Современная русская литература

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая программа
по учебному курсу

«Современная русская литература»
для 10-11 классов

Составитель:
Мамонтова Е.А., учитель русского
языка и литературы ВКК

Заречный
2023 г.

Пояснительная записка
Программа учебного курса «Современная русская литература» предназначена для
обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, составлена на основе программы
элективного курса Б. Ланина «Современная русская литература» для учащихся 10—11 классов.
Настоящая программа дополняет учебную программу по литературе в 10 -11 классе Зинина С.А.,
Чалмаева В.А. Рассчитана на 69 часов (1 час в неделю).
Предлагаемый учебный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов, которым
интересна современная русская литература. Программа курса поддерживает базовый школьный
курс русской литературы, расширяет и углубляет основное содержание программы по литературе
в 10-11 классе. Учебный курс «Современная русская литература» является дополнением к
базовому уровню, направлен на знакомство с литературными произведениями современных
российских авторов, не включенных в учебную программу базового уровня, на развитие умения
выявлять в этих произведениях тему и проблемы и выражать свое отношение к ним в устной и
письменной форме.
Литература рубежа ХХ–XXI веков является важным этапом в развитии русской
словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных
эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих
поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.
Особенность программы в том, что в круг школьного изучения включаются произведения
современной литературы, не являющиеся “классическими”, а следовательно, возможны полярные
взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их критической
оценкой и читательским признанием сокращена, поэтому ученик в определённой степени может
самостоятельно определить новаторство и традиции в конкретном произведении, отследить
влияние на других писателей, наконец, сделать выводы о качественности текста. Это позволяет
считать данный элективный курс актуальным и важным для развития обучающихся.
Целью курса является формирование коммуникативной и культурологической
компетенций, развитие личности в гуманитарном плане. В задачи курса входит расширение круга
чтения, обучение анализу художественного текста, развитие навыка изложения мыслей в устной и
письменной форме.
Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных авторов,
которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму, и к чувствам
порастающего человека. Материал становится небезразличен ученикам, что позволяет
организовать работу в небольших группах, развивать творческое отношение к чтению и
осмыслению.
Элективный курс по литературе обеспечивает развитие личности на разных уровнях: учит
оценивать и интерпретировать произведения художественной литературы, учит продуктивно
общаться, учит выявлять в тексте различную информацию, образы, темы и проблемы.
Большое внимание в учебном курсе уделяется формированию коммуникативных
универсальных учебных действий. На занятиях используются такие формы работы, когда
обучающимся необходимо проявить активность и инициативу, детям приходится сообща решать
поставленные учителем и произведением задачи.
Формы проведения занятий:
•
•

чтение и обсуждение прочитанных произведений;
практикум по обучению рецензированию,

• дискуссия и полемика;
• круглый стол;
• творческий практикум;
• ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.
Виды организации деятельности обучающихся:
• индивидуальная,
• парная,
• групповая работа,
• дифференцированное обучение.
Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.
Курс «Современная русская литература» обеспечивает развитие личности на разных
уровнях:
личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности
читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании
личности, обладающей чувством собственного достоинства;
метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в
умении продуктивно общаться и взаимодействовать в в процессе совместной деятельности;
предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать
текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
в способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать
отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания.
Ожидаемые результаты освоения учебного материала:
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Знать/понимать основные тенденции развития современной художественной литературы
и представителей этих тенденций.
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, художественного времени и пространства,
изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
Использовать на практике:
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на
литературные темы:
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Содержание курса.
10 класс
Введение. Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века.
Подтекстовая информация, интерпретация. Противоречивость и своеобразие литературного
процесса. – 2 часа.
Художественный метод, литературный процесс, многообразие литературных направлений,
течений. 2 часа.
Модернизм, модернизм, андеграунд. 2 часа.
Нравственно-эстетические искания русской литературы последних десятилетий. 1 час.
В. Распутин. Тема ответственности за судьбу человека, нравственной причастности ко
всему, что происходит на земле Рассказ «Нежданно-негаданно». 1 час.
В. Крупин. Тема любви к родной земле. Ответственность человека за всё, что делается на
твоей земле. 1 час.
Сборник миниатюр «Крупинки». «Научитесь делать добро». 1 час.
А. Варламов. Тема любви к родной земле. 1 час.
Д. Бакин. Проблема нравственного пробуждения человека. 1 час.
Рассказ «Сын дерева». Особенности поэтики. 1 час.
Рассказ «Стражник лжи». Тема семьи, человеческого предназначения, памяти. 1 час.
Повесть «Рождение». «Сострадание есть высочайшая форма человеческого
существования».1 час.
Б. Екимов. Национальные истоки нравственности. 1 час.
Повесть «Пастушья звезда». Исцеление добротой. 1 час.
Проблема межнациональных отношений в творчестве Б. Екимова. 1 час.
Б. Екимов. «Ночь исцеления». Проблема гуманного отношения к пожилым людям. 1 час.
Г. Петров. Проблема последствий вооружённого конфликта. Рассказ «У нас в богадельне».
2 часа.
Рассказ «Круг». Проблема вечных человеческих ценностей. Тема двоемирия.
Субьективизация картины мира. 2 часа.
Автобиографизм в современной литературе. В. Маканин «Герой нашего времени».2 часа.
Современный человек в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного
моряка». Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник». 2 часа.
Русский постмодернизм. Ирония – признак постмодернизма. Ирония В. Пелевина: рассказы
«Зигмунд в кафе», «Спи». 2 часа.
Т. Толстая. Рассказ «Оккервиль». Тема бессмертия, чуткости, сострадания, честности,
справедливости. 2 часа.
Роман «Кысь». Тема власти, проблема разобщённости людей. 2 часа.
Драматургия Олега Богаева – пьесы («Русская народная почта», «Кто убил Дантеса», и др.)
1 час.
11 класс
Картина современного мира 1 час.
Новая реалистическая проза. Тема самоотверженной материнской любви в рассказе Л.
Улицкой «Дочь Бухары». 2 часа.
В. Токарева. Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты есть. Он есть». 2 часа.
Традиции А. П. Чехова в рассказах Л. Петрушевской. Образ матери в современном мире в
рассказе «Как ангел». 1 час.
Темы любви в произведениях Дины Рубиной. «Наполеонов обоз», «Русская канарейка». 2
часа.
Драматургия Николая Коляды. Вечное и сиюминутное в пьесах. Человеческая душа сквозь
призму времени. 2 часа.
М. Арбатова. Женская эмансипация как признак времени. Пьеса «Пробное интервью на
тему свободы». 2 часа.

Л. Петрушевская. Семья, личность, нравственные истоки личности. Роман «Казус
Кукоцкого». 2 часа.
Пьеса «Бифем». 1 час.
Современная поэзия. Стихотворения Д. А. Пригова (соц-арт) «Вот журавли летят…» и др.
Философское содержание стихотворений Тимура Кибирова (концептуализм). 2 часа.
Новый исторический рельеф русской литературы 21 века. Художник и время. Тенденции
развития литературы третьего десятилетия 21 века. Новые имена. Неоднозначность восприятия. 2
часа.
Булат Ханов. Роман «Непостоянные величины». Поиск своего места в современном мире.
Роман «Развлечение для птиц с подрезанными крыльями». Серая повседневность, поиск смысла
жизни. 2 часа.
Ирина Денежкина. Взгляд изнутри. Рассказы «Дай мне!», «Валерочка». 1 час.
Анна Матвеева. Растерянность человека в реалиях современного мира. «Завидное чувство
Веры Стениной». 2 часа.
Алексей Поляринов. Антиутопия «Центр тяжести». Многослойная философская притча. 2
часа.
Константин Костенко. Пьеса «Клаустрофобия». Проблема зла. Искалеченные души в
современном мире.2 часа.
Ринат Валиуллин. Сенсорная поэзия. Сборник «Варварство». 1 час.
Сола Монова. Эпатажная лирика. Вечное и сиюминутное. 1 час.
Ах Астахова. «Женская лирика». 1 час.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по
литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по
литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;

принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
• готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России
в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в
литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражённым в художественных произведениях;
• идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей
художественной литературы;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в
том числе с опорой на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе
литературы;
• убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
• готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
•

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
• потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении
произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной
деятельностью героев отдельных литературных произведений;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность в процессе литературного образования;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы,
в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
• готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов
России;
8) ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на
литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
•

•

•

•
•

•

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в
себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для среднего
общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при
изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;
• разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
литературе;
• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные
произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
• овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами современного литературоведения;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
• выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе
читательский;
• осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
• уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных произведений, в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
• владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
• создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
• оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
• владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
• осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и
во внеурочной деятельности по предмету;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на
примеры из литературных произведений;
• владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе
на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;

•

развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою
точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и
во внеурочной деятельности по литературе;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
• оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной
литературе;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
• делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
• оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
2) самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

•

•

•
•

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том
числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев
и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы)
Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности
поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры,
сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной
и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;

Тематическое планирование элективного курса в 10 классе (34 часа).
№

Тема

1-2

Введение.

Теор
ия

Практ
ика

2

3-4
5-6

7
8

1

Модернизм, модернизм,
андеграунд.

2

Нравственно-эстетические
искания русской литературы
последних десятилетий

1

В. Распутин. Тема
ответственности за судьбу
человека, нравственной

ЦОР

www.1september.ru);
(www.lib.ru

Особенности литературного
процесса конца XX – начала
XXI века. Подтекстовая
информация, интерпретация.
Противоречивость и
своеобразие литературного
процесса
Художественный метод,
литературный процесс,
многообразие литературных
направлений, течений

Контро
ль

1

1

причастности ко всему, что
происходит на земле Рассказ
«Нежданно-негаданно».
9

10

В. Крупин. Тема любви к
родной земле. Ответственность
человека за всё, что делается на
твоей земле.

1

Сборник
миниатюр
«Крупинки». «Научитесь
делать добро».

1

11

А. Варламов. Тема любви к
родной земле.

12

Д. Бакин. Проблема
нравственного пробуждения
человека.

13

Рассказ «Сын дерева».
Особенности поэтики

1

Рассказ «Стражник лжи». Тема
семьи, человеческого
предназначения, памяти.

1

15

Повесть «Рождение».
«Сострадание есть высочайшая
форма человеческого
существования».

1

16

Б. Екимов. Национальные
истоки нравственности.

17

Повесть «Пастушья звезда».
Исцеление добротой

18

Проблема межнациональных
отношений в творчестве Б.
Екимова

19

Б. Екимов. «Ночь исцеления».
Проблема гуманного
отношения к пожилым людям.

20-21

Г. Петров. Проблема
последствий вооружённого
конфликта. Рассказ «У нас в
богадельне».

14

1

1

1

1

1

1

1

1

22-23

Рассказ «Круг». Проблема
вечных человеческих
ценностей. Тема двоемирия.
Субьективизация картины
мира.

1

24-25

Автобиографизм в современной
литературе. В. Маканин «Герой
нашего времени».

1

1

26-27

Современный человек в
рассказах Е. Гришковца. «Три
рассказа из жизни юного
военного моряка». Образ
учителя в рассказе Е.
Гришковца «Начальник».

1

1

28-29

30-31

Русский постмодернизм.
Ирония – признак
постмодернизма. Ирония В.
Пелевина: рассказы «Зигмунд в
кафе», «Спи».
Т. Толстая. Рассказ
«Оккервиль». Тема бессмертия,
чуткости, сострадания,
честности, справедливости.

1

1

1

1

32-33

Роман «Кысь». Тема власти,
проблема разобщённости
людей.

1

34

Драматургия Олега Богаева –
пьесы
(«Русская
народная
почта», «Кто убил Дантеса», и
др.)

1

Итого

13

1

18

1

3

Тематическое планирование элективного курса в 11 классе (34 часа).
Теор
ия

Практ
ика

№

Тема

1

Картина современного мира

1

Новая реалистическая проза.
Тема самоотверженной
материнской любви в рассказе
Л. Улицкой «Дочь Бухары».

1

1

В. Токарева. Нравственные
проблемы повести «Я есть. Ты

1

1

2-3
4-5

Контро
ль

ЦОР

www.1september.ru);
(www.lib.ru

есть. Он есть».

6

Традиции А. П. Чехова в
рассказах Л. Петрушевской.
Образ матери в современном
мире в рассказе «Как ангел».

7-8

Темы любви в произведениях
Дины Рубиной. «Наполеонов
обоз», «Русская канарейка».

9-10

Драматургия Николая Коляды.
Вечное и сиюминутное в
пьесах. Человеческая душа
сквозь призму времени.

11-12 М. Арбатова. Женская
эмансипация как признак
времени. Пьеса «Пробное
интервью
на
тему
свободы».

1

1

1

1

1

1

13-14

Л. Петрушевская. Семья,
личность, нравственные истоки
личности. Роман «Казус
Кукоцкого».

1

15

Пьеса «Бифем».

1

16-17

Современная поэзия.
Стихотворения Д. А. Пригова
(соц-арт) «Вот журавли
летят…» и др. Философское
содержание стихотворений
Тимура Кибирова
(концептуализм).

18-19

20-21

1

1

Новый исторический рельеф
русской литературы 21 века.
Художник и время. Тенденции
развития литературы третьего
десятилетия 21 века. Новые
имена. Неоднозначность
восприятия

2

Булат Ханов. Роман
«Непостоянные величины».
Поиск своего места в
современном мире. Роман
«Развлечение для птиц с
подрезанными крыльями».
Серая повседневность, поиск
смысла жизни.

1

1

1

1

22

. Ирина Денежкина. Взгляд
изнутри. Рассказы «Дай мне!»,
«Валерочка».

23-24

Анна Матвеева. Растерянность
человека в реалиях
современного мира. «Завидное
чувство Веры Стениной».

1

1

25-26

Алексей Поляринов.
Антиутопия «Центр тяжести».
Многослойная философская
притча

1

1

27-28

. Константин Костенко. Пьеса
«Клаустрофобия». Проблема
зла. Искалеченные души в
современном мире

1

1

29

Ринат Валиуллин. Сенсорная
поэзия. Сборник «Варварство».

1

30

Сола Монова. Эпатажная
лирика. Вечное и сиюминутное

31

Ах Астахова. «Женская
лирика».

32-33

Семинар по обобщению
изученного материала

1

1

1

2

Резерв

34
Итого

15

15

4

Методическое обеспечение программы.
Критерии оценивания работ учащихся:
При оценке письменных работ (рецензий) проверяются следующие умения и навыки:
•
•
•
•
•
•
•

умение раскрыть тему, полнота раскрытия;
умение правильно и уместно использовать фактический материал;
умение выстроить композицию работы, последовательно развивая мысль;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство
соблюдение языковых норм и правил правописания.

Критерии оценки презентаций и работ.
Критерии оценки
исследовательских работ

Баллы

1. Актуальность темы

0-5

2. Полнота раскрытия темы в
соответствии с планом,
законченность разработки

0-10

1. Артистизм и выразительность
выступления

Баллы
0-10

2. Раскрытие содержания проекта на
презентации

3. Творчество и самостоятельность
автора, наличие аргументированной
точки зрения автора

0-10

5. (для научных и
экспериментальных работ)
Научный стиль изложения,
литературный язык работы.
Соответствие выводов полученным
результатам.
(для остальных
работ) Практическая
направленность и значимость.

3. Использование средств наглядности,
технических средств
4. Ответы на вопросы (полнота,
аргументированность, убедительность,
умение использовать ответы для
успешного раскрытия темы и сильных
сторон работы)

4. Соответствие содержания
сформулированной теме, цели и
задачам

6. Оригинальность решения
проблемы

Критерии оценки презентации

0-10

0-10

0-10
0-10
0-10

0-10

Дидактический и раздаточный материал
План анализа прозаического текста.
1. Историко - биографический комментарий. Связь произведения с эпохой, биографией автора, его
творчеством.
✓ Не раз обращался к этой теме…
✓ Автора всегда волновал вопрос о …
✓ Рассказ посвящён острую проблему современности.
✓ Автор поднимает важную проблему, волнующую человечество на протяжении веков...
2. Жанровое своеобразие.
Рассказ (какой?) юмористический, сатирический, философский, исторический, рождественский,
святочный, притча, миниатюра, зарисовка, жанровая сценка и т. п.
3. Смысл названия.
▪ отражает тему или идею;
▪ противоположен смыслу всего рассказа;
▪ символика названия;

▪ этимология, семантика слов, составляющих название;
▪ перекличка названия с произведениями других авторов, возникающие ассоциации;
▪ смысл эпиграфа, посвящения (если есть).
4. Тема произведения.
▪ Главная тема (тема маленького человека, любви, войны, детства и т. п.
▪ Рассказ посвящён изображению взаимоотношений между людьми, отношению человека к
природе, животным, Родине и т. п.
▪ Рассказ раскрывает «вечную» тему … Как её интерпретирует автор? Как изменён подход к
теме по сравнению с традиционным раскрытием?
▪ Мотивы (не главная тема) творчества, исторической памяти, нравственного
совершенствования и т. п.
5. Идея произведения.
Идея – это главная мысль автора, что писатель хотел сказать своим рассказом. Она может быть
понята и сформулирована по - разному, это зависит от индивидуального читательского восприятия.
6. Проблематика произведения.
Автор поднимает (рассматривает, обозначает) важные проблемы:
▪ смысла жизни, предназначения человека;
▪ несоответствия желаемого и действительного;
▪ духовной нищеты, нравственного несовершенства человека;
▪ человеческого равнодушия, неравноправия и т. п.
7. Конфликт, его развитие.
Тип конфликта: социальный, нравственно - психологический, идеологический, личностный,
внутренний …
Развитие конфликта:
▪ контраст начала и конца рассказа;
▪ неожиданные повороты событий;
▪ постепенное или резкое, стремительное нарастание остроты конфликта;
▪ особенности его разрешения: закономерный (ожидаемый) финал, неожиданная развязка
событий, внешняя незавершённость.
8. Фабула, сюжет.
Фабула – это расположение событий в их временной последовательности.
Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении.
Фабула не всегда может совпадать с сюжетом.
9. Композиция.
Композиция может быть кольцевой: наличие обрамления, его роль.
Композиция может быть построена на контрасте (антитезе):
Внешнего мира и внутреннего состояния героя
Душевного состояния героя в начале и в конце рассказа и т. п.
Могут быть лирические отступления. Зачем они использованы?
10. Система образов.
▪ главный герой, второстепенные герои, их характеристика;
▪ их взаимодействие, взаимовлияние, изменения в процессе действия;
▪ наличие внесценических персонажей, смысл их присутствия в рассказе;
11. Образ автора - повествователя.
▪ В чем заключается авторская позиция (как автор относится к героям и их поступкам)?

Как проявляется авторская позиция: через прямые характеристики героев, через значимые
имена и фамилии, с помощью иронии или сатиры, через комизм (драматизм, трагизм)
ситуации, через речевые самохарактеристики героев и т. п.
12. Хронотоп – характеристика художественного времени и пространства.
▪ Какой временной отрывок охватывает рассказ?
▪ Время может быть сжато, сконцентрировано, один день вмещает целую жизнь.
▪ Может быть отражено историческое время: прошлое или современность.
Пространство – место действия, расширение и сжатие пространства, символизм места.
13. Художественные средства выразительности.
Для создания образа автор использовал разнообразное средство художественной выразительности:
метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, гиперболы, иронию, сарказм.
Динамизм повествования удался благодаря использованию инверсии, градации, антитезы,
оксюморона, риторических вопросов и обращений.
При построении отдельных частей текста автор употребляет параллелизм, анафору, эпифору.
Значимые характеристики, речь героев, авторские интонации.
14. Язык, стиль.
▪ Эмоциональность, взволнованность авторского повествования.
▪ Авторская ирония, контраст в создании образов.
▪ В основе рассказа диалог, через него раскрываются характеры.
▪ Использование просторечий, искажение слов, канцеляризмы , пословицы и поговорки и т. п.
как средство изображения богатства или бедности внутреннего мира героя.
15. Место произведения в творчестве автора.
✓ Рассказ является одним из важнейших в творчестве.
✓ Вопросы, поднятые автором в рассказе, получили дальнейшее рассмотрение в…
16. Личностное восприятие.
✓ Рассказ взволновал, заставил задуматься…
✓ Особенно сильное впечатление произвел эпизод…
✓ Больше всего понравилось …
▪

Анализ эпизода.
1. Тема эпизода.
2. Ключевые слова.
3. Герои.
4. Роль эпизода в раскрытии основной мысли
(художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через поступки и психологию героев.
5. Средства художественной выразительности.
6. Средства создания подтекста.
7. Авторская позиция.
8. Оценочная позиция автора сочинения.

План анализа образа литературного героя
1. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование,
формирование мировоззрения.
2. Роль прошлого героя для понимания его характера.
3. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
4. Авторские приемы создания образа:
а) смысл имени и фамилии героя;
б) смысловая роль его первого появления в произведении;
в) портрет; чьими глазами он дается;
г) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
д) интерьер; вещи, характеризующие героя;
е) речь героя; особенности внутренних монологов;
ж) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их
художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
з) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.
4. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
5. Литературная критика об образе героя.
6. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.
Анализ поэтического текста (вне всевозможных контекстов).
1. Внимательно прочитайте стихотворение. Лучше вслух!
2. Все ли слова вам знакомы? Узнайте значение незнакомых слов.
3. О чём стихотворение? Сформулируйте его тему. Тема формулируется кратко:
словосочетанием или простым предложением, возможно, словами текста. Если текст без
названия, попробуйте его придумать. Если текст имеет название, подумайте, как оно
сочетается с темой.
4. Как в стихотворении показан лирический герой? Что он чувствует, о чём думает?
5. На какие части можно разделить стихотворение? Проанализируйте его композицию.
Попробуйте переставить местами строфы или убрать одну из них — что изменится?
6. Возможно, вам удастся определить жанр стихотворения (элегия, ода, послание…).
Докажите это.
7. Обратите внимание на образный ряд стихотворения. Какие тропы (олицетворение, эпитет,
сравнение, метафора, метонимия, оксюморон) использованы автором? С какой целью?
Какие слова можно отметить в стихотворении как ключевые? Художественный образ
может быть аллегорией (иносказанием), а может стать и символом.
8. Присмотритесь к языку стихотворения. Отметьте все странности на всех уровнях языка:
a. Фонетика. Можно ли говорить о различных видах звукописи? Ассонанс —повтор
гласных, аллитерация — повтор согласных. Есть ли необычные (устаревшие,
диалектные, неправильные) ударения?
b. Морфемика. Есть ли необычное употребление отдельных морфем?
c. Морфология. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) формы
слов?
d. Лексика. Использует ли автор лексические повторы? Встречаются ли синонимы?
Омонимы? Антонимы, задающие антитезу? Какие понятия в стихотворении
протовопоставлены, какие сопоставлены? Слова могут быть синонимами и
антонимами только в данном контексте. Тогда они называются контекстуальными.
Их
выявление
поможет
вам
сформулировать
основные
оппозиции
(противопоставления)
текста.
Есть
ли
в
стихотворении
неологизмы

(окказионализмы)? Есть ли архаизмы? Есть ли заимствования? Встречаются ли
просторечия?
e. Синтаксис. Какие предложения чаще использует автор — простые или сложные?
Распространённые или нет? Есть ли однородные члены? Встречаются ли
синтаксические рассогласования? Одинаковые синтаксические конструкции
(параллелизм)? Не нарушается ли обычный (прямой) порядок слов (инверсия)? Не
выделены ли второстепенные члены в отдельные предложения (парцелляция)?
f. Каждому языковому явлению ищите функциональное объяснение!
9. Анализ языковых средств приводит вас к выводам о стиле текста. Каждое наблюдение над
языком требует комментария: как языковые явления влияют на стиль. Конечно, стиль
стихотворения заведомо художественный, но нельзя забывать о том, что художественный
стиль способен использовать элементы разных стилей.
10. Отдельный предмет анализа — стих. Каким размером написано стихотворение и что это
может значить? Как разделение на строфы соответствует композиции? Как способ
рифмовки отражается на восприятии текста? Возможно, перед вами твёрдая форма —
например, сонет.
11. Разобрав основные образы стихотворения, проанализировав его языковое и стилистическое
своеобразие, вы сможете обратиться к идее (основной мысли) стихотворения. Идея
формулируется вашими словами, отдельным предложением, как правило, сложным.
Основные признаки эссе:
1. Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к
размышлению.
2. Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на
существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
3. Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком
длинных предложений. Важно придерживаться непринужденного стиля для установления
контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный
текст, полный сленга. Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие,
простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
4. Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать,
опираясь на фактический материал.
5. Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует,
однако эссе отличается небольшим объемом.
6. Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то
определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается
автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
7. Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать
внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.
Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к
размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя
обдумать и обсудить ее.
Структура и план эссе
1.
2.
3.
4.
5.

Вступление
Основные причины
Дополнительные причины
Развязка
Заключение.

Советы по написанию эссе:
1. При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст
будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
2. Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова
малознакомо.
3. Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным,
индивидуализированным, отражающим личность автора.
4. Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать
читателя.
5. Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ
подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
6. Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая
ненужные детали.
7. Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на
протяжении всего повествования.
8. Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания
убедительности.
Отличие эссе от сочинения
Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если
стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие
его от остальных.
В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе
содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.
Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть
цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы,
парадоксальные утверждения.

Материально-техническое обеспечение курса:
•
•
•
•
•
•

Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Звуковые колонки
Техника для подготовки печатного материала
Рабочее место с выходом в сеть Интернет.
Литература

1. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса
общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. / С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 3е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 480 с.
2. Современная русская литература: Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 10 – 11
классов общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Б.А. Ланина. – М.: ВентанаГраф, 2019. – 336 с.

3. Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград:
Учитель, 2020. – 263 с.
4. Литература: Современная русская литература: 1970 – 1990-е годы: Книга для учителя. – 2-е
изд. – М.: Издательство «Первое сентября», 2022. – 288 с.
5. Ресурсы Интернета ( www.1september.ru); (www.lib.ru) .

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».