РП адаптивная физкультура для ТНР 1-4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая программа
по учебному предмету

«Адаптивная физическая культура
для обучающихся с тяжёлыми
нарушениями речи 5.1»
для 1-4 классов

Составители:
Алексеев Н.П., учитель
физической культуры ВКК,
Воронина А.Р., учитель
физической культуры ПКК,
Некрасов Д.П., учитель
физической культуры ПКК

Заречный
2023 г.
Пояснительная записка

Комплект примерных рабочих программ по адаптивной физической
культуре

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее –

примерные рабочие программы, программы) включает примерную рабочую
программу по адаптивной физической культуре для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи на уровне начального общего образования и
примерную рабочую программу по адаптивной физической культуре для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на уровне основного общего
образования.
Рабочие программы

по

адаптивной

физической

культуре для

обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются ориентиром для
составления рабочих программ по адаптивной физической культуре
педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР). Они

дают представление о целях, общей

стратегии коррекционно-образовательного процесса обучающихся с ТНР
средствами учебного предмета «Адаптивная физическая культура» (АФК) на
уровне начального общего и основного общего образования; устанавливают
примерное предметное содержание, предусматривают его структурирование
по разделам и темам, определяют количественные и качественные
характеристики содержания. Программы разработаны с учетом возрастных
особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР.
Программы

построены

по

модульному

принципу.

Содержание

образования по предмету распределено по тематическим модулям, которые
входят в раздел «Физическое совершенствование». Содержание каждой
программы состоит из базовой части (инвариантные модули) и вариативного
модуля. Инвариантные модули: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды
спорта (на примере лыжной подготовки), подвижные и спортивные игры,
плавание

(при

наличии

материально-технических

возможностей

для

обучения плаванию). Данные модули в своём предметном содержании
ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся,

освоение

ими

технических

содействующих
вариативного

действий

обогащению
модуля

и

физических

двигательного

определяется

самостоятельно

с

учетом

особых

обучающихся,

региональных

упражнений,

опыта.

Содержание

образовательной

организацией

образовательных

потребностей

климатических

и

этнокультурных

особенностей, с учетом выбора видов спорта, обладающих наибольшим
реабилитационным потенциалом для обучающихся с ТНР.
Содержание образования по предмету распределено по тематическим
модулям. Распределение программного материала по годам и периодам
обучения, последовательность тем в рамках

модулей

определяются

педагогами образовательных организаций при составлении авторских
рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей обучающихся конкретной образовательной организации.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре
обучающихся с ТНР заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.

Применение

образовательных
предоставляя

дифференцированного

программ

обучающимся

обеспечивает
с

ТНР

подхода

разнообразие

возможность

к

созданию
содержания,

реализовать

свой

индивидуальный потенциал с учетом особых образовательных потребностей.
Программы
планируемые

носят

компилятивный

результаты

характер,

определяются

с

виды

деятельности

учетом

и

индивидуальных

возможностей обучающихся, материально – технического обеспечения и др.
Предусмотрены различные виды деятельности для реализации особых
образовательных

потребностей.

Специальные

виды

деятельности

обеспечивают вариативность подходов к организации уроков.
Программы по АФК для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
имеют коррекционную направленность и должны разрабатываться с учетом
особенностей их развития. Данные программы содействуют всестороннему
развитию личности обучающегося, формированию осознанного отношения к

своему здоровью,

развитию

общих

физических

способностей,

компенсации нарушенных функций организма.
В результате обучения на занятиях адаптивной физической культурой
обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи научатся понимать значение
физических упражнений и подвижных игр для своего здоровья, получат
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению, физической подготовленности и будущей
трудовой деятельности. У них будут формироваться первоначальные умения
саморегуляции средствами адаптивной физической культуры. Они овладеют
основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и др.).
Занятия АФК обеспечивают развитие общих физических способностей
(силовые,

скоростные,

координационные

гибкость), а также функций равновесия,

способности,

выносливость,

способствуют формированию

потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Цель и задачи рабочей программы по адаптивной физической
культуре
Воспитывающее значение примерных рабочих программ заключается в
содействии активной социализации обучающихся на основе осмысления и
понимания роли физической культуры и спорта в жизни человека, понимания
значения мирового и отечественного олимпийского движения, приобщения к
их

культурным

практическим

ценностям,
результатам

истории

и

современному

данного

направления

развитию.

можно

К

отнести

формирование навыков взаимодействии со сверстниками и взрослыми,
воспитание воли и способности к преодолению трудностей у обучающихся с
ТНР.
Цель реализации программ по предмету «Адаптивная физическая
культура» – обеспечение овладения обучающимися с ТНР необходимым
уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование

двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных
возможностей основных систем организма, необходимых для полноценной
социальной адаптации обучающихся.
Достижение поставленной цели предусматривает решение как общих,
так и специфических (коррекционных, компенсаторных, профилактических)
задач.
Основными задачами программы по физической культуре для
обучающихся с ТНР являются:
− коррекция и профилактика нарушений двигательной функции и
опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопие, нарушение
осанки);
− развитие координационных способностей;
− коррекция и компенсация нарушений психомоторики;
− коррекция и компенсация нарушений общей и мелкой моторики;
− коррекция и развитие способности к дифференцированию временных,
силовых, пространственных параметров движения;
− формирование

зрительно-моторной

координации

в

процессе

выполнения физических упражнений;
− совершенствование

функции

дыхания

и

темпо-ритмической

организации речи в процессе выполнения физических упражнений;
− развитие коммуникативной функции и связной речи при выполнении
физических упражнений и в процессе игры;
− формирование двигательных навыков под воздействием регулирующей
функции речи;
− расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи за счет освоения специальной спортивной
терминологии.
К особым образовательным потребностям обучающихся с ТНР
относятся:

- максимально раннее начало коррекционно-развивающей работы и
комплексной абилитации/реабилитации, в том числе с использованием
методов физической культуры и спорта;
- щадящий, здоровьесберегающий режим обучения и физических
нагрузок,

предполагающий

строгую

регламентацию

деятельности

в

соответствии с медицинскими рекомендациями, индивидуализацию темпа
обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий детей с тяжелыми нарушениями речи;
- специальная коррекционная работа по преодолению отклонений в
психомоторной сфере, нарушений общей и тонкой моторики у отдельных
категорий детей с ТНР;
- интеграция сенсорно-перцептивного и моторного развития детей
(особенно в младшем школьном возрасте);
-

формирование

и

развитие

умений

регулировать

свое

психоэмоциональное состояние, развитие эмоционально-волевой сферы
средствами физической культуры и спорта;
- специальная работа по развитию речи (понимания и говорения) и
коммуникации в процессе занятий физической культурой и посредством
движения;
- обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации;
- использование специального оборудования, ассистивных устройств и
технологий для коммуникации (при необходимости).
Специальные

условия

проведения

уроков

адаптивной

физической

культуры:
− стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о
выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание
«рабочего» диалога, информирование о возникающих проблемах и
т.п.);
− адаптация

содержания

текстовом/аудио/видео

теоретического

формате

в

материала

соответствии

с

в

речевыми

возможностями обучающихся, создание условий, облегчающих работу
с теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);
− обеспечение

понимания

обращенной

речи

(четкое,

внятное

проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию).
− нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога);
−

использование наглядных методов и приемов демонстрации, показа
действий, зрительного образца.
Образовательно-коррекционный процесс на уроках АФК базируется на

общедидактических

и

специальных

принципах,

обусловленных

особенностями психофизического развития обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи.
Реализация

Программы

предполагает

следующие

принципы

и

подходы:
− программно-целевой подход, который предполагает единую систему
планирования и своевременного внесения корректив в планы;
− необходимость использования специальных методов, приёмов и
средств обучения;
− информационной

компетентности

участников

образовательного

процесса в образовательной организации;
− вариативности, которая предполагает осуществление различных
вариантов действий по реализации поставленных задач;
− комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного
процесса;
− включение

в

решение

задач

программы

всех

субъектов

образовательного процесса.
Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
разработана в соответствии с:

Федеральным
начального

государственным

общего

образования

образовательным

обучающихся

с

стандартом

ограниченными

возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);
Примерной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программой начального общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями

речи,

одобренной

решением

федерального

учебно-

методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15).
Место учебного предмета в учебном плане
На уровне начального общего образования учебная дисциплина
«Адаптивная физическая культура» относится к предметной области
«Физическая культура».
Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета
«Адаптивная

физическая

культура»

на

уровне

начального

общего

образования, составляет 405 часов за четыре учебных года (вариант 5.1,
вариант 5.2 (без пролонгации) АООП НОО ТНР, три часа в неделю в каждом
классе: 1 класс - 99 часов, 2 класс - 102 часа, 3 класс - 102 часа, 4 класс 102 часа); и 504 часа в случае пролонгации периода обучения в начальной
школе на 1 год (вариант 5.2 АООП НОО ТНР), три часа в неделю в каждом
классе: 1 класс - 99 часов, 1 дополнительный класс – 99 часов, 2 класс - 102
часа, 3 класс - 102 часа, 4 класс - 102 часа).
Характеристика двигательного развития обучающихся младшего
школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Наряду с речевыми нарушениями для обучающихся с ТНР характерны
недостатки в двигательной сфере, выражающиеся в плохой координации

сложных движений, неуверенности и неточности движений, снижении
скорости и ловкости, нарушении темпа и ритма их выполнения. Наибольшие
трудности представляет выполнение движений по словесным многозадачным
инструкциям.
Обучающиеся отстают от нормативно развивающихся сверстников в
точном воспроизведении двигательного задания по пространственновременным параметрам, нарушают последовательность элементов действия,
плохо выполняют его составные части. Трудности вызывают такие
движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с
небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием,
прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Недостаточный самоконтроль при выполнении физических упражнений
приводит к существенным нарушениям техники выполнения движений.
Физические качества обучающихся с ТНР по сравнению с физическими
качествами обучающихся с нормальным речевым развитием отличаются
недостаточной ловкостью и быстротой. По силе, гибкости и выносливости
существенных различий не отмечается.
Специфика содержания и методов обучения обучающихся с ТНР
является особенно существенной в младших классах (на уровне начального
общего образования), когда формируются предпосылки для успешного
обучения на следующих уровнях образования, в значительной мере
обеспечивается

коррекция

нарушений

речевого

и

психофизического

развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Понятие
«физическая
культура» как
занятия физическими
упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и
физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями
животных и трудовыми действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности

Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур.
Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические
упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды
для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.
Гимнастика с основами акробатики
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы,
положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и
две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в
колонне по одному с равномерной скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения
ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической
скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на
спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в
положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами,
прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.
Лыжная подготовка
Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника.
Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на
лыжах скользящим шагом (без палок).
Лёгкая атлетика
Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с
места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и
подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса ГТО.
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории возникновения физических упражнений
соревнований. Зарождение Олимпийских игр древности.

и

первых

Способы самостоятельной деятельности
Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека:
сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их
измерения. Составление дневника наблюдений по физической культуре.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней
зарядки и физкультминутки для занятий в домашних условиях.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые
команды в построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному;
при поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение
в колонне по одному с равномерной и изменяющейся скоростью движения.
Упражнения
разминки
перед
выполнением
гимнастических
упражнений. Прыжки со скакалкой на двух ногах и поочерёдно на правой и
левой ноге на месте. Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание,
перекаты и наклоны с мячом в руках. Танцевальный хороводный шаг, танец
галоп.
Лыжная подготовка
Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Упражнения на
лыжах: передвижение двухшажным попеременным ходом, спуск с
небольшого склона в основной стойке, торможение лыжными палками на
учебной трассе и падением на бок во время спуска.
Лёгкая атлетика
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой. Броски малого мяча в
неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лёжа.
Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и
двумя ногами с места, в движении в разных направлениях, с разной
амплитудой и траекторией полёта. Прыжок в высоту с прямого разбега.
Ходьба по гимнастической скамейке с изменением скорости и направления
движения. Беговые сложно-координационные упражнения: ускорения из
разных исходных положений, змейкой, по кругу, обеганием предметов, с
преодолением небольших препятствий.
Подвижные игры
Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол,
футбол).
Прикладно-ориентированная физическая культура
Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных
физических качеств средствами подвижных и спортивных игр.

3 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры у древних народов,
населявших территорию России. История появления современного спорта.
Способы самостоятельной деятельности
Виды физических упражнений, используемых на уроках физической
культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их
отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на
занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка
нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры.
Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и
утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических
качеств на учебный год.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения
дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление
организма после умственной и физической нагрузки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из
колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении.
Упражнения в лазании по канату в три приёма. Упражнения на
гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами
ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением
положения рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по
наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в
разные стороны и движением руками, приставным шагом правым и левым
боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба
приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди, лазанье
разноимённым способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью
вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге, прыжки через
скакалку назад с равномерной скоростью.
Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища
с изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с
движением рук, ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька.
Лёгкая атлетика

Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча
из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения
скоростной и координационной направленности: челночный бег, бег с
преодолением препятствий, с ускорением и торможением, максимальной
скоростью на дистанции 30 м.
Лыжная подготовка
Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в
поворотах на лыжах переступанием стоя на месте и в движении. Торможение
плугом.
Плавательная подготовка.
Правила поведения в бассейне. Виды современного спортивного
плавания: кроль на груди и спине, брас. Упражнения ознакомительного
плавания: передвижение по дну ходьбой и прыжками, погружение в воду и
всплывание, скольжение на воде. Упражнения в плавании кролем на груди.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и
лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и
передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и
передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение
футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура.
Развитие основных физических качеств средствами базовых видов
спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
4 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры в России. Развитие
национальных видов спорта в России.
Способы самостоятельной деятельности
Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на
работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на
самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести
нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним
признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей
физического развития и физической подготовленности посредством
регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура

Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения
(на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для
снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы
больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в
естественных водоёмах, солнечные и воздушные процедуры.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и
акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо
освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с
разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической
перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце
«Летка-енка».
Лёгкая атлетика
Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических
упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические
действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое
ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на
месте.
Лыжная подготовка
Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой.
Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.
Плавательная подготовка
Предупреждение травматизма во время занятий плавательной
подготовкой. Упражнения в плавании кролем на груди, ознакомительные
упражнения в плавании кролем на спине.
Подвижные и спортивные игры
Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми.
Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая
подача, приём и передача мяча сверху, выполнение освоенных технических
действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя
руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча
внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Упражнения физической подготовки на развитие основных физических
качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса
ГТО.

Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы представлены на
уровень образования. Распределение указанных результатов по годам
обучения определяется Адаптированной основной общеобразовательной
программой

начального

общего

образования

обучающихся

с

ТНР,

разработанной образовательной организацией.
Личностные результаты
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
−

соблюдении школьных правил (выполнять на уроке команды

учителя);
−

старательности, стремлении быть успешным в физических

упражнениях;
−

подчинении дисциплинарным требованиям на уроках АФК;

−

адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание

учителя;
−

бережном отношении к школьному имуществу, используемому

на уроках АФК.
Сформированность

знаний

об

окружающем

природном

и

социальном мире проявляется в:
−

умении одеваться в соответствии с погодными условиями

(например, при проведении уроков на улице);
−

вовлеченности в спортивные события (в масштабах школы).

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни) проявляется в:
−

попытках содержать в порядке спортивную форму (аккуратно

складывать, просить взрослых выстирать);
−

стремлении к доступному физическому совершенствованию

(позитивное отношение к урокам АФК, занятиям спортом, физическим
упражнениям);

−

ориентации на здоровый образ жизни: знания о причинах

болезней и их профилактике, вербальном и поведенческом негативном
отношении к вредным привычкам;
−

различении потенциально опасных ситуаций и прогнозировании

их последствий (залезать на спортивные снаряды без достаточной
подготовки и пр.):
Сформированность

самосознания,

в

т.

ч.

адекватных

представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется
в:
−

осознании результатов выполнения заданий (сформированность

самооценки в деятельности);
−

осознании своего состояния (заболел бок от бега, закружилась

голова и пр.);
−

осознании

испытываемых

затруднений

(не

получается

определенное упражнение);
−

разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи

педагога;
−

способности осознавать факторы и ситуации, ухудшающие

физические и психологические возможности;
−

возможности анализировать причины успехов и неудач.

Сформированность речевых умений проявляется в:
−

умении транслировать правила подвижной игры, давать команды

при работе в подгруппах и пр.
Сформированность

навыков

продуктивной

межличностной

коммуникации проявляется в:
−

возможности согласованно выполнять необходимые действия в

паре и в малой группе (например, в эстафете);
−

возможности контролировать импульсивные желания;

−

умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие

оплошности и затруднения;

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения
проявляется в:
−

умении не употреблять обидные слова по отношению к другим

людям;
−

умении проявить сочувствие при чужих затруднениях и

неприятностях.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения Программы в начальной школе
включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР метапредметные результаты могут быть
сформулированы следующим образом.
Сформированные

познавательные

универсальные

учебные

действия проявляются в:
−

понимании групповой инструкции к задаче, поставленной

учителем;
−

попытках сравнения и обобщения (например, эти упражнения на

ловкость, а эти - на скорость);
−

умении

вербализовать

наглядно

наблюдаемую

причинно-

следственную связь.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия
проявляются в:
−

способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию,

утомлению;
−

способности соотносить полученный результат с образцом и

замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия проявляются в:
−

овладении умением обратиться к сверстнику с предложением,

просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением;
−

овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в

преодолении затруднения;
−

овладении умением работать в паре (помогать партнеру);

−

овладении умением работать в подгруппе (понимать, что победа

в спорте зависит от согласованных действий и взаимопомощи);
−

овладении умением адекватно воспринимать критику.

Тематическое планирование
Примерный тематический план для АООП НОО ТНР (вариант 5.1)

№

Разделы и темы

Год обучения
1

2

3

4

Количество часов (уроков)
I. Знания об адаптивной физической культуре
1

Физическая культура как система занятий

В процессе обучения

физическими упражнениями по укреплению здоровья
человека.
2

Из истории физической культуры.

3

Физические упражнения, их влияние на физическое

В процессе обучения

развитие

В процессе обучения
II. Способы физкультурной деятельности

4

Самостоятельные занятия.

В процессе обучения

5

Самостоятельные игры и развлечения.

В процессе обучения

6

Физкультурно-оздоровительная деятельность

В процессе обучения

III. Физическое совершенствование
7

Гимнастика с основами акробатики

24

20

20

20

8

Легкая атлетика

20

20

20

20

9

Лыжная подготовка

22

20

20

20

-

12

12

12

33

30

30

30

99

102

102

102

10 Плавание
11 Подвижные и спортивные игры

Итого: 405 часа

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При

оценивании

успеваемости

учитываются

индивидуальные

особенности, уровень физического развития, двигательные возможности и
последствия заболеваний обучающихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются ошибки, которые не влияют на качество
и результат выполнения упражнений. К мелким ошибкам в основном
относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное
исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – ошибки, которые не вызывают особого
искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный

показатель

ненамного

ниже

предполагаемого.

К

значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – ошибки, которые искажают технику движения,
влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика бальной оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений,
допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной
ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и
несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить
результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.
Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

При оценивании успеваемости обучающихся, имеющих специальную и
подготовительную физкультурную группу здоровья, строго учитывается
характер заболевания и медицинские показания. Данные обучающиеся
выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения АФК, отвечают на
теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят
доклады,

презентации,

творческие

работы

и

проекты.

Учащиеся

подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные
испытания с учетом медицинских показаний, но освобождаются от
соревновательной деятельности. Рекомендуется вести индивидуальный
мониторинг развития двигательных навыков обучающихся.
Материально – техническое обеспечение
При реализации программы по адаптированной физической культуре
для

обучающихся

с

тяжелыми

нарушениями

речи

образовательная

организация наряду с общим материально-техническим обеспечением
реализации программ по физической культуре обеспечивает:
- Наглядный материал: схемы человеческого тела, муляжи скелета,
оборудованное место для просмотра видео ряда, карточки для составления
визуального расписания и технологических карт, большое зеркало.
-

Оборудование:

характеристиками,

спортивный
игровой

инвентарь
материал

с
для

различными
активизации

дыхательных упражнений, развития мелкой моторики.

сенсорными
внимания,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».