РП адаптивная физкультура для ЗПР 1-4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая программа
по учебному предмету

«Адаптивная физическая культура
для обучающихся с задержкой
психического развития вариант 7.1, 7.2
для 1-4 классов
Составители:
Алексеев Н.П., учитель
физической культуры ВКК,
Воронина А.Р., учитель
физической культуры ПКК,
Некрасов Д.П., учитель
физической культуры ПКК

Заречный
2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая
культура» разработана для образовательных организаций, реализующих
адаптированные

основные общеобразовательные программы начального

общего образования для обучающихся с ЗПР
в соответствии с:
Федеральным
начального

государственным

общего

образования

образовательным

обучающихся

с

стандартом

ограниченными

возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598, вступил в силу 1
сентября 2016 г.);
Федеральной

адаптированной основной общеобразовательной

программой начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15).
Место учебного предмета в учебном плане
На уровне начального общего образования учебная дисциплина
«Адаптивная физическая культура» относится к предметной области
«Физическая культура».
Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета
«Адаптивная

физическая

культура»

на

уровне

начального

общего

образования, составляет 405 часов за четыре учебных года (вариант 7.1
АООП НОО ЗПР, три часа в неделю в каждом классе: 1 класс - 99 часов, 2
класс - 102 часа, 3 класс - 102 часа, 4 класс - 102 часа); и 504 часа в случае
пролонгации периода обучения в начальной школе на 1 год (вариант 7.2
АООП НОО ЗПР, три часа в неделю в каждом классе: 1 класс - 99 часов, 1

2

дополнительный класс – 99 часов, 2 класс - 102 часа, 3 класс - 102 часа, 4
класс - 102 часа).
Программы

построены

по

модульному

принципу.

Содержание

образования по предмету распределено по тематическим модулям, которые
входят в раздел «Физическое совершенствование». Содержание

каждой

программы состоит из базовой части (инвариантные модули) и вариативного
модуля. Инвариантные модули: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды
спорта (на примере лыжной подготовки), подвижные и спортивные игры,
плавание

(при

наличии

материально-технических

возможностей

для

обучения плаванию). Данные модули в своём предметном содержании
ориентируются
обучающихся,

на

всестороннюю

освоение

ими

физическую

технических

подготовленность

действий

и

физических

упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Содержание
вариативного

модуля

определяется

самостоятельно

с

учетом

обучающихся,

региональных

особых

образовательной

организацией

образовательных

потребностей

климатических

и

этнокультурных

особенностей, с учетом выбора видов спорта, обладающих наибольшим
реабилитационным потенциалом для обучающихся с ЗПР.
Распределение программного материала по годам и периодам
обучения, последовательность тем в рамках

модулей

определяются

педагогами образовательных организаций при составлении авторских
рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей обучающихся конкретной образовательной организации. Виды
деятельности

и

планируемые

результаты

определяются

с

учетом

индивидуальных возможностей обучающихся, материально – технического
обеспечения и др.
В программах по АФК для обучающихся с задержкой психического
развития отражены положения о приоритетности

задач по охране и

укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования;
3

современные научные представления о категории обучающихся с задержкой
психического развития, научные и методологические подходы к их
обучению, воспитанию и реабилитации (абилитации). Программы имеют
коррекционную направленность, разработаны с учетом особенностей детей с
задержкой психического развития, содействуют всестороннему развитию их
личности, формированию осознанного отношения к своему здоровью,
развитию основных физических способностей, компенсации нарушенных
функций организма.
Освоение учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
направлено на развитие двигательной активности обучающихся с задержкой
психического развития, достижение положительной динамики в развитии
физических способностей, повышение функциональных возможностей
систем организма, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и спортом.
Воспитывающее

значение

рабочей

программ

заключается

в

содействии активной социализации обучающихся на основе осмысления и
понимания роли физической культуры и спорта в жизни человека, понимания
значения мирового и отечественного олимпийского движения, приобщения к
их

культурным

практическим

ценностям,
результатам

истории

и

современному

данного

направления

развитию.

можно

К

отнести

формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми,
воспитание воли и способности к преодолению трудностей у обучающихся с
ЗПР, восстановление, укрепление здоровья, личностное развитие, наиболее
полную реализацию физических и психических возможностей обучающихся.
Основными

формами

занятий

АФК

являются

уроки,

внеклассные,

спортивные и оздоровительные мероприятия. При их проведении создаются
условия для всестороннего развития личности обучающегося с ЗПР,
осознания

своих

способностей,

физических

компенсации

возможностей,

нарушенных

самоопределения.
4

развития

функций

и

физических
спортивного

Цель реализации программы по предмету «Адаптивная физическая
культура» – обеспечение овладения обучающимися с ЗПР необходимым
уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование
двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных
возможностей

основных

систем

организма,

содействие

социальной

адаптации обучающихся.
Достижение

поставленной

цели

при

разработке

и

реализации

адаптивной программы по физическому воспитанию предусматривает
решение как общих, так и специфических (коррекционных, компенсаторных,
профилактических) задач.
Общие задачи физического воспитания обучающихся с задержкой
психического развития:
•

укрепление здоровья, содействие нормальному физическому

развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным
условиям внешней среды;
•

развитие двигательной активности обучающихся;

•

достижение положительной динамики в развитии основных

физических качеств;
•

обучение основам техники движений, формированию жизненно

необходимых навыков и умений;
•

формирование

потребности

в

систематических

занятиях

физической культурой и спортом;
•

формирование необходимых знаний в области физической

культуры личности;
•

приобретение опыта организации самостоятельных занятий

физической

культурой

с

учетом

индивидуальных

особенностей

и

способностей;
•

формирование умения применять средства физической культуры

для организации учебной и досуговой деятельности;
5

•

воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к

ответственности за свои поступки, любознательности, активности и
самостоятельности;
•

формирование

общей

культуры,

духовно-нравственное,

гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
•

развитие творческих способностей.

Специфические

задачи (коррекционные,

компенсаторные,

профилактические) физического воспитания обучающихся с ЗПР:
•

коррекция нарушений формирования основных движений –

ходьбы, бега, плавания, прыжков, перелезания, метания и др.;
•

коррекция

и

развитие

координационных

способностей –

согласованности движений отдельных мышц при выполнении физических
упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий,
быстроты

реагирования

на

изменяющиеся

условия,

равновесия,

ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительномоторной координации;
•

развитие двигательных качеств: силы, скорости, выносливости,

пластичности, гибкости и пр.;
•

профилактика

и

коррекция

соматических

нарушений

–

дыхательной и сердечно-сосудистой системы, сколиоза, плоскостопия,
профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма,
микротравм;
•

коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка

зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
развитие зрительной и слуховой памяти; дифференцировка тактильных
ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.д.;
•

коррекция психических нарушений в процессе деятельности –

зрительно-предметного

и

зрительно-пространственного

восприятия,

наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти, внимания,
речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.д.;
6

•

воспитание

произвольной

регуляции

поведения,

возможности следовать правилам;
•

развитие

потребности

в

общении

и

объединении

со

сверстниками, коммуникативного поведения;
•

преодоление

воспитание

воли,

личностной

незрелости подростков с

целеустремленности,

способности

к

ЗПР,

преодолению

трудностей, самоконтроля, самоутверждения, самоопределения;
•

обеспечение положительной мотивации к занятиям физкультурой

и спортом;
•

профилактика

отклонений

в

поведении

и

деятельности,

преодоление установок на аддиктивные формы поведения, ориентаций на
применение силы.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре
обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.

Применение

образовательных
предоставляя

дифференцированного

программ

обучающимся

обеспечивает
с

ЗПР

подхода

к

разнообразие

возможность

созданию
содержания,

реализовать

свой

индивидуальный потенциал с учетом особых образовательных потребностей.
Образовательно-коррекционный процесс на уроках АФК базируется на
общедидактических

и

специальных

принципах,

обусловленных

особенностями психофизического развития обучающихся с ЗПР.
Реализация

программы

предполагает

следующие

принципы

и

подходы:
− программно-целевой подход, который предполагает единую систему
планирования и своевременного внесения корректив в планы;
− использование специальных методов, приёмов и средств обучения;
− информационная

компетентность

участников

образовательного

процесса в образовательной организации;
− вариативность, которая предполагает осуществление различных
вариантов действий для решения поставленных задач;
7

− комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного
процесса;
− включение

в

решение

задач

программы

всех

субъектов

образовательного процесса.
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой
психического развития
Удовлетворение

особых

образовательных

потребностей

обучающихся с ЗПР в части занятий адаптивной физической культурой
предполагает:
•

включение в содержание образования коррекционно-развивающей

работы, предусматривающей коррекцию и развитие точности, ловкости и
скоординированности

движений;

упражнений,

способствующих

налаживанию межполушарных связей и отработке быстроты двигательных
реакций;
•

создание условий для формирования саморегуляции деятельности и

поведения;
•

организацию образовательного процесса путём индивидуализации

содержания, методов и средств в соответствии с состоянием здоровья
обучающегося с ЗПР;
•

дифференцированный подход к процессу и результатам занятий с

учетом психофизических возможностей обучающихся;
•

формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом,

представлений и навыков здорового образа жизни.
Особые

образовательные

потребности

обучающихся

с

ЗПР

определяются спецификой функционирования их центральной нервной
системы,

которая

выражается

в

недостаточности

моторной

скоординированности сложных двигательных актов, сниженной скорости
двигательных

реакций,

недостаточной

ловкости

при

выполнении

упражнений, а также в особенностях психического развития и речи,
8

приводящих

к

трудностям

саморегуляции

и

понимания

сложных

семантических конструкций.
Характеристика психического и физического развития обучающихся с
задержкой психического развития младшего школьного возраста
Физическое развитие обучающихся с ЗПР характеризуется некоторыми
особенностями. У них наблюдаются нарушения в развитии основных
движений и мелкой моторики, формировании двигательных умений и
навыков, нарушения осанки и координации, трудности при выполнении
статических упражнений и др. У них отмечаются трудности контроля за
двигательными действиями, проблемы в формировании произвольных
движений, координированности, ориентировки в пространстве.
Можно выделить три группы обучающихся с задержкой психического
развития.
1. Обучающиеся с ЗПР по варианту 7.1, достигшие к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития близкого к
возрастной

норме,

у

которых

отмечаются

трудности

произвольной

саморегуляции, проявляющиеся в условиях деятельности и организованного
поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Также у
данной

категории

обучающихся

могут

отмечаться

признаки

легкой

органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим
снижением

умственной

работоспособности

и

устойчивости

к

интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных
характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени
выраженные,

нарушения

зрительно-моторной

в

сфере

координации,

пространственных
нейродинамики,

представлений,
фонетико-

фонематическое недоразвитие и др. При этом наблюдается устойчивость
форм адаптивного поведения.
9

2. Обучающиеся с ЗПР по варианту 7.2, уровень психического
развития которых несколько ниже возрастной нормы. Отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп
либо

неравномерное

становление

познавательной

деятельности).

У

обучающихся отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных

процессов,

умственной

работоспособности

и

целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие
усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность,
самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто
избирательная

и

неустойчивая,

зависящая

от

уровня

сложности

и

субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная
как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением
эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
3. Обучающиеся с ЗПР по варианту 7.2, имеющие отклонения в
состоянии здоровья или инвалидность по соматическим заболеваниям. Для
них характерны специфические особенности двигательного развития,
связанные с имеющимся соматическим заболеванием. Как правило, наличие
у обучающегося

с

ЗПР

соматического

заболевания

осложняет

все

вышеперечисленные особенности психофизического развития детей с ЗПР.
Замедление темпа развития обусловливает стойкая соматогенная астения,
которая

приводит

к

повышенной

утомляемости,

истощаемости,

неспособности к длительному умственному и физическому напряжению.
Обучающиеся часто жалуются на усталость, головные боли, нарушения сна и
резкое падение работоспособности. В ответ на чрезмерную школьную
нагрузку может возникать переутомление. Таким образом, при обучении
данной группы, прежде всего необходимы строгая регламентация учебной
нагрузки,

профилактика

переутомления,

создание

обстановки

эмоционального комфорта как в школе, так и в семье, забота родителей об
10

охране и укреплении физического и психического здоровья обучающегося.
Прежде чем приступать к разработке индивидуального плана занятий
адаптивной физической культурой, необходимо внимательно ознакомиться с
показаниями и противопоказаниями к физическим нагрузкам.
Обучающиеся с ЗПР с нарушениями здоровья или инвалидностью
занимаются

адаптивной

физической

культурой

в

соответствии

с

медицинскими рекомендациями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Понятие
«физическая
культура» как
занятия физическими
упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и
физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями
животных и трудовыми действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности
Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур.
Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические
упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды
для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.
Гимнастика с основами акробатики
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы,
положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и
две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в
колонне по одному с равномерной скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения
ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической
скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на
спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в
положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами,
прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.
11

Лыжная подготовка
Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника.
Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на
лыжах скользящим шагом (без палок).
Лёгкая атлетика
Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с
места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и
подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса ГТО.
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории возникновения физических упражнений и первых
соревнований. Зарождение Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности
Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека:
сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их
измерения. Составление дневника наблюдений по физической культуре.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней
зарядки и физкультминутки для занятий в домашних условиях.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые
команды в построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному;
при поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение
в колонне по одному с равномерной и изменяющейся скоростью движения.
Упражнения
разминки
перед
выполнением
гимнастических
упражнений. Прыжки со скакалкой на двух ногах и поочерёдно на правой и
левой ноге на месте. Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание,
перекаты и наклоны с мячом в руках. Танцевальный хороводный шаг, танец
галоп.
Лыжная подготовка
12

Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Упражнения на
лыжах: передвижение двухшажным попеременным ходом, спуск с
небольшого склона в основной стойке, торможение лыжными палками на
учебной трассе и падением на бок во время спуска.
Лёгкая атлетика
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой. Броски малого мяча в
неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лёжа.
Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и
двумя ногами с места, в движении в разных направлениях, с разной
амплитудой и траекторией полёта. Прыжок в высоту с прямого разбега.
Ходьба по гимнастической скамейке с изменением скорости и направления
движения. Беговые сложно-координационные упражнения: ускорения из
разных исходных положений, змейкой, по кругу, обеганием предметов, с
преодолением небольших препятствий.
Подвижные игры
Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол,
футбол).
Прикладно-ориентированная физическая культура
Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных
физических качеств средствами подвижных и спортивных игр.
3 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры у древних народов,
населявших территорию России. История появления современного спорта.
Способы самостоятельной деятельности
Виды физических упражнений, используемых на уроках физической
культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их
отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на
занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка
нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры.
Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и
утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических
качеств на учебный год.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения
дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление
организма после умственной и физической нагрузки.
13

Спортивно-оздоровительная физическая культура.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из
колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении.
Упражнения в лазании по канату в три приёма. Упражнения на
гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами
ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением
положения рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по
наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в
разные стороны и движением руками, приставным шагом правым и левым
боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба
приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди, лазанье
разноимённым способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью
вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге, прыжки через
скакалку назад с равномерной скоростью.
Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища
с изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с
движением рук, ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька.
Лёгкая атлетика
Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча
из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения
скоростной и координационной направленности: челночный бег, бег с
преодолением препятствий, с ускорением и торможением, максимальной
скоростью на дистанции 30 м.
Лыжная подготовка
Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в
поворотах на лыжах переступанием стоя на месте и в движении. Торможение
плугом.
Плавательная подготовка.
Правила поведения в бассейне. Виды современного спортивного
плавания: кроль на груди и спине, брас. Упражнения ознакомительного
плавания: передвижение по дну ходьбой и прыжками, погружение в воду и
всплывание, скольжение на воде. Упражнения в плавании кролем на груди.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и
лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и
передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и
передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение
футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу.
14

Прикладно-ориентированная физическая культура.
Развитие основных физических качеств средствами базовых видов
спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
4 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры в России. Развитие
национальных видов спорта в России.
Способы самостоятельной деятельности
Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на
работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на
самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести
нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним
признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей
физического развития и физической подготовленности посредством
регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения
(на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для
снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы
больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в
естественных водоёмах, солнечные и воздушные процедуры.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и
акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо
освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с
разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической
перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце
«Летка-енка».
Лёгкая атлетика
Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических
упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические
действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое
ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на
месте.
Лыжная подготовка
15

Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой.
Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.
Плавательная подготовка
Предупреждение травматизма во время занятий плавательной
подготовкой. Упражнения в плавании кролем на груди, ознакомительные
упражнения в плавании кролем на спине.
Подвижные и спортивные игры
Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми.
Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая
подача, приём и передача мяча сверху, выполнение освоенных технических
действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя
руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча
внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Упражнения физической подготовки на развитие основных физических
качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса
ГТО.

Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы представлены на
уровень образования. Распределение указанных результатов по годам
обучения определяется Адаптированной основной общеобразовательной
программой

начального

общего

образования

обучающихся

с

ЗПР,

разработанной образовательной организацией.
Личностные результаты
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
−

соблюдении школьных правил (выполнять на уроке команды

учителя);
16

−

старательности, стремлении быть успешным в физических

упражнениях;
−

подчинении дисциплинарным требованиям на уроках АФК;

−

адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание

учителя;
−

бережном отношении к школьному имуществу, используемому

на уроках.
Сформированность

знаний

об

окружающем

природном

и

социальном мире проявляется в:
−

выбору одежды в соответствии с погодными условиями

(например, при занятиях на улице);
−

вовлеченности в спортивные события (в масштабах школы).

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни) проявляется в:
−

попытках содержать в порядке спортивную форму (аккуратно

складывать, просить взрослых выстирать);
−

стремлении к доступному физическому совершенствованию

(позитивное отношение к урокам АФК, занятиям спортом, физическим
упражнениям);
−

ориентации на здоровый образ жизни: знания о причинах

болезней и их профилактике, вербально и поведенчески негативное
отношение к вредным привычкам;
−

различении потенциально опасных ситуаций и прогнозировании

их последствий (залезать на спортивные снаряды без достаточной
подготовки и пр.).
Сформированность

самосознания,

в

т.ч.

адекватных

представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется
в:

17

−

осознании

разных

результатов

выполнения

заданий

(сформированность самооценки в деятельности);
−

осознании своего состояния (заболел бок от бега, закружилась

голова и пр.);
−

осознании

затруднений

(не

получается

определенное

упражнение);
−

разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи

педагога;
−

способности осознавать факторы и ситуации, ухудшающие

физические и психологические возможности;
−

возможности анализировать причины успехов и неудач.

Сформированность речевых умений проявляется в:
−

умении транслировать правила подвижной игры, давать команды

при работе в подгруппах и пр.
Сформированность

навыков

продуктивной

межличностной

коммуникации проявляется в:
−

возможности согласованно выполнять необходимые действия в

паре и в малой группе (например, в эстафете);
−

возможности контролировать импульсивные желания;

−

корректном реагировании на чужие оплошности и затруднения;

−

умении проявлять терпение.

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения
проявляется в:
−

умении не употреблять обидные слова по отношению к другим

людям;
−

проявлении сочувствия к затруднениям и неприятностям других

людей.
Метапредметные результаты
18

Освоения программы по адаптивной физической культуре на уровне
начального общего образования предполагает формирование у обучающихся
универсальных

учебных

действий

(познавательных,

регулятивных

и

коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть
обозначены следующим образом:
Сформированные

познавательные

универсальные

учебные

действия проявляются в:
−

понимании групповой инструкции к задаче, поставленной

учителем;
−

попытках сравнения и обобщения (например, эти упражнения на

ловкость, а эти - на скорость);
−

умении

вербализовать

наглядно

наблюдаемую

причинно-

следственную связь.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия
проявляются в:
−

способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию,

утомлению;
−

способности соотносить полученный результат с образцом и

замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия проявляются в:
−

овладении умением обратиться к сверстнику с предложением,

просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением;
−

овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в

преодолении затруднения;
19

−

овладении умением работать в паре (помогать партнеру);

−

овладении умением работать в подгруппе (понимать, что победа

в спорте зависит от согласованных действий и взаимопомощи);
−

овладении умением адекватно воспринимать критику.

20

Тематическое планирование
Примерный тематический план для АООП НОО ЗПР (вариант 7.1)

№

Разделы и темы

Год обучения
1

2

3

4

Количество часов (уроков)
I. Знания об адаптивной физической культуре
1

Физическая

культура

как

система

занятий

В процессе обучения

физическими упражнениями по укреплению здоровья
человека.
2

Из истории физической культуры.

3

Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие

В процессе обучения

В процессе обучения

II. Способы физкультурной деятельности
4

Самостоятельные занятия.

В процессе обучения

5

Самостоятельные игры и развлечения.

В процессе обучения

6

Физкультурно-оздоровительная деятельность

В процессе обучения

III. Физическое совершенствование
7

Гимнастика с основами акробатики

24

20

20

20

8

Легкая атлетика

20

20

20

20

9

Лыжная подготовка

22

20

20

20

10

Плавание

-

12

12

12

11

Подвижные и спортивные игры

33

30

30

30

99

102

102

102

Итого: 405 часов

Примерный

№

тематический

план

для

АООП

НОО

Разделы и темы

ЗПР

(вариант

7.2)

Год обучения
1

1

2

3

4

доп.
Количество часов (уроков)
I. Знания об адаптивной физической культуре
1

Физическая культура как система занятий физическими

В процессе обучения

упражнениями по укреплению здоровья человека.
2

Из истории физической культуры.

В процессе обучения

3

Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие

В процессе обучения

II. Способы физкультурной деятельности
4

Самостоятельные занятия.

В процессе обучения

5

Самостоятельные игры и развлечения.

В процессе обучения

6

Физкультурно-оздоровительная деятельность

В процессе обучения

III. Физическое совершенствование
7

Гимнастика с основами акробатики

24

24

20

20

20

8

Легкая атлетика

20

20

20

20

20

9

Лыжная подготовка

22

22

20

20

20

10

Плавание

-

-

12

12

12

11

Подвижные и спортивные игры

33

33

30

30

30

99

99

102

102

102

Итого: 504 часа

22

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При

оценивании

успеваемости

учитываются

индивидуальные

особенности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний обучающихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются ошибки, которые не влияют на качество
и результат выполнения упражнений. К мелким ошибкам в основном
относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное
исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – ошибки, которые не вызывают особого
искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный

показатель

ниже

предполагаемого

ненамного.

К

значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – ошибки, которые искажают технику движения,
влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений,
допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной
ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и
несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить
результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.
Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
23

При оценивании успеваемости обучающихся, имеющих специальную и
подготовительную физкультурную группу здоровья, строго учитывается
характер заболевания и медицинские показания. Данные обучающиеся
выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения АФК, отвечают на
теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят
доклады,

презентации,

творческие

работы

и

проекты.

Учащиеся

подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные
испытания с учетом медицинских показаний, но освобождаются от
соревновательной деятельности. Рекомендуется вести индивидуальный
мониторинг развития двигательных навыков обучающихся.
Материально–техническое обеспечение
При реализации программы по адаптированной физической культуре
для обучающихся с задержкой психического развития образовательная
организация наряду с общим

материально-техническим обеспечением

реализации программ по адаптивной физической культуре обеспечивает:
- Наглядный материал: схемы человеческого тела, муляжи скелета,
оборудованное место для просмотра видеоряда, карточки для составления
визуального расписания и технологических карт, большое зеркало.
-

Оборудование:

спортивный

инвентарь

с

различными

характеристиками, игровой материал для организации.

24

сенсорными


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».