Учебный план АООП НОО (вариант 7.1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального округа Заречный Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа №3»

УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
МАОУ МО Заречный «СОШ №3»
Протокол №1
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ МО Заречный «СОШ
№3»
№ 182-од от 29 августа 2025 г.

Учебный план
адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с ЗПР
начального общего образования
для 1 – 4 классов

2025 г.
Пояснительная записка

Учебный план начального общего образования МАОУ МО Заречный «СОШ № 3»
обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) (далее – учебный план) является нормативным
документом, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса,
реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в
каждом классе.
Учебный план МАОУ МО Заречный «СОШ № 3» АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1) соответствует законодательству Российской Федерации в области
образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и
ФОП НОО обучающихся с ОВЗ, выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МАОУ МО Заречный «СОШ № 3» АООП НОО (вариант 7.1)
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает
в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, с учётом особых образовательных потребностей и возможностей
обучающихся с ЗПР.
В структуру учебного плана включена коррекционно-развивающая область с целью
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
В основу учебного плана МАОУ МО Заречный «СОШ №3» положен вариант
федерального учебного плана №1 Федеральной образовательной программы,
утверждённой приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 № 372. Вариант № 1
предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском
языке в режиме пятидневной учебной недели.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР составляют 4 года.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
для 1-х классов составляет 33 недели, для 2-4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь
период обучения на уровне начального общего образования составляет 135 учебных
недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтён ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябредекабре уроки длятся по 35 минут, в январе-мае по 40 минут.
Объём максимально допустимой нагрузки в течение дня:
• для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков;
• 2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками

образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане
начального общего образования МАОУ МО Заречный «СОШ № 3» выделено:
• в 1-х классах – 21 час в неделю;
• 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий на четыре года составляет 2999 часов с
учётом 16 часов в 1-х классах в сентябре-октябре.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная частьучебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
организациях,
реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) с учётом
обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана в соответствии включает в себя следующие
обязательные предметные области и учебные предметы:
№
п/п
1

Предметная область

6

Русский язык и литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(«Окружающий мир»)
Основы религиозных культур и
светской этики
Искусство

7
8

Технология
Физическая культура

2
3
4
5

Учебный предмет
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный (английский)язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур
светской этики
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура

и

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
1)
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
2)
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
3)
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

4)
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
5)
личностное
развитие
обучающегося
в
соответствии
с
его
индивидуальностью.
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от
изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном
(русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за
счёт включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных
предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
«Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
PowerPoint, виртуальные путешествия);
«Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий).
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в
объёме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены
модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов
России» и «Основы светской этики».
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2-4-х
классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах)
осуществляется деление классов на две группы с учётом норм по предельно допустимой
наполняемости групп.
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык (английский)»
(во 2–4-х классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах)
осуществляется деление классов на группы с учётом норм по предельно допустимой
наполняемости групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.

Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, используется:
1.На увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ МО Заречный «СОШ №3»,
по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
– курс«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» 2-3-й класс (1
час в неделю), – целью курса является создание условий для формирования читательской
грамотности обучающихся (базового навыка функциональной грамотности), основанного
на чтении учебного текста, понимании, умении извлекать информацию, преобразовывать,
интерпретировать и использовать её при решении учебных, учебно-познавательных задач
и задач в повседневной жизни.
2. На курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ МО
Заречный «СОШ №3», по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся:
«Разговоры о важном» 1–4 классы, (1 час в неделю);
«Школа безопасности» 1–4 классы, (1 час в неделю);
Социальный проект «Орлята России» 1–4 классы, (1 час в неделю).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная
деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в МАОУ МО
Заречный «СОШ № 3» и организуется по направлениямразвития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное).
Формы организации и объём внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учётом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ МО Заречный «СОШ №3».
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся
с
ОВЗ,
является
обязательной
частью
внеурочной
деятельности.Коррекционно-развивающая область представлена фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Содержание коррекционно-развивающей областиАООП НОО для обучающихся с
ЗПР (вариант 7.1) реализуется обязательными коррекционными курсами:
Реализуемый курс:«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
(фронтальные и (или) индивидуальные занятия),1 час в неделю: в 1 классе – 33 часа в
год, во 2–4 классах – по 34 часа.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи.
Реализуемый курс: «Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные)»
(фронтальные и (или) индивидуальные занятия),1 час в неделю: в 1 классе – 33 часа в
год, во 2–4 классах – по 34 часа.

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений.
Реализуемый курс: Коррекционный курс «Ритмика» (групповые занятия),1 час в
неделю: в 1 классе – 33 часа в год, во 2–4 классах – по 34 часа.
Цель занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося
с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Реализуемый курс: «Восполнение пробелов в знаниях по математике»
(фронтальные и (или) индивидуальные занятия), 2 часа в неделю: в 1 классе – 66 часов
в год, во 2–4 классах – по 68 часов.
Целью является формирование базовых математических знаний, умений и навыков,
решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а
также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной
деятельности в целом.
Реализуемый курс: «Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку»
(фронтальные и (или) индивидуальные занятия), 2 часа в неделю: в 1 классе – 66 часов
в год, во 2–4 классах – по 68 часов.
Целью является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного
письма, развитие устной и письменной речи обучающихся;развитие языковой эрудиции
обучающегося, его интереса к языку и речевому творчеству.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется образовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА (при наличии).
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Распределение
часов,
предусмотренных
на
внеурочную
деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не
менее 5 часов в неделю отводится напроведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических требований).
Количество часов, отведённых на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет МАОУ МО Заречный «СОШ №3».
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных
планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).

Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на
коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые
занятия - до 40 минут.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся МАОУ МО Заречный «СОШ № 3».
В 1-м классе промежуточная аттестация проводится без бального оценивания.
Промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов проводится в конце каждого
учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.Промежуточная
аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся
выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский
язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется
с учётом степени значимости отметок за тематические проверочные работы.
Обучающиеся, осваивающие адаптированную образовательную программу
соответствующего уровня проходят промежуточную аттестацию с соблюдением
рекомендаций
медицинского
заключения
(заключением
ПМПК)
данного
обучающегося об обучении по адаптированной образовательной программе.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по
пятибалльной системе оценивания.
Промежуточная аттестация по курсам внеурочной деятельности определяется её
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных
основной образовательной программой.
На основании положительных результатов промежуточной аттестации
обучающиеся переводятся в следующий класс.
Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных модулей
представлены в таблице:
Предметы,
курсы, модули

Классы

Формы промежуточной аттестации

Русский язык

2–4-й

Литературное
чтение

2–4-й

Иностранный
(английский)
язык

2–4-й

Математика

2–4-й

Окружающий мир

2–4-й

Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учётом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы.
Осуществляется в формах: проверочная работа,
контрольный диктант, осложнённое контрольное
списывание, изложение (подробное), словарный
диктант, комплексная проверочная работа на
межпредметной основе.
В 1 классах - встроенное педагогическое наблюдение
Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учётом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы.
Осуществляется в формах: контрольная работа;
контроль техники чтения; комплексная проверочная
работа на межпредметной основе (4 класс).
В 1 классах – встроенное педагогическое наблюдение
Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учётом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы.
Форма аттестации:контрольная работа
Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учётом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы.
Форма аттестации: контрольная работа, устный
счёт,комплексная
проверочная
работа
на
межпредметной основе.
В 1 классах – встроенное педагогическое наблюдение
Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в

Основы
религиозных
культур
светской этики

4-й
и

Изобразительное
искусство

2 –4-й

Музыка

2–4-й

Труд (технология)

2–4-й

Физическая
культура

2 –4-й

«Становлюсь

2-3-й

классном журнале, с учётом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы.
Форма аттестации:тестовые задания, контрольная
работа, защита индивидуального или группового
проекта, комплексная проверочная работа на
межпредметной основе.
В 1 классах – встроенное педагогическое наблюдение
Учёт образовательных результатов посредством
защиты реферата, защиты индивидуального или
группового проекта, презентация творческой
работы. Форма промежуточной аттестации: зачёт.
Отметка: зачтено
Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале.
Форма
аттестации:
тестирование,выставка
творческих работ.
В 1 классах – встроенное педагогическое наблюдение
Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале.
Форма
аттестации:
тестирование,творческий
отчёт.
В 1 классах – встроенное педагогическое наблюдение
Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале.
Форма аттестации: тестирование, выставка
творческих работ, презентация модели, проекта.
В 1 классах - встроенное педагогическое наблюдение
Учёт образовательных результатов посредством
определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале.
Форма аттестации: сдача контрольных нормативов
Учёт образовательных результатов посредством

грамотным
читателем:
читаю,
думаю,
понимаю»

определения среднего арифметического накопленных
текущих
оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале.
Форма аттестации: анализ текста (формулирование в
письменной форме темы и главной мысли текста;
составление плана текста)

Учебный план АООП НООдля обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
МАОУ МО Заречный «СОШ №3»
(недельный)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
1-й
2-й
3-й
4-й
класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
5
5
5
5
литературное чтение
Литературное чтение
4
4
4
4
Иностранный язык
Иностранный
язык –
2
2
2
(английский)
Математика
и Математика
4
4
4
4
информатика
Обществознание
и
2
2
2
2
естествознание
Окружающий мир
(«Окружающий мир»)
Основы
религиозных Основы религиозных –
–
–
1
культур и светской этики
культур и светской
этики
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
искусство
Музыка
1
1
1
1
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
Физическая культура
Физическая культура
3
2
2
2
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, 1
1
понимаю
Максимально допустимая недельная нагрузка 21
23
23
23
(при 5-дневной неделе)
Внеурочная
деятельность
(включая 10
10
10
10
коррекционно-развивающую область):
Коррекционно-развивающая область, из них:
7
7
7
7
Коррекционный курс «Ритмика»
1
1
1
1
Курс
«Коррекционно-развивающие
занятия 1
1
1
1

Всего

20
16
6
16
8

1

4
4
4
8
2
90
40
28
4
4

(логопедические)»
Курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(психокоррекционные)»
«Восполнение пробелов в знаниях по математике»
«Восполнение пробелов в знаниях по русскому
языку»
Направления внеурочной деятельности:
«Разговоры о важном»
Социальный проект «Орлята России»
«Школа безопасности»
Итого:

1

1

1

1

4

2
2

2
2

2
2

2
2

8
8

3
1
1
1
31

3
1
1
1
33

3
1
1
1
33

3
1
1
1
33

12
4
4
4
130

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».