел «Этимология», «Лексика», «Синтаксис» и т. д).
Проблематика – что ученики хотят узнать в рамках выбранной темы.
Постановка цели (задач) – к чему ребята хотят прийти в конце своей работы, что хотят
доказать (или опровергнуть).
Планирование работы (выстраивание алгоритма действий) – чёткое составление порядка
последовательных действий для достижения результата.
14
Сбор материала (поиск доказательств) и проверка его достоверности – активное
использование бумажных и электронных источников; внимание на использование только
проверенных хранилищ информации.
Организация обсуждения внутри группы, подведение итогов (обобщение) – анализ
собранного материала, подготовка его к презентации; проявление коммуникативных умений
работы в команде.
Предъявление результатов – публичное представление запланированных результатов.
Подведение итогов работы над проектами групп – корректный анализ удач и ошибок.
Часть 2. Практическая (деятельностная), 26 часа, 24 занятия (2 часа резерва).
Цель: самостоятельное выполнение младшими школьниками при консультативной
помощи учителя основных этапов проекта на материале темы из курса русского языка: «Всему
название дано: слова, их значение и происхождение».
Форма работы: групповая.
Деятельность: поисковая, исследовательская (постановка гипотезы, сбор и анализ
собранных материалов), коммуникативная (диалог, дискуссия).
Результат: доклад, заметка в школьный журнал, выступление на классной (школьной)
конференции.
Примерные темы проекта: «Откуда города берут свои названия?», «Как возникли
фамилии?», «История улицы, на которой я живу», «Собственные имена в моей семье».
Занятие 1. Первый этап проектной деятельности. Программное содержание: правила
совместной деятельности; качества, которыми должен обладать руководитель. Организация
групп, выбор руководителя, определение темы проекта. Распределение обязанностей в группе.
Методические рекомендации.
Предлагаемые проекты предназначены для школьных внеурочных занятий, вся
подготовительная, текущая и итоговая работа ведётся учениками под руководством учителя
непосредственно в классе, в часы, отведённые на внеурочную деятельность. Занятия в целом
соответствуют этапам проектной деятельности (см. раздел «Введение» данных рекомендаций),
в качестве приоритетных ставятся задачи овладения элементарными способами исследования
и проектирования как важными общеучебными умениями. Чтобы научить младших
школьников самостоятельно работать над проектом, педагогу необходимо внимательнейшим
образом пройти все этапы проекта вместе с учениками. Начиная с этого занятия и на
протяжении всего проекта, педагог является для своих учеников руководителем, необходимым
проводником, помогая осваивать информацию на каждом отдельном этапе. Данный проект
выполняется в группах. Класс с помощью учителя делится на две группы, выбирает
руководителя каждой группы, распределяет обязанности (ответственный за обсуждение
внутри группы), за сбор и систематизацию материала, за редактирование текста будущей
заметки, за оформление работы. Намечается кандидатура докладчика после завершения
работы над проектом. С каждой группой обсуждаются и формулируются конкретные задачи,
над которыми ребята будут работать для достижения результата. Объединение групп,
распределение ролей – вопросы, требующие деликатности и такта; кроме собственных
пожеланий детей, целесообразно обращать внимание на характерные особенности детей и их
психологические возможности. Безусловно, необходимо очень тактично развивать и лидерские
качества ребят, и умение сотрудничать и договариваться. Учитель внимательно и терпеливо
15
направляет совместную работу детей в ситуации временного (в рамках проекта) руководства,
лидерства и подчинения. После организации групп ученики знакомятся с общей
лингвистической темой, на основе которой будет строиться проектная деятельность. Занятие
объединяет мотивационный и организационный этапы проекта. На нём с обучающимися
обсуждается проблема, которая будет рассматриваться в ходе проектной деятельности,
конкретизируются задачи, при необходимости выдвигаются простые гипотезы. Для учеников
термин гипотеза не употребляется; используется причинно-следственная конструкция: «Если
сделаем «это», то получим «то» …». В качестве результата проектной деятельности ребятам
предлагается написать заметки в газету класса или школы.
Занятие 2–3. Второй этап проектной деятельности.
Программное содержание: постановка цели (задач) – ответ на вопрос, какой результат
нужно получить в результате проектно-исследовательской деятельности. Выдвижение
предположения: что нужно доказать (или опровергнуть).
Методические рекомендации.
Группа 1 выполняет следующую работу:
1) Определяет источники возникновения названий городов.
2) Создаёт текст предполагаемого результата – о происхождении названия одного из
русских городов (на выбор): Звенигород, Лебедянь, Иркутск, Ярославль, Москва.
Группа 2 выполняет следующую работу: 1) Определяет источники появления фамилий.
2) Создаёт текст предполагаемого результата о происхождении фамилий в зависимости от их
значений (с примерами.)
Занятие 4–6. Третий этап проектной деятельности.
Программное содержание: планирование работы (выстраивание алгоритма действий) –
чёткое составление порядка последовательных действий для достижения результата.
Методические рекомендации. Каждая группа выполняет следующую работу: сбор материала,
проверка его достоверности, обсуждение в группе, подведение итогов, оформление результата.
Занятие 7–9. Четвёртый этап проектной деятельности.
Программное содержание: сбор материала (поиск доказательств) и проверка его
достоверности – активное использовании бумажных и электронных источников.
Использование только проверенных хранилищ информации.
Методические рекомендации.
Ученики включаются в активный поиск информации по заданной теме, по предложению
учителя пользуясь ресурсами интернет-сети. Происходит обсуждение полученной
информации, конкретных примеров; выбирается существенное и необходимое, делаются
выводы: в первой группе анализируются источники возникновения названий городов; во
второй группе – информация о происхождении фамилий в зависимости от их значений.
Занятие 10–11. Пятый этап проектной деятельности.
Программное содержание: организация обсуждения внутри группы, подведение итогов
предыдущих этапов – анализ собранного материала, соотнесение материала с задачами
проекта: анализ объёма и достаточности.
Методические рекомендации.
16
Каждая группа проводит следующую работу: анализирует собранный материал,
обсуждает его соответствие цели работы. Педагог обращает внимание детей на необходимость
соблюдать речевой этикет во время обсуждения и помогает ребятам прийти к общему мнению
и успешно завершить проделанную работу.
Занятие 12–14. Шестой этап проектной деятельности.
Программное содержание: создание письменного текста по результатам проекта.
Методические рекомендации.
Каждая группа составляет план письменного отчёта в соответствии с выбранной ранее
его формой (статья, очерк, доклад и др.). При необходимости консультируется с учителем.
Составляет и обсуждает текст письменного результата проекта.
Занятие 15–17. Седьмой этап проектной деятельности.
Программное содержание: создание устного текста выступления на итоговой
конференции. Подбор иллюстративного материала к сообщению, его оформление.
Методические рекомендации. Учитель предлагает прочитать подготовленное устное
сообщение, принимает участие в выборе выступающего на отчётной конференции и репетиции
выступления. Даёт советы выступающему, предлагает помощь в выборе средств
выразительности, расстановке пауз и логических ударений в тексте выступления.
Занятие 18–20. Восьмой этап проектной деятельности.
Заключительная конференция.
Программное содержание: подведение итогов выступлений групп – корректный анализ
удач и ошибок. Ответы докладчика и участников группы на возможные вопросы слушателей;
самоанализ и выражение эмоционального отношения к проделанной работе.
Методические рекомендации.
На этом этапе важно, чтобы работа над проектом была завершена и оставила бы у
каждого участника осознание необходимости своего личного вклада в общее дело и
успешности результата. После завершения работы учитель даёт возможность ребятам
рассказать о своей деятельности, о том, как они шли к получившемуся результату. Конечно,
для детей очень важна эмоциональная оценка, похвала одноклассников, педагога. Надо
побуждать младших школьников не стесняться задавать докладчикам уточняющие вопросы,
если они возникают, делать существенные дополнения, высказывать суждения об увиденном
или услышанном. Для этого необходимо внимательно слушать своих одноклассников,
проявлять интерес к обсуждаемой проблеме. Учитель организует приглашение на
конференцию родителей, учащихся начальных классов, педагогов и руководителей
образовательной организации. Это событие должно быть торжественным и радостным для
детей.
Методические рекомендации к организации самостоятельной работы
Роль учителя в организации работы учащихся на этапе самостоятельного осуществления
проекта существенно меняется. Педагог становится не руководителем (как на теоретическом
этапе проекте), а внимательным наблюдателем, дающим своим ученикам творческую свободу
и возможность самостоятельно работать над проектом. Но при этом учитель должен быть готов
при необходимости прийти ребятам на помощь, поддержать их и помочь выбрать верное
17
решение. Уже на первом этапе проекта дети могут встретить затруднения при выборе
руководителя, обсуждении плана исследования. Учитель не спешит давать прямые советы, и,
не называя конкретных фамилий детей, рекомендует при выборе руководителя обратить
внимание на качества, которыми он должен обладать:
- знающий, - умеющий слушать других,
- авторитетный среди одноклассников.
Если возникли затруднения с планированием проекта, учитель готов напомнить, к
примеру, один-два первых пункта. Это поможет детям вспомнить и зафиксировать все
остальные его позиции. Очень важно держать под незаметным для детей контролем сбор
материала и проверку его достоверности – активное использование бумажных и электронных
источников; внимание на использование только проверенных хранилищ информации. Учитель
может принять участие в качестве равноправного члена группы в обсуждении полученной
информации. Не навязывая своего мнения, предлагает варианты для проверки информации,
приводит конкретные примеры.
Важным этапом является самостоятельная работа учащихся с учётом ранее
распределённых ролей в группе над оформлением результатов совместной деятельности.
Могут возникнуть трудности в ходе обсуждения, например, несогласие всех участников
группы с тем, что предлагают одноклассники. Важно, чтобы ребята контролировали
корректное ведение диалога, подбирали уместные речевые средства для общения. Учитель
может включиться в диалог детей, корректно внести изменения и предложить примеры разного
оформления результатов. Все этапы проекта по-своему сложны для младших школьников. Но
самыми трудными являются этапы демонстрации и обсуждения результатов. Не все дети
готовы публично показывать свою работу, этому нужно учиться. На последних этапах
проявляются чувства личной заинтересованности и ответственности за совместный труд,
радость или разочарование от его результатов, умение их адекватно представить. Очень важно,
чтобы ребята осознавали себя частью школьного (классного) коллектива и верили, насколько
важно их личное участие в общем деле. Учителю обязательно нужно сохранить
эмоциональный настрой и положительную мотивацию у всех участников проекта, сохранить
их желание участвовать в следующей работе и укрепить веру в успех. На этапе общего
обсуждения результатов проекта, представленных группами, учитель может в случае
необходимости взять на себя руководство всем этим процессом: помочь сформулировать удачи,
оценить трудности и возникшие ошибки, помочь оценить планы будущего участия в проектноисследовательской деятельности. Например, учитель предлагает обсудить вероятность
продолжения работы над проблемой, возможности развития темы в последующих классах.
Выясняется эмоциональное впечатление участников проекта и желание заниматься проектноисследовательской деятельностью в будущем.
18