РП ВД Русский язык в действии 1-2 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Русский язык в действии»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 2 года (1–2 классы)

Составитель:
Методическое объединение
учителей начальных классов

г. Заречный
2024

Оглавление
1. Пояснительная записка ......................................................................................................... 2
2. Содержание курса внеурочной деятельности ..................................................................... 3
3. Планируемые результаты освоения курса .......................................................................... 5
3.1. Личностные результаты ................................................................................................. 5
3.2. Метапредметные результаты ......................................................................................... 7
3.3. Предметные результаты ................................................................................................. 7
4. Тематическое планирование................................................................................................. 9

1

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Русский язык в действии»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык в действии» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, федеральной
образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русский язык в
действии» разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Родной (русский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке»).
Содержание программы «Русский язык в действии» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. В содержании программы «Русский язык
в действии» предусматривается расширение сведений реализации языковой системы в
речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Содержание программы учебного курса внеурочной деятельности «Русский язык в
действии» направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования, формирование функциональной грамотности
обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов
деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
Обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и
слушанию закладывается в начальной школе и является основой формирования
функциональной грамотности. Обучение обеспечивается урочной деятельностью через
учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» и внеурочной деятельностью.
Реализуя учебный курс внеурочной деятельности «Русский язык в действии»
позволит на пропедевтическом уровне осуществлять формирование у обучающихся
функциональной грамотности (1–2 классах), что обеспечит развитие способности
обучающегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения
информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении
при помощи текстов и других сообщений.
Учебный курс «Русский язык в действии» носит практико-ориентированный характер
и организуется в формах, отличных от урочной.
Цель курса «Русский язык в действии»: углубление знаний о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия
русского языка, повышение мотивации к его изучению, формирование логического мышления
в процессе наблюдения за связями, существующими в системе языка, за возможностью
2

разными способами передавать то или иное значение; развитие способности работать в
условиях командных соревнований.
Задачи курса:
1)
расширять представление о языке как духовной и культурной ценности русского
народа;
2)
совершенствовать коммуникативные умения, развивать языковую интуицию;
3)
включать обучающихся в практическую речевую деятельность на русском
языке;
4)
знакомить с фактами истории родного языка;
5)
расширять представление о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ)
Форма организации: факультатив.
Учебный курс внеурочной «Русский язык в действии» МАОУ ГО Заречный «СОШ №
3» реализуется в объёме: в 1 классе – 17 часов во втором полугодии, во 2 классе –34 часа.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
В соответствии с федеральной программой по родному (русскому) языку занятия
учебного курса «Русский язык в действии» включают три блока.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов,
об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях, формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного), развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
обучающихся (умениями определять цели общения, участвовать в речевом общении),
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Общее число часов для изучения учебного курса внеурочной деятельности «Русский
язык в действии», –51 час: в 1 классе – 17 часов во втором полугодии (1 час в неделю), во 2
классе – 34 часа (1 час в неделю).
3

Содержание учебного курса в 1 классе
Русский язык: прошлое и настоящее.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок.
Практическая работа.
Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и другие);
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти
и другие).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание.
Словарь в картинках.
Язык в действии.
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью
слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Содержание учебного курса во 2 классе
Русский язык: прошлое и настоящее.
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры,
забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы
традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат,
ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг),
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи,
похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего
времени,
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать
в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание.
Словарь «Почему это так называется?».
Язык в действии.
4

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа.
Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с
необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Секреты речи и текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и другие, сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и другие (например,
как правильно выразить несогласие, как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения, различение этикетных форм обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации, использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации
прочитанного и прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных, выделение наиболее существенных
фактов, установление логической связи между фактами.
3. Планируемые результаты освоения курса
3.1. Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
—
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
—
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
—
формирование ценностей многонационального российского общества;
—
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
5

поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
—
признание индивидуальности каждого человека с использованием
собственного жизненного и читательского опыта;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
—
представление о многообразии окружающего мира, духовных традициях
русского народа;
—
формирование
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
положительного отношения к школе, урокам русского языка;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
Эстетическое воспитание:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
—
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова, осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
—
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
—
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира),
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
6

3.2. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты у обучающихся формируются на пропедевтическом уровне.
Познавательные универсальные учебные действия:
—
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
—
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы с помощью педагогического работника;
—
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации.
Работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
—
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
—
осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием
учебной литературы;
—
ориентироваться в ученике на развороте, в условных обозначениях;
—
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, таблицах, схемах;
—
преобразовывать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
—
оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне предложения
или текста (из трёх предложений);
—
слушать и понимать речь других; участвовать в речевом общении.
—
формулировать выводы в результате совместной деятельности группы класса
и учителя.
3.3. Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
—
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
—
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
—
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
—
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного
языка для культурного человека;
—
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—
осознавать смыслообразующую роль ударения;
—
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
—
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
—
владеть правилами речевого диалога;
—
уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и
7

завершения);
—
использовать в речи языковые средства для свободного выражения своих
мыслей и чувств адекватно ситуации общения;
—
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа: видеть в них
наиболее существенные факты, отбирать нужную информацию.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
—
осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
—
осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
—
распознавать слова с национально-культурным компонентам значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь,
детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной
тематике;
—
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
—
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных речевых
ситуациях речевого общения;
—
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем);
—
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—
осознавать смыслообразующую роль ударения на примере омографов;
—
соблюдать лексические нормы современного литературного русского языка:
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
—
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
—
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями
синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
—
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
—
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
—
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу. извинение, поздравление;
—
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
—
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
—
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
8

главные факты от второстепенных; выделять существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
—
строить устные сообщения различных видов;
—
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
—
тексты-повествования о посещении музеев, выставок, об участии в народных
праздниках.

№
п/п

Раздел/тема

4. Тематическое планирование
1-й класс
Коли
Содержание
чество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
1
Как
писали
в 1
Особенности оформления книг в http://www.edu.ru/
старину
Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.
Сведения об истории русской
письменности: как появились
буквы современного русского
алфавита. Практическая работа
«Оформление
предложенных
красных срок и заставок»
2

Практическая
1
работа:
«Оформление
буквиц и заставок».

«Оформление
заставок».

3

Дом в старину: что 1
как называлось.

Слова, обозначающие предметы http://www.edu.ru/
традиционного русского быта:
дом в старину: что как
называлось
(изба,
терем,
хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т. д)

4

Во что одевались в 1
старину.

Слова, обозначающие предметы http://www.edu.ru/
традиционного русского быта:
как называлось то, во что
одевались в старину: (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и
т. д.)

5

Имена в малых 1
жанрах фольклора

Имена
в
фольклора
9

буквиц

и http://www.edu.ru/

малых
жанрах http://www.edu.ru/
(в
пословицах,

6

Проектное задание. 1
Словарь
в
картинках.

поговорках,
прибаутках).
Составление словаря

загадках,
http://www.edu.ru/

7

Раздел 2. Язык в действии (11 часов)
Выделяем голосом 1
Роль логического ударения
важные слова

8

Выделяем голосом
важные слова

1

Роль логического ударения.

9

Выделяем голосом
важные слова

1

10

Как можно играть 1
звуками
Где
поставить 1
ударение.

Упражнение
в
постановке http://www.edu.ru/
логического
ударения
в
стихотворных строчках.
Звукопись
в
стихотворном http://www.edu.ru/
художественном тексте
Смыслоразличительная
роль http://www.edu.ru/
ударения

11

12

13

14
15

16
17

Где
поставить
ударение. Работа с
орфоэпическим
словарём.
Где
поставить
ударение. Работа с
орфоэпическим
словарём.
Где
поставить
ударение.
Как
сочетаются
слова.

1

1

1
1

Как
сочетаются 1
слова.
Обобщающее
1
занятие.

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/

Соблюдение
орфоэпических http://www.edu.ru/
норм современного русского
языка в практике речевого
общения.
Смыслоразличительная
роль http://www.edu.ru/
ударения

Смыслоразличительная
роль
ударения
Наблюдение за сочетаемостью
слов (пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).
Составление предложений из
группы слов.
Составление
кроссвордов,
ребусов, загадок по темам
занятий «Русский язык в
действии»

17
часов

10

http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/

№
п/п

Раздел/тема

Коли
чество
часов

2 класс
Содержание

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
1
По
одёжке 1
Что и как слова могут рассказать
встречают
об одежде. Лексические единицы
с
национально-культурной
семантикой,
обозначающие
одежду. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями
традиционного
русского быта: одежда
2
Ржаной хлебушко 1
Что и как слова могут рассказать
калачу дедушка.
о еде. Лексические единицы,
обозначающие
традиционные
предметы
традиционного
русского быта: русская кухня.
3
Если хорошие щи, 1
Слова, называющие то, что ели в
так другой пищи не
старину (например, тюря, полба,
ищи.
каша, щи, похлёбка, бублик,
ватрушка калач, коврижки):
какие из них сохранились до
нашего времени
4
Каша – кормилица 1
Сообщения
на
основе
наша.
прочитанного
текста
теме:
«Еда».
5
Пословицы,
1
Практическая работа: объяснить
поговорки,
значение пословиц. Творческое
фразеологизмы,
задание:
придумать
возникновение
скороговорки из предложенных
которых связано с
слов.
едой.
6
Любишь кататься, 1
Что нам могут рассказать слова о
люби и саночки
детских забавах, игрушках.
возить.
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых связаны с детскими
забавами
7
Делу время - потехе 1
Слова, называющие игры и
час.
игрушки
11

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

8

В решете воду не 1
удержишь.

9

Самовар
кипит, 1
уходить не велит.
Представление
1
результатов
выполнения
проектных заданий:
«Секреты семейной
кухни»,
«Интересная игра»,
«Музеи самоваров в
России», «Почему
это
так
называется?».
Раздел 2. Язык в действии (9 часов)
Помогает
ли 1
Как правильно произносить
ударение различать
слова (пропедевтическая работа
слова?
по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи)
Для чего нужны 1
Обогащение
активного
и
синонимы?
пассивного словарного запаса.
Проведение
синонимических
замен с учётом особенностей
текста
Для чего нужны 1
Обогащение
активного
и
антонимы?
пассивного словарного запаса.
Уточнение
лексического
значения антонимов
Как
появились 1
Сравнение русских пословиц и
пословицы
и
поговорок с пословицами и
фразеологизмы?
поговорками других народов
Как
появились 1
Сравнение
фразеологизмов,
пословицы
и
имеющих в разных языках
фразеологизмы?
общий смысл, но различную
образную форму
Как
можно 1
Разные способы толкования
объяснить значение
значения слов
слова?
Встречается ли в 1
Наблюдение за изменением
сказках и стихах
места ударения в поэтическом

10

11

12

13

14

15

16

17

Пословицы,
поговорки, http://www.edu.ru/
фразеологизмы, возникновение
которых связано с домашней
утварью
Слова, связанные с традицией http://www.edu.ru/
русского чаепития
Оценка проектных заданий по http://www.edu.ru/
предложенным критериям

12

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.edu.ru/

18

19

20

21

22

необычное
ударение?
Работа со словарём 1
ударений
Представление
результатов
выполнения
практической
работы

1

тексте
Орфографический
тренинг http://www.edu.ru/
(осуществляется при изучении
всех разделов курса
Учимся
читать
фрагменты http://www.edu.ru/
стихов и сказок, в которых есть
слова
с
необычным
произношением и ударением

Раздел 3. Секреты речи и текста (15 часов)
Диалог.
Приёмы 1
Работа с рисунками: провести http://www.edu.ru/
общения.
анализ
ситуаций
речевого
общения; подобрать к каждому
рисунку варианты подписей —
устойчивые
этикетные
выражения. Работа с толковым
словарём: объяснить значение
слов диалог, реплика. Работа в
группе: каждому участнику
группы нужно прочитать диалог,
найти ошибки; обсудить, как их
исправить,
с
другими
участниками группы.
Устойчивые
1
Сохранение
инициативы
в http://www.edu.ru/
этикетные
диалоге,
уклонение
от
выражения
в
инициативы,
завершение
учебно-научной
диалога и др. (например, как
коммуникации:
правильно выразить несогласие;
формы обращения;
как убедить товарища.
использование
Работа в паре: определить
обращений ты и Вы
количество участников диалога,
прочитать его по ролям, точно
передавая интонацию каждого
собеседника. Самостоятельная
работа: объяснить значение
пословиц. Проектное задание:
написать несколько советов о
том, как вести диалог
Анализ
1
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
информации
текст, который читает учитель,
прочитанного
и
извлечь информацию о родовом
прослушанного
значении заданных слов, отвечая
13

2324

текста: отличение
главных фактов от
второстепенных;
выделение
наиболее
существенных
фактов
Анализ
1
информации
прочитанного
и
прослушанного
текста:
отличие
главных фактов от
второстепенных;
выделение
наиболее
существенных
фактов.
Установление
логической связи
между фактами.

25

Создание
1
собственного
текста: развернутое
толкование
значение слова

26

Устанавливаем
1
связь предложений
в
тексте.

на вопросы учителя; прочитать
текст,
подчеркнуть
слова,
которые описывают главного
героя рассказа

Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
извлечь информацию о родовом
значении заданных слов, отвечая
на вопросы учителя; прочитать
текст,
подчеркнуть
слова,
которые описывают главного
героя
рассказа.
Творческое
задание:
используя
подчёркнутые в тексте слова,
написать
развёрнутое
толкование
значения
незнакомого слова.
Работа в группе: соотнести
краткие
и
развёрнутые
толкования значений одних и тех
же слов и ситуации, в которых
эти
толкования
уместны;
восстановить тексты, подобрав
соответствующие им толкования
значения слова. Творческое
задание: составить из двух
толкований значения слова одно
развёрнутое толкование
Работа в группе: оценить http://www.edu.ru/
черновики
текстов
—
развёрнутых
толкований
значения слова — по критериям,
отредактировать тексты. Работа
с таблицей: заполнить таблицу,
выписав из текста краткое
и развёрнутое
толкование
значений выделенных слов
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
14

Практическое
овладение
средствами связи:
лексический
повтор,
местоимённый
повтор.

27

Делим сплошной 1
текст
на
предложения

28

Практическое
1
овладение
средствами связи:
лексический
повтор,
местоименный
повтор

29

Создание текстов- 1
инструкций
с
опорой
на
предложенный
текст

текста и рисунки; найти предмет,
который описан в тексте;
опираясь на информацию из
текста, дополнить толкование
значения
слова.
Самостоятельная
работа:
познакомиться
с
историей
происхождения фразеологизма
тянуть канитель на основе
материалов из истории языка и
культуры.
Творческое задание: составить
инструкцию по предложенному
алгоритму
с
опорой
на
информацию из текста и
проверить себя, сравнить свою
инструкцию с приведённой в
учебнике
Наблюдение: прочитать текст, http://www.edu.ru/
заменить местоимение и словосиноним, связывающие два
соседних предложения в тексте,
словом,
из
предыдущего
предложения,
сравнить
исходный
и
«экспериментальный» тексты,
сделать вывод о роли слов,
связывающих предложения в
тексте
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
текста и рисунки; найти предмет,
который описан в тексте;
опираясь на информацию из
текста, дополнить толкование
значения слова
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
текста и рисунки; найти предмет,
который описан в тексте;
опираясь на информацию из
15

30

31

Создание текстов- 1
повествований:
заметки
о
посещении музеев,
повествование об
участии в народных
праздниках
Создание текстов- 1
описаний

32

Пишем письмо

1

33

Представление
результатов
выполнения
проектных заданий

1

34

Устный ответ как 1
жанр
монологической
устной
учебнонаучной речи

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

текста, дополнить толкование
значения слова.
Самостоятельная
работа:
познакомиться
с
историей
происхождения фразеологизма
тянуть канитель на основе
материалов из истории языка и
культуры
На
основе
инструкции
и http://www.edu.ru/
предложенного плана написать
небольшой текст-повествование
по заданной теме

Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
текста и рисунки; найти предмет,
который описан в тексте
http://www.edu.ru/
Работа в группе: сделать устное http://www.edu.ru/
сообщение
о
результатах
выполнения проектного задания,
оценить сообщения участников
группы
по
заранее
согласованным критериям
Работа в группе: сделать устное http://www.edu.ru/
сообщение
о
результатах
выполнения проектного задания,
оценить сообщения участников
группы
по
заранее
согласованным критериям

34 часа

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».