Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
«Секреты финансовой грамоты»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 2 года (1–2 классы)
Составитель:
Методическое объединение
учителей начальных классов
г. Заречный
2024
Оглавление
1. Пояснительная записка .................................................................................................... 2
2. Содержание курса внеурочной деятельности ............................................................... 2
3. Планируемые результаты освоения курса ..................................................................... 4
3.1. Личностные результаты ............................................................................................ 4
3.2. Метапредметные результаты.................................................................................... 6
3.3. Предметные результаты ............................................................................................ 8
4. Тематическое планирование ........................................................................................... 9
1
Рабочая
программа
учебного
курса
внеурочной
деятельности
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир). «Секреты финансовой
грамоты»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Обществознание и
естествознание (Окружающий мир) Секреты финансовой грамоты» на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, федеральной
образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель курса: формирование и развитие основ экономического образа мышления;
воспитание ответственного и грамотного финансового поведения; формирование
учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения вопросов в
жизненной ситуации, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
Задачи курса:
1)
формировать понимание российской идентичности;
2)
формировать понимание роли труда, на основе целостного взгляда на
окружающий мир;
3)
формировать интерес к познанию финансовых, математических,
обществоведческих, нравственно-этических понятий в реальной учебной и жизненной
практике;
4)
развивать способности обучающегося к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретать опыт эмоционально - положительного
отношения к природным ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Форма организации: деловая игра.
Учебный курс внеурочной деятельности «Обществознание и естествознание (Окружающий
мир). Секреты финансовой грамоты» МАОУ ГО Заречный «СОШ №3» реализуется в
объёме: в 1 классе – 33 часа, во 2–34 часа в год.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Раздел I. Деньги и их история.
Вводное занятие учебного курса «Страна финансов». Что такое деньги и как они
появились. Бартер. Первые деньги. История монет. Рубль (реверс, аверс, гурт, легенда).
Монета. Коллекция монет. Нумизмант. «Старинные русские монеты». История
бумажных денег. Банкноты. Какие деньги были раньше в России. Какие деньги были
раньше в других странах. Конкурс рисунков «Деньги и их история». Чтение народной
сказки «Морозко». Сказка «Выгодное дело» Братья Гримм.
Раздел II. Современные деньги.
Современные деньги России. Современные деньги других стран. Электронные
2
деньги. Банковская карта. Цифры на карте и их значение. Секретный код карты. Что надо
знать пользователю? Безналичные деньги. Банкомат. Правила пользования, правила
безопасности. Валюта. Международные деньги. Банк. Депозит. Банковский вклад.
Кредит.
Раздел III. Семейный бюджет.
Бюджет (кошелёк -мешок с деньгами». Откуда в семье деньги. Семейный бюджет.
Куда семья тратит деньги. Карманные деньги. Мои деньги и куда я их трачу. Как
зарабатывают деньги. Зарплата. Источники дохода. Инвестиция. «Закон корзины». Как
правильно копить. Кэшбэк. Сбережения. Сбережения на «чёрный день». Страхование.
Договор. Финансовый план. Разумные покупки. К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
Всероссийская Неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи.
Чтение (инсценирование) сказки «Репка», произведение К. И. Чуковского «Мухацокотуха».
Организован показ мультфильмов «Азбука финансовой грамотности со
Смешариками» https://www.youtube.com/watch?v=STNTkXe_Nuk
Телеканал
СТС
Kids
Развлечёба.
Финансовая
грамотность
https://www.youtube.com/watch?v=pPg5AdMagFg
2 класс
Содержание учебного курса разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО,
утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 и с
учетом структуры и содержания Единой рамки компетенций по финансовой грамотности для
детей и взрослых, которая включает четыре предметных области финансовой грамотности:
Деньги и операции с ними; Планирование и управление финансами; Риск и доходность;
Финансовая среда. Последовательность разделов и тем отражает содержательные взаимосвязи
между изучаемыми явлениями и возрастные закономерности освоения детьми 8–12 лет
умений грамотно и уверенно обращаться с деньгами.
Основу содержания курса составляют первоначальные представления младших
школьников об обмене, происхождении денег и их функциях, покупке товаров и услуг,
доходах и расходах, семейном и личном бюджетах, способах накопления, сбережения и
экономии, целях благотворительности.
Содержание курса обеспечивает начальную подготовку обучающихся к участию в
международных исследованиях по оценке образовательных достижений по финансовой
грамотности (PISA).
Раздел 1. Обмен
Когда и почему появился обмен?
Труд как условие удовлетворения потребностей человека. Разделение труда. Обмен
результатами труда.
Правила справедливого обмена
К чему приводит обман при обмене? Этические правила и нормы обмена.
Трудности обмена
В чём трудности обмена? Как сравнить ценность предметов для обмена?
Раздел 2. Деньги
3
Для чего люди придумали деньги?
Когда и почему появились деньги? Товарные деньги. Функции денег.
Какими были самые первые деньги?
История денег. Металлические монеты. Бумажные банкноты.
Какими деньгами люди пользуются сейчас?
Современные российские деньги. Что такое национальная валюта? Покупательная
способность денег. Безналичные деньги. Банковская карта. Электронные деньги.
Раздел 3. Как грамотно делать покупки?
Что можно купить за деньги?
Что можно купить за деньги? Что такое товар и услуга? Товар как вещь, которая
создана трудом человека и предназначена для продажи. Услугакак деятельность, которая
направлена на удовлетворение потребностей людей. Покупка как процесс обмена денег на
товары и услуги. Продажа как процесс обмена товаров и услуг на деньги. Составляющие
цены товара или услуги (затраты на производство, доставку, рекламу и продажу товара,
торговые надбавки).
Какие бывают покупки?
Для чего составлять список покупок перед походом в магазин? Какую важную
информацию о качестве товара сообщают упаковка и ценник товара?
Как выбрать нужные товары и услуги?
Как определять цель покупки? Как составить список покупок?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением
результатов её выполнения).
Учимся читать рекламу
Какая реклама нас окружает в жизни? Какую информацию нам сообщает реклама?
Чем полезна реклама для покупателей?
Учимся покупать.
Как выбрать товар нужного качества? Как выбрать товар в пределах имеющейся
суммы? Как выбрать товар в интернет-магазине? Как защитить личную информацию в
интернете?
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения).
3. Планируемые результаты освоения курса
3.1. Личностные результаты
В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир).
Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
—
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми
обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных
богатств России;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
4
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление интереса к истории и традициям своей многонациональной страны,
уважения к своему и другим народам;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе правилах финансовых
отношений между людьми;
—
мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых
целей семьи;
—
мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
духовно-нравственное воспитание:
—
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых решений и поступков;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к
нуждающимся людям;
—
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям, в том числе обмана в финансовых отношениях,
преследования личной корысти и игнорирования интересов других людей;
—
осознание необходимости ограничивать свои желания;
—
проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
—
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности;
—
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде, в том числе информационной безопасности бережное отношение
к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов
самовыражения;
трудовое воспитание:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологическое воспитание:
—
бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
—
неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
5
первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансовых отношений как
одной из составляющих целостной научной картины мира);
—
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой
грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и
самостоятельность в познавательной деятельности;
—
осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей
изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
—
проявление уверенности при оплате простых покупок;
—
мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на
их покупку по приемлемой для себя цене;
—
готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;
—
мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег,
которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению доходов по направлениям
расходов.
3.2. Метапредметные результаты
В результате изучения курса «Обществознание и естествознание(окружающий мир).
Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
—
сравнивать финансовые объекты (цены на товары и услуги, доходы, расходы и
др.), устанавливать основания для сравнения (дешевле, дороже, выгоднее, экономнее и др.),
устанавливать аналогии между учебными и реальными финансовыми действиями;
—
объединять части финансового объекта (объекты) по определенному признаку
(самый подходящий товар для обмена, полезная покупка, необходимые расходы и др.);
—
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные финансовые объекты при выборе товара, составлении семейного и личного
бюджета и др.;
—
находить закономерности и противоречия в финансовых ситуациях, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма покупки необходимого товара,
составления личного бюджета, накоплений и др.;
—
выявлять недостаток информации для решения учебно- практической
финансовой задачи на основе предложенного алгоритма;
—
устанавливать причинно-следственные связи в финансовых ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
—
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы,
для решения финансовых задач.
Базовые исследовательские действия:
—
определять разрыв между реальным и желательным состоянием финансовой
ситуации на основе предложенных педагогом вопросов;
—
с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта,
финансовой ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов решения финансовой задачи, выбирать
6
наиболее подходящее решение (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между финансовыми объектами (часть
— целое, причина — следствие);
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (измерения, классификации, сравнения,
исследования);
—
прогнозировать возможное развитие финансовых процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации для решения финансовых задач;
—
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
финансовую информацию, представленную в явном виде;
—
распознавать достоверную и недостоверную финансовую информацию
самостоятельно или на основании предложенного педагогом способа ее проверки;
—
соблюдать с помощью взрослых (педагогов, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности
при поиске финансовой информации в сети Интернет;
—
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебно-практической финансовой задачей;
—
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления финансовой
информации, в том числе с помощью средств ИКТ.
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
—
воспринимать и формулировать суждения по финансовой проблематике,
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии на финансовые темы;
—
признавать возможность существования разных точек зрения по финансовым
вопросам;
—
корректно и аргументированно высказывать свое мнение по финансовой
проблеме;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—
создавать устные и письменные тексты на финансовые темы;
—
готовить небольшие публичные выступления на финансовые темы;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
—
планировать действия самостоятельно или с небольшой помощью взрослого
действия по решению учебно-практической финансовой задачи;
—
проявлять познавательную и творческую инициативу в применении
7
финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
—
выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
—
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
—
выбирать и при необходимости корректировать способы финансовых и
учебных действий;
—
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей
преодоления ошибок при решении финансовых задач;
Самооценка
—
объективно оценивать процесс и результаты своей деятельности по
предложенным критериям, соотносить свою оценку с оценкой педагога.
Совместная деятельность:
—
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) изучения финансовой грамоты в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
—
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной игре по
финансовой проблематике;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться общим
правилам при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной игре по
финансовой проблематике;
—
ответственно выполнять свою часть работы при выполнении учебного проекта,
мини-исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
—
оценивать свой вклад в общий результат;
—
выполнять совместные проектные задания по финансовой грамоте с опорой на
предложенные образцы.
3.3. Предметные результаты
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
—
объяснять, что изучает экономика;
—
объяснять, что такое потребности, какие бывают потребности, возможности
их удовлетворения;
—
отличать понятия товары и услуги, кто производит товары и услуги;
—
осознавать для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и
услуг;
—
что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные,
деньги разных стран;
—
выделять общие и основные потребности, находить источники их
удовлетворения;
—
получить опыт пользоваться деньгами;
8
—
—
классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
определять цену товара.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
—
правильно использовать термины: обмен, бартер, товар, услуга, продажа,
покупка, деньги;
—
объяснять, как честно осуществлять обмен, и какие проблемы могут
возникнуть при обмене;
—
вести элементарные финансовые расчёты;
—
решать текстовые финансовые задачи в одно-два действия: представлять
задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель; планировать ход решения
финансовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий,
записывать ответ, проверять правильность вычислений;
—
объяснять, что деньги появляются в семьях за счёт труда взрослых;
—
объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
—
называть основные признаки подлинности денег;
—
приводить примеры валют;
—
объяснять, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в
разных местах, в разное время и у разных продавцов;
—
объяснять, что деньги необходимо хранить в безопасном месте;
—
объяснять, как грамотно и безопасно делать покупки;
—
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
—
проявлять осведомленность о полезной информации в рекламе;
—
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; проводить
одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
—
формулировать простые выводы по вопросам финансовой грамотности на
основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
—
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение
к ситуациям обмена, использования денег и осуществления покупок;
—
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным
дневником и электронными ресурсами школы;
—
проявлять осведомленность о трудовой деятельности жителей родного края;
—
безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого
доступа в Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с
помощью учителя в случае необходимости.
№
п/п
4. Тематическое планирование
1 класс
Тема, программное
Количес Формы организации
содержание
тво
часов
Раздел I. Деньги и их история 10 часов
9
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1.
Вводное занятие учебного
курса «Страна финансов».
1
2.
Что такое деньги и как они
появились. Бартер. Первые
деньги.
История
монет.
Рубль
(реверс,
аверс,
гурт,
легенда).
Монета.
Коллекция
монет.
«Старинные
русские
монеты».
История бумажных денег.
Банкноты.
Какие деньги были раньше в
России.
1
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
«Груша-яблоко»
Мини-викторина:
первые мировые деньги
http://www.edu.ru/
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
http://www.edu.ru/
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
на знание значений
новых слов по теме
1
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
1
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
Какие деньги были раньше в
1
Сюжетные
игры
с
других странах.
диалогами и задачами
Конкурс рисунков «Деньги
1
Творческий проект по
и их история»
теме
Чтение народной сказки
1
Сюжетные
игры
с
«Морозко».
диалогами и задачами
Сказка «Выгодное дело»
1
Сюжетные
игры
с
Братья Гримм.
диалогами и задачами
Раздел II. Современные деньги 7 часов
Современные деньги
1
Сюжетные
игры
с
России.
диалогами и задачами
Современные деньги
1
Сюжетные
игры
с
других стран.
диалогами и задачами
Электронные деньги.
1
Конкурс рисунка «Моя
Банковская карта. Цифры на
банковская карта»
карте и их значение.
Секретный код карты. Что
надо знать пользователю?
Безналичные деньги.
1
Мини-викторина
Банкомат.
Правила
пользования,
правила безопасности.
Валюта. Международные
1
Сюжетные
игры
с
деньги.
диалогами и задачами
http://www.edu.ru/
1
1
10
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Банк. Депозит. Банковский
вклад.
Кредит.
1
Мини-викторина
Конкурс кроссвордов
«Современные деньги»
Раздел III. Семейный бюджет 16 часов
Бюджет (кошелёк -мешок с
1
Сюжетные игры с
деньгами».
диалогами и задачами
«Кто кем работает?»
Откуда в семье деньги.
1
Сюжетные игры с
Семейный бюджет.
диалогами и задачами
на внимательность:
найди лишний предмет,
определи значение слов
Куда семья тратит деньги.
1
Инсценирование сказки
«Репка»
Карманные деньги.
1
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
«Составим бюджет на
неделю»
Мои деньги и куда я их
1
Сюжетные
игры
с
трачу.
диалогами и задачами
«Таблица расходов»
Источники дохода.
1
Сюжетные
игры
с
Как зарабатывают деньги.
диалогами и задачами
Зарплата.
«Кто как работает?»
Инвестиция.
«Закон
1
Сюжетные
игры
с
корзины»
диалогами и задачами
Как правильно копить.
1
Сюжетные
игры
с
Кэшбэк.
диалогами и задачами
Сбережения. Сбережения на
1
Сюжетные
игры
с
«чёрный день».
диалогами и задачами
«Мини-банк»
Страхование. Договор.
1
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
Финансовый план.
1
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
Разумные покупки.
1
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
«Совместные покупки»
Прибыль.
1
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
К. И. Чуковского «Муха1
Инсценирование сказки
цокотуха».
1
11
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
Всероссийская
Неделя
финансовой
грамотности
для детей и молодёжи.
(апрель)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
3233
2
Квест-игра
http://www.edu.ru/
33 часа
Электронные образовательные ресурсы:
1. Сайт https://моифинансы.рф /— Минфин России, НИФИ Минфина России.
2. Сайт https://fincult.info/ — информационно-просветительский ресурс,
созданный Центральным банком Российской Федерации.
2 класс
№
п/п
Тема, программное
содержание
1.
Когда
и
почему
появилсяобмен?
Труд
как
условие
удовлетворения
потребностей человека.
Разделение
труда.
Обмен
результатами
труда.
2.
Правила справедливого
обмена
К чему приводит обман
при обмене? Этические
правилаи нормы обмена.
Кол-во
часов
Методы и формы
организации обучения,
виды деятельности
обучающихся
Раздел 1. Обмен – 4 часа
1
Сюжетные игры с диалогами
и задачами
Определение учебной цели и
согласование критерия оценки
ее достижения.
Игровое моделирование в
малых группах ситуаций
обмена (бартера) в условиях
разделения труда людей.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
1
Сюжетные игры с диалогами
и задачами
Определение учебной цели и
согласование критерия оценки
ее достижения
Открытие
в
игровых
ситуациях правил и признаков
справедливого
обмена.
Решение финансовых задач на
обмен, в том числе моральноэтических дилемм.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
12
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
3-4.
Трудности обмена
В чём трудности обмена?
Как сравнить ценность
предметов для обмена?
5.
Для
чего
люди
придумали деньги?
Когда
и
почему
появились
деньги?
Товарные
деньги.
Функции денег.
6-7.
Какими были самые
первые деньги?
История
денег.
Металлические монеты.
Бумажные банкноты.
Сюжетные игры с диалогами
и задачами
Определение учебной цели и
согласование критерия оценки
ее достижения.
Поиск и обсуждение примеров
обмена
из
повседневной
жизни
детей.
Открытие
трудности в определении
равноценности предметов для
обмена.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
Раздел 2. Деньги – 4 часа
1
Сюжетные
игры
с
диалогами и задачами
Определение учебной цели и
согласование
критерия
оценки ее достижения.
Игровое моделирование в
малых группах ситуаций
обмена при помощи товаровпосредников
(товарных
денег).
Сравнение
бартерного обмена и обмена
при помощи товарных денег.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
2
Сюжетные игры с диалогами
и задачами
Определение учебной цели и
согласование критерия оценки
ее
достижения.
Миниисследование в командах:
почему
люди
заменили
товарные
деньги
на
металлические
монеты
и
бумажные
банкноты?
Построение ленты времени,
отражающей изменение денег.
Решение задач по финансовой
арифметике; самоконтроль и
контроль
правильности
2
13
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
8.
9–
10.
11–
12.
выполнения
финансовых
подсчётов.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
Какими деньгами люди
1
Сюжетные игры с диалогами
пользуются сейчас?
и задачами
Современные российские
Определение учебной цели и
деньги.
Что
такое
согласование критерия оценки
национальная
валюта?
ее достижения.
Покупательная
Мини-исследование
в
способность
денег.
командах:
Безналичные
деньги.
Как изменяются цены на
Банковская
карта.
товары повседневного спроса?
Электронные деньги.
(Сравнение цен текущего года
и цен на подобные товары 20
лет назад). Решение задач по
финансовой
арифметике;
самоконтроль и контроль
правильности
выполнения
финансовых
подсчётов.
Самооценка
и
оценка
достижения результатов
обучающимися
Раздел 3. Как грамотно делать покупки – 26 часов
Что можно купить за
2
Сюжетные игры с диалогами
деньги?
и задачами
Что такое товар и услуга?
Определение учебной цели и
Покупка как процесс
согласование критерия оценки
обменаденег на товары и
ее достижения.
Игровое
моделирование
услуги. Продажа
как
процессов
купли-продажи.
процесс обменатоваров и
Выявление
сущностных
услуг на деньги.
признаков процессов куплипродажи.
Мини-исследование
в
командах:
Из чего складывается цена
товара?
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
Какие бывают покупки?
2
Сюжетные игры с диалогами
Для чего нужен список
и задачами
покупок?
Какую
Определение учебной цели и
14
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
информацию сообщают
упаковка
и
ценник
товара?
13–
16.
Как выбрать нужные
товары и услуги?
Как определять цель
покупки? Как составить
список покупок?
4
17–
18.
Промежуточная
диагностическая работа
2
согласование критерия оценки
ее достижения.
Анализ и оценка действий
детей как покупателей товаров
по
критериям:
обдуманные/необдуманные
покупки,
обязательные/необязательные
покупки.
Поиск
нужной
информации на упаковке и
ценнике товара.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
Сюжетные игры с диалогами
и задачами
Определение учебной цели и
согласование критерия оценки
ее достижения.
Игровое
моделирование
ситуации
выбора
необходимого и полезного
(прежде всего для здоровья)
товара или услуги на основе
соотношения цены и качества
(характеристик); обоснование
выбора товара или услуги,
обоснование покупки или
отказа
от
неё;
оценка
условных
покупок
по
критериям её необходимости и
полезности.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
Индивидуальная
самостоятельная
работа,
выявление и обсуждение
достижений и типичных
затруднений обучающихся.
Планирование
корректирующих действий
(при необходимости)
15
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
19–
22.
Учимся читать рекламу!
Какая
реклама
нас
окружает в
жизни?
Какую информацию нам
сообщает реклама? Чем
полезна реклама для
покупателей?
4
23–
27.
Учимся покупать!
Как
выбрать
товар
нужного качества? Как
выбрать товар в пределах
имеющейся суммы? Как
выбрать
товар
в
интернет-магазине? Как
защитить
личную
информацию
в
интернете?
5
28–
Учебные проекты
4
Сюжетные игры с диалогами
и задачами
Определение учебной цели и
согласование критерия оценки
ее
достижения.
Оценка
рекламного текста (в СМИ,
буклетах,
листовках,
на
рекламных
щитах,
в
интернете)
по
критерию
наличия в ней информации о
товаре или услуге, полезной
для покупателя; выявление
средств воздействия рекламы
на покупателя.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
Сюжетные игры с диалогами
и задачами
Определение учебной цели и
согласование критерия оценки
ее достижения.
Игровое моделирование в
малых группах ситуаций
купли-продажи.
Решение
финансовых задач по выбору
товаров и услуг на основе
сравнения их цены и качества;
подсчёт суммы, необходимой
для планируемой покупки;
подсчёт расходов на покупки;
подсчёт сдачи; поиск и анализ
информации о качестве товара
(информация на упаковке и
ценниках
о
составе,
производителе
товара).
Составление
алгоритма
действий
грамотного
покупателя.
Самооценка
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися
Работа в малых группах:
16
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
31.
32–
33.
34.
Всероссийская
Неделя
финансовой грамотности
для детей и молодёжи
Итоговая
диагностическаяработа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
2
1
выбор темы, определение
цели, планирование этапов
выполнения
проекта,
реализация
плана,
определение критериев
оценки проекта, презентация
и оценка проекта
Квест-игра
Индивидуальная
самостоятельная
работа,
выявление и обсуждение
достижения
результатов
обучающихся
34 часа
17
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/