Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального округа Заречный Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа №3»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
МАОУ МО Заречный «СОШ №3»
Протокол №1
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ МО Заречный «СОШ
№3»
№ 182-од от 29 августа 2025 г.
Учебный план
адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с ЗПР
начального общего образования
для 1 – 4 классов
2025 г.
Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования МАОУ МО Заречный «СОШ №
3» обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (далее – учебный план) является нормативным
документом, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса,
реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в
каждом классе.
Учебный план МАОУ МО Заречный «СОШ № 3» АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2) соответствует законодательству Российской Федерации в области
образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и
ФОП НОО обучающихся с ОВЗ, выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МАОУ МО Заречный «СОШ № 3» АООП НОО (вариант 7.2)
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает
в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план должен, обеспечивать введение в действие и реализацию требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область.
Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учётом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная частьучебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП
НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
1)
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
2)
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
3)
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
4)
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
5)
личностное
развитие
обучающегося
в
соответствии
с
его
индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся использовано:
– на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части. Так, в 3–4 классах добавлен 1 час в неделю на учебный
предмет «Иностранный (английский) язык», добавлен 1 час в неделю на учебный предмет
«Русский язык»;
– на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
– на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся.Во 2 классе часть представлена учебным курсом «Иностранный
(английский) язык» (в объёме 2 часа в неделю), с целью воспитания эмоционального и
познавательного интереса к овладению иностранным языком, развития психических
процессов, языковых способностей, позволяющих формировать элементарные
иноязычные коммуникативные компетенции, положительную мотивацию, заложить
основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за
свой народ, свой край, свою страну.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной
организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционноразвивающие курсы проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет образовательная организация.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных
планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).
Учебный план обеспечивает, а также возможность их изучения, и устанавливает
количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
В основу учебного плана МАОУ МО Заречный «СОШ № 3» положен вариант
федерального учебного плана начального общего образования обучающихся с ЗПР № 1
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1023. Вариант № 1
предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском
языке в режиме пятидневной учебной недели.
Срок освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепленияздоровья обучающихся с
ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах
обучения – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и
втором годах обучения устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае
- по 4 урока по 40 минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Русский
язык и литературное чтение» с учётом психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР.
В предметную область «Русский язык и литературное чтение» введён учебный
предмет «Иностранный (английский) язык», в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и
значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира.
Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как
средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры
других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение
учебного предмета«Иностранный (английский) язык»начинается с 3-го класса. На его
изучение отводится 1 час в неделю.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в
объёме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены
модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов
России» и «Основы светской этики».
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2-4-х
классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах)
осуществляется деление классов на две группы с учётом норм по предельно допустимой
наполняемости групп.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов
в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
(варианта
7.2)
представленообязательными коррекционными курсами:
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
(фронтальные и (или) индивидуальные занятия), 2 часа в неделю: в 1 классе – 66 часов
в год, во 2–4 классах – по 68 часов.
Цель: диагностика, коррекция и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(психокоррекционные)» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), 1 час в
неделю: в 1 классе – 33 часа в год, во 2–4 классах – по 34 часа.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений.
Коррекционный курс «Ритмика» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия,
групповые), 1 час в неделю: в 1 классе – 33 часа в год, во 2–4 классах – по 34 часа.
Цель: коррекция отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся,
развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся.
«Восполнение пробелов в знаниях по математике» (фронтальные и (или)
индивидуальные занятия),2 часа в неделю: в 1 классе – 66 часов в год, во 2–4 классах –
по 68 часов.
Целью является формирование базовых математических знаний, умений и навыков,
решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а
также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной
деятельности в целом.
«Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку» (фронтальные и (или)
индивидуальные занятия), 1 час в неделю: в 1 классе – 33 часа в год, во 2–4 классах – по 34
часа.
Целью является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного
письма, развитие устной и письменной речи обучающихся;развитие языковой эрудиции
обучающегося, его интереса к языку и речевому творчеству.
Количество часов в неделю указывается на одного обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе не менее5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) (в соответствии с пунктом 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических
требований).
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся МАОУ МО Заречный «СОШ № 3».
В 1-м классе (1 дополнительном классе) промежуточная аттестация проводится
без бального оценивания. Промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов
проводится в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету.Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся
выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский
язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется
с учётом степени значимости отметок за тематические проверочные работы.
Обучающиеся, осваивающие адаптированную образовательную программу
соответствующего уровня проходят промежуточную аттестацию с соблюдением
рекомендаций
медицинского
заключения
(заключением
ПМПК)
данного
обучающегося об обучении по адаптированной образовательной программе.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по
пятибалльной системе оценивания.
Промежуточная аттестация по курсам внеурочной деятельности определяется её
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных
основной образовательной программой.
На основании положительных результатов промежуточной аттестации
обучающиеся переводятся в следующий класс.
Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных модулей
представлены в таблице:
Предметы,
курсы, модули
Русский язык
Классы
2–4-й
Литературное
чтение
2–4-й
Иностранный
(английский)
язык
3–4-й
Математика
2–4-й
Формы промежуточной аттестации
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учётом
степени значимости отметок за тематические проверочные
работы.
Осуществляется в формах: контрольное списывание,
диктант, словарный диктант, комплексная контрольная
работа.
В 1 классах - встроенное педагогическое наблюдение
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учётом
степени значимости отметок за тематические проверочные
работы.
Осуществляется в формах: контроль техники чтения,
тестирование, задания на основе текста, комплексная
контрольная работа, чтение наизусть, тестовые задания.
В 1 классах – встроенное педагогическое наблюдение
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале.
Форма аттестации:контрольная работа, аудирование
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учётом
степени значимости отметок за тематические проверочные
работы.
Форма аттестации: контрольная работа (в том числе с
включением тестовых заданий).
В 1 классах – педагогическая диагностика (комплексные
задания)
2–4-й
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
Окружающий
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
мир
работ, зафиксированных в классном журнале.
Форма аттестации:тестовые задания, контрольная работа,
защита
индивидуального
или
группового
проекта,
комплексная контрольная работа.
В 1 классах – встроенное педагогическое наблюдение
4-й
Учёт учебных достижений на основе защиты реферата,
Основы
защиты
индивидуального
или
группового
проекта,
религиозных
презентации творческой работы.Форма промежуточной
культур
и
аттестации: зачёт. Отметка: зачтено
светской этики
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
Изобразительное 2 –4-й
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
искусство
работ, зафиксированных в классном журнале.
Форма аттестации: тестирование,выставка творческих
работ.
В 1 классах – педагогическая диагностика
2–4-й
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
Музыка
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале.
Форма аттестации: тестирование,творческий отчёт.
В 1 классах – педагогическая диагностика
2–4-й
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
Труд
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
(технология)
работ, зафиксированных в классном журнале.
Форма аттестации: тестирование, выставка творческих
работ, презентация модели, проекта.
В 1 классах - педагогическая диагностика
2 –4-й
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
Физическая
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
культура
работ, зафиксированных в классном журнале.
(Адаптивная
Форма аттестации: сдача контрольных нормативов.
физическая
В 1 классах - педагогическая диагностика
культура)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Иностранный
язык
(английский)
2–4-й
3–4-й
Русский язык
«Разговоры
важном»
о
Социальный
проект «Орлята
России»
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале.
Форма аттестации:контрольная работа, аудирование
Учёт учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учётом
степени значимости отметок за тематические проверочные
работы.
Осуществляется в формах: контрольный диктант,
контрольное списывание, письменная проверочная работа,
изложение, словарный диктант, комплексная контрольная
работа.
В 1 классах - педагогическая диагностика (комплексные
задания)
Творческий дневник «Разговоры о важном»
Учебный социальный проект
Собеседование
«Школа
безопасности»
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
МАОУ ГО Заречный «СОШ №3» на 2025/2026 учебный год
(недельный)
Предметные области
Обязательная часть
Русский
язык
литературное чтение
Иностранный язык
Учебные предметы
и Русский язык
Литературное чтение
Иностранный
(английский)
и Математика
Количество часов в неделю
1-й
2-й*
3-й
4-й
класс класс класс класс
Всего
5
4
язык –
5
4
2
5
4
2
5
4
2
20
16
6
Математика
4
информатика
Обществознание
и
2
естествознание
Окружающий мир
(«Окружающий мир»)
Основы
религиозных Основы религиозных культур –
4
4
4
16
2
2
2
8
–
–
1
1
культур и светской этики
Искусство
и светской этики
Изобразительное искусство
1
1
1
Музыка
1
1
1
Технология
Труд (технология)
1
1
1
Физическая
культура 2
2
2
Физическая культура
(адаптивная
физическая
культура)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Футбол для всех
1
Физическая культура
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, 1
1
понимаю
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 21
23
23
дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
Внеурочная деятельность (включая коррекционно- 10
10
10
развивающую область):
«Разговоры о важном»
1
1
1
«Школа безопасности»
1
1
1
Проект «Орлята России»
1
1
1
Коррекционный
курс 1
1
1
«Ритмика»
Курс
«Коррекционно- 1
1
1
развивающее
занятие»:логопедическое
Внеурочная деятельность занятие
(коррекционноКурс
«Коррекционно- 1
1
1
развивающая область)
развивающее
занятие»:психокоррекционное
занятие
Коррекция индивидуальных 2
2
2
образовательных дефицитов
по математике
Коррекция индивидуальных 2
2
2
образовательных дефицитов
по русскому языку
Итого: 31
33
33
1
1
1
2
4
4
4
8
-
1
2
23
90
10
40
1
1
1
1
4
4
4
4
1
4
1
4
2
8
2
8
33
130
* Вариант 7.2 не реализуется в 2024/2025 учебном году, в связи с отсутствуем
обучающихся данного варианта.