Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Русский язык в действии»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 2 года (1–2 классы)
Составитель:
Методическое объединение
учителей начальных классов
г. Заречный
2024
Оглавление
1. Пояснительная записка ......................................................................................................... 2
2. Содержание курса внеурочной деятельности ..................................................................... 3
3. Планируемые результаты освоения курса .......................................................................... 5
3.1. Личностные результаты ................................................................................................. 5
3.2. Метапредметные результаты ......................................................................................... 7
3.3. Предметные результаты ................................................................................................. 7
4. Тематическое планирование................................................................................................. 9
1
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Русский язык в действии»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык в действии» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, федеральной
образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русский язык в
действии» разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Родной (русский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке»).
Содержание программы «Русский язык в действии» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. В содержании программы «Русский язык
в действии» предусматривается расширение сведений реализации языковой системы в
речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Содержание программы учебного курса внеурочной деятельности «Русский язык в
действии» направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования, формирование функциональной грамотности
обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов
деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
Обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и
слушанию закладывается в начальной школе и является основой формирования
функциональной грамотности. Обучение обеспечивается урочной деятельностью через
учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» и внеурочной деятельностью.
Реализуя учебный курс внеурочной деятельности «Русский язык в действии»
позволит на пропедевтическом уровне осуществлять формирование у обучающихся
функциональной грамотности (1–2 классах), что обеспечит развитие способности
обучающегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения
информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении
при помощи текстов и других сообщений.
Учебный курс «Русский язык в действии» носит практико-ориентированный характер
и организуется в формах, отличных от урочной.
Цель курса «Русский язык в действии»: углубление знаний о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия
русского языка, повышение мотивации к его изучению, формирование логического мышления
в процессе наблюдения за связями, существующими в системе языка, за возможностью
2
разными способами передавать то или иное значение; развитие способности работать в
условиях командных соревнований.
Задачи курса:
1)
расширять представление о языке как духовной и культурной ценности русского
народа;
2)
совершенствовать коммуникативные умения, развивать языковую интуицию;
3)
включать обучающихся в практическую речевую деятельность на русском
языке;
4)
знакомить с фактами истории родного языка;
5)
расширять представление о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ)
Форма организации: факультатив.
Учебный курс внеурочной «Русский язык в действии» МАОУ ГО Заречный «СОШ №
3» реализуется в объёме: в 1 классе – 17 часов во втором полугодии, во 2 классе –34 часа.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
В соответствии с федеральной программой по родному (русскому) языку занятия
учебного курса «Русский язык в действии» включают три блока.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов,
об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях, формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного), развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
обучающихся (умениями определять цели общения, участвовать в речевом общении),
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Общее число часов для изучения учебного курса внеурочной деятельности «Русский
язык в действии», –51 час: в 1 классе – 17 часов во втором полугодии (1 час в неделю), во 2
классе – 34 часа (1 час в неделю).
3
Содержание учебного курса в 1 классе
Русский язык: прошлое и настоящее.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок.
Практическая работа.
Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и другие);
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти
и другие).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание.
Словарь в картинках.
Язык в действии.
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью
слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Содержание учебного курса во 2 классе
Русский язык: прошлое и настоящее.
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры,
забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы
традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат,
ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг),
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи,
похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего
времени,
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать
в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание.
Словарь «Почему это так называется?».
Язык в действии.
4
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа.
Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с
необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Секреты речи и текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и другие, сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и другие (например,
как правильно выразить несогласие, как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения, различение этикетных форм обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации, использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации
прочитанного и прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных, выделение наиболее существенных
фактов, установление логической связи между фактами.
3. Планируемые результаты освоения курса
3.1. Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
—
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
—
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
—
формирование ценностей многонационального российского общества;
—
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
5
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
—
признание индивидуальности каждого человека с использованием
собственного жизненного и читательского опыта;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
—
представление о многообразии окружающего мира, духовных традициях
русского народа;
—
формирование
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
положительного отношения к школе, урокам русского языка;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
Эстетическое воспитание:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
—
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова, осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
—
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
—
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира),
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
6
3.2. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты у обучающихся формируются на пропедевтическом уровне.
Познавательные универсальные учебные действия:
—
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
—
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы с помощью педагогического работника;
—
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации.
Работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
—
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
—
осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием
учебной литературы;
—
ориентироваться в ученике на развороте, в условных обозначениях;
—
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, таблицах, схемах;
—
преобразовывать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
—
оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне предложения
или текста (из трёх предложений);
—
слушать и понимать речь других; участвовать в речевом общении.
—
формулировать выводы в результате совместной деятельности группы класса
и учителя.
3.3. Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
—
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
—
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
—
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
—
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного
языка для культурного человека;
—
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—
осознавать смыслообразующую роль ударения;
—
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
—
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
—
владеть правилами речевого диалога;
—
уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и
7
завершения);
—
использовать в речи языковые средства для свободного выражения своих
мыслей и чувств адекватно ситуации общения;
—
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа: видеть в них
наиболее существенные факты, отбирать нужную информацию.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
—
осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
—
осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
—
распознавать слова с национально-культурным компонентам значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь,
детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной
тематике;
—
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
—
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных речевых
ситуациях речевого общения;
—
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем);
—
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—
осознавать смыслообразующую роль ударения на примере омографов;
—
соблюдать лексические нормы современного литературного русского языка:
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
—
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
—
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями
синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
—
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
—
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
—
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу. извинение, поздравление;
—
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
—
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
—
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
8
главные факты от второстепенных; выделять существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
—
строить устные сообщения различных видов;
—
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
—
тексты-повествования о посещении музеев, выставок, об участии в народных
праздниках.
№
п/п
Раздел/тема
4. Тематическое планирование
1-й класс
Коли
Содержание
чество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
1
Как
писали
в 1
Особенности оформления книг в http://www.edu.ru/
старину
Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.
Сведения об истории русской
письменности: как появились
буквы современного русского
алфавита. Практическая работа
«Оформление
предложенных
красных срок и заставок»
2
Практическая
1
работа:
«Оформление
буквиц и заставок».
«Оформление
заставок».
3
Дом в старину: что 1
как называлось.
Слова, обозначающие предметы http://www.edu.ru/
традиционного русского быта:
дом в старину: что как
называлось
(изба,
терем,
хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т. д)
4
Во что одевались в 1
старину.
Слова, обозначающие предметы http://www.edu.ru/
традиционного русского быта:
как называлось то, во что
одевались в старину: (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и
т. д.)
5
Имена в малых 1
жанрах фольклора
Имена
в
фольклора
9
буквиц
и http://www.edu.ru/
малых
жанрах http://www.edu.ru/
(в
пословицах,
6
Проектное задание. 1
Словарь
в
картинках.
поговорках,
прибаутках).
Составление словаря
загадках,
http://www.edu.ru/
7
Раздел 2. Язык в действии (11 часов)
Выделяем голосом 1
Роль логического ударения
важные слова
8
Выделяем голосом
важные слова
1
Роль логического ударения.
9
Выделяем голосом
важные слова
1
10
Как можно играть 1
звуками
Где
поставить 1
ударение.
Упражнение
в
постановке http://www.edu.ru/
логического
ударения
в
стихотворных строчках.
Звукопись
в
стихотворном http://www.edu.ru/
художественном тексте
Смыслоразличительная
роль http://www.edu.ru/
ударения
11
12
13
14
15
16
17
Где
поставить
ударение. Работа с
орфоэпическим
словарём.
Где
поставить
ударение. Работа с
орфоэпическим
словарём.
Где
поставить
ударение.
Как
сочетаются
слова.
1
1
1
1
Как
сочетаются 1
слова.
Обобщающее
1
занятие.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
Соблюдение
орфоэпических http://www.edu.ru/
норм современного русского
языка в практике речевого
общения.
Смыслоразличительная
роль http://www.edu.ru/
ударения
Смыслоразличительная
роль
ударения
Наблюдение за сочетаемостью
слов (пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).
Составление предложений из
группы слов.
Составление
кроссвордов,
ребусов, загадок по темам
занятий «Русский язык в
действии»
17
часов
10
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
№
п/п
Раздел/тема
Коли
чество
часов
2 класс
Содержание
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
1
По
одёжке 1
Что и как слова могут рассказать
встречают
об одежде. Лексические единицы
с
национально-культурной
семантикой,
обозначающие
одежду. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями
традиционного
русского быта: одежда
2
Ржаной хлебушко 1
Что и как слова могут рассказать
калачу дедушка.
о еде. Лексические единицы,
обозначающие
традиционные
предметы
традиционного
русского быта: русская кухня.
3
Если хорошие щи, 1
Слова, называющие то, что ели в
так другой пищи не
старину (например, тюря, полба,
ищи.
каша, щи, похлёбка, бублик,
ватрушка калач, коврижки):
какие из них сохранились до
нашего времени
4
Каша – кормилица 1
Сообщения
на
основе
наша.
прочитанного
текста
теме:
«Еда».
5
Пословицы,
1
Практическая работа: объяснить
поговорки,
значение пословиц. Творческое
фразеологизмы,
задание:
придумать
возникновение
скороговорки из предложенных
которых связано с
слов.
едой.
6
Любишь кататься, 1
Что нам могут рассказать слова о
люби и саночки
детских забавах, игрушках.
возить.
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых связаны с детскими
забавами
7
Делу время - потехе 1
Слова, называющие игры и
час.
игрушки
11
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
8
В решете воду не 1
удержишь.
9
Самовар
кипит, 1
уходить не велит.
Представление
1
результатов
выполнения
проектных заданий:
«Секреты семейной
кухни»,
«Интересная игра»,
«Музеи самоваров в
России», «Почему
это
так
называется?».
Раздел 2. Язык в действии (9 часов)
Помогает
ли 1
Как правильно произносить
ударение различать
слова (пропедевтическая работа
слова?
по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи)
Для чего нужны 1
Обогащение
активного
и
синонимы?
пассивного словарного запаса.
Проведение
синонимических
замен с учётом особенностей
текста
Для чего нужны 1
Обогащение
активного
и
антонимы?
пассивного словарного запаса.
Уточнение
лексического
значения антонимов
Как
появились 1
Сравнение русских пословиц и
пословицы
и
поговорок с пословицами и
фразеологизмы?
поговорками других народов
Как
появились 1
Сравнение
фразеологизмов,
пословицы
и
имеющих в разных языках
фразеологизмы?
общий смысл, но различную
образную форму
Как
можно 1
Разные способы толкования
объяснить значение
значения слов
слова?
Встречается ли в 1
Наблюдение за изменением
сказках и стихах
места ударения в поэтическом
10
11
12
13
14
15
16
17
Пословицы,
поговорки, http://www.edu.ru/
фразеологизмы, возникновение
которых связано с домашней
утварью
Слова, связанные с традицией http://www.edu.ru/
русского чаепития
Оценка проектных заданий по http://www.edu.ru/
предложенным критериям
12
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.edu.ru/
18
19
20
21
22
необычное
ударение?
Работа со словарём 1
ударений
Представление
результатов
выполнения
практической
работы
1
тексте
Орфографический
тренинг http://www.edu.ru/
(осуществляется при изучении
всех разделов курса
Учимся
читать
фрагменты http://www.edu.ru/
стихов и сказок, в которых есть
слова
с
необычным
произношением и ударением
Раздел 3. Секреты речи и текста (15 часов)
Диалог.
Приёмы 1
Работа с рисунками: провести http://www.edu.ru/
общения.
анализ
ситуаций
речевого
общения; подобрать к каждому
рисунку варианты подписей —
устойчивые
этикетные
выражения. Работа с толковым
словарём: объяснить значение
слов диалог, реплика. Работа в
группе: каждому участнику
группы нужно прочитать диалог,
найти ошибки; обсудить, как их
исправить,
с
другими
участниками группы.
Устойчивые
1
Сохранение
инициативы
в http://www.edu.ru/
этикетные
диалоге,
уклонение
от
выражения
в
инициативы,
завершение
учебно-научной
диалога и др. (например, как
коммуникации:
правильно выразить несогласие;
формы обращения;
как убедить товарища.
использование
Работа в паре: определить
обращений ты и Вы
количество участников диалога,
прочитать его по ролям, точно
передавая интонацию каждого
собеседника. Самостоятельная
работа: объяснить значение
пословиц. Проектное задание:
написать несколько советов о
том, как вести диалог
Анализ
1
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
информации
текст, который читает учитель,
прочитанного
и
извлечь информацию о родовом
прослушанного
значении заданных слов, отвечая
13
2324
текста: отличение
главных фактов от
второстепенных;
выделение
наиболее
существенных
фактов
Анализ
1
информации
прочитанного
и
прослушанного
текста:
отличие
главных фактов от
второстепенных;
выделение
наиболее
существенных
фактов.
Установление
логической связи
между фактами.
25
Создание
1
собственного
текста: развернутое
толкование
значение слова
26
Устанавливаем
1
связь предложений
в
тексте.
на вопросы учителя; прочитать
текст,
подчеркнуть
слова,
которые описывают главного
героя рассказа
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
извлечь информацию о родовом
значении заданных слов, отвечая
на вопросы учителя; прочитать
текст,
подчеркнуть
слова,
которые описывают главного
героя
рассказа.
Творческое
задание:
используя
подчёркнутые в тексте слова,
написать
развёрнутое
толкование
значения
незнакомого слова.
Работа в группе: соотнести
краткие
и
развёрнутые
толкования значений одних и тех
же слов и ситуации, в которых
эти
толкования
уместны;
восстановить тексты, подобрав
соответствующие им толкования
значения слова. Творческое
задание: составить из двух
толкований значения слова одно
развёрнутое толкование
Работа в группе: оценить http://www.edu.ru/
черновики
текстов
—
развёрнутых
толкований
значения слова — по критериям,
отредактировать тексты. Работа
с таблицей: заполнить таблицу,
выписав из текста краткое
и развёрнутое
толкование
значений выделенных слов
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
14
Практическое
овладение
средствами связи:
лексический
повтор,
местоимённый
повтор.
27
Делим сплошной 1
текст
на
предложения
28
Практическое
1
овладение
средствами связи:
лексический
повтор,
местоименный
повтор
29
Создание текстов- 1
инструкций
с
опорой
на
предложенный
текст
текста и рисунки; найти предмет,
который описан в тексте;
опираясь на информацию из
текста, дополнить толкование
значения
слова.
Самостоятельная
работа:
познакомиться
с
историей
происхождения фразеологизма
тянуть канитель на основе
материалов из истории языка и
культуры.
Творческое задание: составить
инструкцию по предложенному
алгоритму
с
опорой
на
информацию из текста и
проверить себя, сравнить свою
инструкцию с приведённой в
учебнике
Наблюдение: прочитать текст, http://www.edu.ru/
заменить местоимение и словосиноним, связывающие два
соседних предложения в тексте,
словом,
из
предыдущего
предложения,
сравнить
исходный
и
«экспериментальный» тексты,
сделать вывод о роли слов,
связывающих предложения в
тексте
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
текста и рисунки; найти предмет,
который описан в тексте;
опираясь на информацию из
текста, дополнить толкование
значения слова
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
текста и рисунки; найти предмет,
который описан в тексте;
опираясь на информацию из
15
30
31
Создание текстов- 1
повествований:
заметки
о
посещении музеев,
повествование об
участии в народных
праздниках
Создание текстов- 1
описаний
32
Пишем письмо
1
33
Представление
результатов
выполнения
проектных заданий
1
34
Устный ответ как 1
жанр
монологической
устной
учебнонаучной речи
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
текста, дополнить толкование
значения слова.
Самостоятельная
работа:
познакомиться
с
историей
происхождения фразеологизма
тянуть канитель на основе
материалов из истории языка и
культуры
На
основе
инструкции
и http://www.edu.ru/
предложенного плана написать
небольшой текст-повествование
по заданной теме
Работа с текстом: послушать http://www.edu.ru/
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
текста и рисунки; найти предмет,
который описан в тексте
http://www.edu.ru/
Работа в группе: сделать устное http://www.edu.ru/
сообщение
о
результатах
выполнения проектного задания,
оценить сообщения участников
группы
по
заранее
согласованным критериям
Работа в группе: сделать устное http://www.edu.ru/
сообщение
о
результатах
выполнения проектного задания,
оценить сообщения участников
группы
по
заранее
согласованным критериям
34 часа
16