Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального округа Заречный Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа №3»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
МАОУ МО Заречный «СОШ №3»
Протокол №1
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ МО Заречный «СОШ №3»
№ 182-од от 29 августа 2025 г.
Учебный план
адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с ЗПР
основного общего образования
для 5-7 классов
2025 г.
Пояснительная записка
Учебный план МАОУ МО Заречный «СОШ №3», реализующей
адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего
образования (далее – АООП ООО) обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР), определяет общие рамки отбора учебного материала,
формирования перечня результатов образования и организации образовательной
деятельности.
Учебный план МАОУ МО Заречный «СОШ №3», реализующей АООП ООО
обучающихся с ЗПР:
•
•
•
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план МАОУ МО Заречный «СОШ «3» разработан на основе
следующих нормативно – правовых документов:
1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287);
3. Федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 №
1025);
4. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021
г. № 2 (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(далее - Санитарноэпидемиологические требования);
5. Приказа Минпросвещения России от 19.02.2024 № 110 «О внесении
изменений в некоторые приказы Минпросвещения России и Министерства
просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего
образования»;
6. Приказа Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Минпросвещения России, касающиеся ФГОС начального общего образования и
основного общего образования»;
7. Приказа Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 «О внесении
изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения, касающиеся
ФГОС основного общего образования и среднего общего образования»;
8. Приказа Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся
ФОП начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
9. Приказа Минпросвещения России от 01.02.2024 № 62 «О внесении
изменений в некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся
федеральных образовательных программ основного общего образования и
среднего общего образования»;
10. Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 67 «О внесении изменений
в некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся федеральных
адаптированных
образовательных программ»;
11. Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся
федеральных адаптированных
образовательных программ»;
1.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024
№704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
Школа работает в одну смену в режиме 5–дневной учебной недели на уровне и
уровне основного общего образования (5 класс), в режиме 6–дневной учебной недели на
уровне основного общего (6 – 9 класс).
В соответствии с календарным учебным графиком продолжительность учебного
года составляет:
34 учебные недели –в 5-9 классах, (не включая период прохождения
государственной итоговой аттестации).
В течение учебного года для обучающихся предусмотрены каникулы (см.
календарный учебный график).
В 2025-2026 учебном году учебные занятия в школе проводятся в одну смену.
Начало уроков – 8.00. Продолжительность урока во 2-11 классах 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, 20 минут после 2,3 урока, после 4, 5 урока – 15 мин).
Предусмотрено равномерное распределение образовательной недельной нагрузки в
течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;
для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.
Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана Школы,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПин 2.4.3648-20:
в 5-х классах – не более 29 часов в неделю;
в 6-х классах – не более 33 часов в неделю;
в 7-8 х классах – не более 35 часов в неделю;
в 9-х классах– не более 36 часов в неделю.
Содержание образования на уровне основного общего образования является
завершённым и базовым для продолжения обучения на уровне среднего общего
образования. Оно создаёт базу для самоопределения личности через возрастание доли
функционального, деятельностного образования и предоставление обучающемуся
возможности выбора.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов
обучающихся, их родителей (законных представителей) и образовательной организации. Ее
формирование происходит ежегодно.
Обязательные предметные области изучаются через учебные предметы:
русский язык и литература (русский язык, литература);
иностранный язык (английский язык);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, вероятность и
статистика, информатика);
общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
труд (технология);
адаптивная физическая культура (физическая культура);
основы безопасности и защиты Родины (основы безопасности и защиты
Родины);
Программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным планом
предусмотрено введение в 7 - 9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика».
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, представлена:
в 5-х классах предметами: «Информатика», «Основы безопасности и зашиты
Родины»;
в 6-х классах - «Морфологические средства выразительности русского
языка», «Особенности поэтического текста в русском языка», «Информатика», «Основы
безопасности и защиты Родины», «Модули по видам спорта»;
в 7-х классах - «Морфологические средства выразительности русского
языка», «Особенности поэтического текста в русском языка», «Решение физических
задач», «Модули по видам спорта»;
в 8-х классах - «Трудные вопросы синтаксиса русского языка», «Особенности
поэтического текста в русском языка», «Основы инженерной грамотности», «Модули по
видам спорта»;
в 9-х классах - «Особенности поэтического текста в русском языка»,
«Секреты текста в русском языке», «Основы инженерной грамотности», «Модули по
видам спорта»».
Информатика (5, 6 класс); является частью непрерывного курса информатики,
который продолжает пропедевтический курс «Основы информационной культуры» на
уровне начального общего образования. В 5, 6 классах обучающиеся развивают навыки
работы с информацией на основе применения в образовательной деятельности.
Учебный курс «Морфологические средства выразительности русского языка» (6, 7
класс); целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в
лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется
изобразительно-выразительная сила русского языка.
Лингвистический анализ текстов покажет ученикам увидеть красоту,
выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства. Языковая работа с
литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые
умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа.
Программа курса даст возможность уделить должное внимание формированию
коммуникативной и языковой компетентности обучающихся. В результате она позволит
воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому
языку, интерес к его изучению.
Критерии освоения содержания курса определяются на основе требований
федерального государственного стандарта по русскому языку к уровню подготовки
выпускников к ГИА.
Актуальность программы учебного курса по русскому языку «Секреты текста» (9
класс) объясняется тем, что на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие
коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании
(слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных
стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов,
упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.
Цель курса «Особенности поэтического текста в русском языке» (6 – 9 класс) –
развить у обучающихся умение анализировать художественный текст. Работая над текстом,
дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его
красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует
развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние,
настроение, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие
речь богатой и красивой, а также учит обучающихся самостоятельной познавательной
деятельности.
Содержание учебного курса «Трудные вопросы синтаксиса русского языка» (8
класс) направлено на осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил
построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций
необходимо для создания основы интеллектуальных, грамматических, речевых и
пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную цель
преподавания русского языка в школе.
Курс «Модули по видам спорта» (6 – 9 классы) дополняет учебный предмет
«Физическая культура» и является третьим часом физической культуры.
Курс «Основы инженерной грамотности (7-9 классы) вводит современных
школьников в основы инженерии, способствует развитию технологического мышления, что
является важным аспектом их будущей профессиональной деятельности.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания ФАООП ООО, и включается
в часть, формируемую участниками образовательной деятельности. Формируется из часов,
необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ и в
сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов
предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности,
остальные - на развивающую область с учётом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей.
Учебный план адаптированный основной образовательной программы
обучающихся с задержкой психического развития
основного общего образования в соответствии с ФГОС 2021 и ФАОП (недельный)
МАОУ МО Заречный «СОШ №3»
на 2025-2026 учебный год
Предметные
области
5
6
7
8*
класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
3
Русский язык и литература
Литература
3
3
2
2
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
(английский)
Математика
5
5
Алгебра
3
3
Математика и информатика Геометрия
2
2
Вероятность и статистика
1
1
Информатика
1
1
История
3
3
3
3
Общественно-научные
Обществознание
предметы
География
1
1
2
2
Физика
2
2
Естественнонаучные
Химия
2
предметы
Биология
1
1
1
2
Музыка
1
1
1
1
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
Адаптивная физическая
Физическая культура
2
2
2
2
культура
Основы безопасности и
Основы безопасности и
1
защиты Родины
защиты Родины
ИТОГО
27
28
30
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литература
Морфологические средства
выразительности русского
0,5
1
языка
Трудные вопросы синтаксиса
1
русского языка
Секреты текста в русском
языке
Особенности поэтического
0,5
1
1
текста в литературе
Математика и информатика Информатика
1
1
Основы инженерной
1
1
грамотности
Физическая культура
Модули по видам спорта
1
1
1
Основы безопасности и
Основы безопасности и
1
1
1
защиты Родины
защиты Родины
Учебные предметы
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
неделе) в соответствии с действующими санитарными
правилами и нормами
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 6-дневной
неделе) в соответствии с действующими санитарными
правилами и нормами
Внеурочная деятельность
(коррекционноразвивающая область)
Логопедическое
занятие/Дефектологическое
занятие
Психокоррекционное
занятие по курсу
9*
класс
Всего за
неделю
3
3
21
13
3
15
1
10
9
6
3
3
14
1
8
7
4
7
4
3
8
2
10
1
2
3
2
1
1
2
1
2
3
2
2
32
1,5
1
1
1
1
3,5
2
1
3
1
4
3
29
169
33
35
36
36
1
1
1
1
1
1
1
5
2
«Коррекция и развитие
навыков конструктивного
общения»
Психокоррекционное
занятие по курсу
«Коррекция и развитие
навыков конструктивного
общения»
Психокоррекционное
занятие по курсу
«Социализация и выбор
профессии»
Коррекция
индивидуальных
образовательных
дефицитов по математике
Коррекция
индивидуальных
образовательных
дефицитов по русскому
языку
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
6
6
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
1
1
Россия – мои горизонты
1
Проектная и исследовательская деятельность
1
1
Школьный спортивный клуб**
1
ИТОГО
3
3
ВСЕГО
9
9
6
6
6
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
9
3
9
3
9
5
4
5
1
15
31
Итого
**Могут формироваться сборные группы обучающихся из одной параллели
*Не реализуется в 2025-2026 учебном году
Формы промежуточной аттестации
Предметные
области
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Русский язык и литература
Учебные предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Морфологические средства
выразительности русского языка
Трудные вопросы синтаксиса русского
языка
Формы
промежуточной аттестации
Контрольная работа
Сочинение
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Тестирование
Практическая работа
Практическая работа
Сдача нормативов
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Математика и
информатика
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Секреты текста в русском языке
Особенности поэтического текста в
литературе
Информатика
Основы инженерной грамотности
Модули по видам спорта
Основы безопасности и защиты Родины
Тестирование
Тестирование
Контрольная работа
Контрольная работа
Сдача нормативов
Тестирование